СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок самопознания на тему: «Мы все такие разные»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толлерантность - это

•     Готовность мириться с чужим  мнением;

•       Уважение человеческого достоинства;

•       Уважение прав других;

•       Принятие другого таким, какой он есть;

•       Способность поставить себя на место         другого;

•       Признание равенства других;

•       Терпимость к чужим мнениям, вере и          поведению;

•       Отказ от причинения вреда и насилия. 

Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания на тему: «Мы все такие разные»»

Антоновская средняя школа












Урок по самопознанию в 5 классе


«Мы все такие разные»






Подготовила:

Пшеничникова О.В.


















Урок толерантности: «Мы все такие разные»


Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш урок с китайской притчи. (звучит музыка и слайды)


Жила-была на свете китайская семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?

  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:

  • И мира тоже.


Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Как можно озаглавить эту притчу?

Как вы думаете, о чем мы с вами поговорим? (о дружеских взаимоотношениях в классе, о любви, прощении и терпении)? А класс - это тоже наша большая семья.


Цель нашего урока:

  • знакомство с понятием толерантность;

  • определение своей толерантности.


Учитель: Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях:

  • он умел учитывать настроения окружающих;

  • уважительно к ним относился;

  • искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

И при этом он умел сохранять свои собственные принципы.


Сегодня современный человек должен быть не только*образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь. Что же значит толерантность?

(слайды «определение толерантности»)


Учитель: А теперь мы определим, насколько толерантен каждый из нас?

(слайды - «Насколько я толерантен?»)

Вы должны читая каждый пункт, оценить себя по 5 бальной шкале.

Итог: каждый из вас оценил себя и видит, какие качества в себе надо вырабатывать, воспитывать.

А кто хочет рассказать, как оценил свою толерантность? (слайды - «Чем мы похожи?»)

Учитель: герои этого слайда предлагают определить, чем они похожи? (ответы учеников)


Учитель: Давайте поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга i классе? (мальчики - девочки, высокие - низкие и т.д.) (ответы учеников)


Учитель: Скажите, возможно, ли нравиться всем? Почему? (разные, воспитание, характер, возраст)?

А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)! А чтобы добиться этой цели, нам что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?

( слайд « Плохо одному») Посмотрите на этот снимок. Что можно сказать об этом мальчике?

Почему он одинок? Что вы посоветовали бы мальчику и классу?


Учитель: Чтобы класс был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.

(слайды про законы дружбы) - А чем бы вы дополнили законы дружбы?


Игра «Волшебная лавка»

( выходит ученица)


Продавец: Я хозяйка волшебной лавки. В моей лавке есть необычные вещи. Вы можете их приобрести и наклеить на Дерево толерантности, но взамен вы должны сделать какой-то сюрприз.

(поет песню Айгерим «Если добрый ты»)


Учитель: Ребята, посмотрите на Дерево толерантности. Теперь вы точно будете знать какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком. Каким должен быть толерантный человек?


Учитель: Я хотела бы предложить вашему вниманию маленький эпизод из фильма «Меня зовут Кожа». Посмотрите и оцените поступки мальчика.

(фильм)


Учитель: Что вы можете сказать о толерантности Кожи? (ответы учащихся) Можно ли уважать Кожу, за что?


Учитель: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот. Посмотрите сценку и оцените поступки героев:


Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте ».

Мальчик и девочка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый мальчик. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.

  • Подожди, я подойду к нему, - сказала девочка.

  • Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил мальчик, сжав ее руку.

  • Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках. Мальчик: - А нам-то что? Он сам виноват.

Девочка: - Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.

Мальчик: Учиться надо, а не прогуливать уроки. Зачем ему помогать?

  • Я всё равно подойду, - девочка вырвала руку.

  • Я тебя не пущу.

Пойдем отсюда. - Он попытался увести ее.

- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

, Девочка оттолкнула мальчика и подошла к нему. Мальчик еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку и сказала: - Я дружить с тобой больше не буду.

  • Что с тобой? - спросила она, - Что с твоей ногой?

  • Я подвернул ее ... Мне очень больно.

  • Сейчас, сейчас. Потерпи. Я пойду вызову врача. (Уходит)

  • Спасибо, девочка, спасибо.


Учитель: Почему мальчик отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку - это будет проявление доброты.


Учитель: Давайте подумаем, что можно изобразить на эмблеме толерантности? (ответы детей)


Заключительное слово учителя:

- Сегодня на уроке толерантности, мы говорили о том какие мы разные: Я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

(слайд - фото класса «Мы все такие разные, но вместе нам хорошо)


Исполняют песню: «Ты, да я, да мы с тобой»