СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: «Судьба природы наша судьба» Тема: «Судьба природы наша судьба»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                              Программа « Перспективная начальная школа».

                                                                      

                                                         Наш мир                                                   

                                   Тема: «Судьба природы наша судьба»

Цели:

  1. Познакомить с Красной книгой, растениями, которые занесены в неё;

 показать, почему природа болеет, почему её судьба в наших руках.

  1. Воспитывать уважение и любовь к природе.
  2. Развивать речь учащихся, обучать работать в группе, развивать познавательную активность, закреплять полученные знания о природе.

Оборудование: ИКТ, слайды с изображением природы, Красной книги, занесенными растениями и животными, экологическими ситуациями, экологическими знаками,                                                                         

                                  Ход урока.

                1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

- Какие группы растений Вы изучили?  (  Цветковый, хвойные, папоротники, мхи и водоросли).

- Выполните задание карточки (по секторам).

3.  Подготовка к восприятию нового.

- Как Вы думаете, нужна ли растениям наша помощь?

- В чём? Почему?

4.     Сообщение темы урока.

На слайде: «Судьба природы – наша судьба!»

- Как же понять смысл предложения: «Судьба природы - наша судьба»?

- Представьте себе огромное прекрасное дерево. У него много зелёных веток. Но если дерево срубить, все его ветки погибнут. Ведь они часть дерева и не могут жить без него.

Вот и нас людей можно сравнить с ветвью удивительного дерева- природы.

Мы часть природы и не можем прожить без воздуха и воды, полезных ископаемых и почвы, растительного и животного мира.

             Стихотворение - «Есть просто храм» (ученик).

(показ слайдов с природой родного края)

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

                                   ( С. Смирнов) 

- За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сотен растений, 26 видов птиц, площадь лесов каждый месяц сокращается на 20 га.

 - Но что же для нас природа? (слайд)

 

Воздуха, воды и пищи         Природа-источник               познания               

           
     
 

 

 

Материалов для хозяйственной деятельности человека

    Доброты                                                                                   красоты                                                              

                                    

5.    Сообщение нового.

- Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы.

В нашей стране создана «Красная книга», в которую занесены те растения и животные, которые на грани исчезновения, редкие их виды.

- Как вы думаете, почему её назвали красной, а не жёлтой или синей.

+красный цвет – внимание, стоп, это сигнал опасности.

- Для чего же нужна эта книга?

-  Красная книга-документ временного действия. Как вы думаете, почему?

6.    Работа с растениями нашей области, занесёнными в красную книгу. (показ слайдов с растениями края, редкими растениями)

-Какие растения  из увиденных вы встречали в природе?

-Почему же происходит так, что многие растения становятся редкими, некоторые и вовсе исчезают с лица Земли?

Стихотворение:    (читает ученик)

                                   Мы цветы разве знаем на лугах?

                                             Разве ценим.

                              Всё травой называем, а подкошены – сеном.

                               И с деревьями тоже:

                            Роща в общем и целом.

Ель от пихты не можем отличить грешным делом.

   И конечно, тревожно, что порой мы безбожно

                             Не храним, что имеем. ( Н.Яшин)

7. Изучение правил поведения на природе.

- Многие и многие растения и животные оказались под угрозой исчезновения, они пока не занесены в Красную книгу, но нуждаются в нашей заботе и охране.

- Когда мы с Вами общаемся с природой, должны соблюдать соответствующие правила. (Экологические ситуации на слайдах -  по группам)

Экологические знаки.

- Сформулируйте правила самостоятельно из данной ситуации

      ( работа в парах, каждой паре дается текст с экологической ситуацией)

1.Семья возвращается из лесу. В корзине лежит еж. Он сердито фыркает, шуршит ветками. Марина и Света то и дело поглядывают в корзинку, радуясь своей находке.

а) Правильно ли поступили девочки, взяв ежа домой? Почему?

б) Что бы вы рассказали девочкам о ежах, их жизни в городских условиях?

2. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеек. Вода в нем мутная и грязная. Один мальчик решил привести ручеек в прядок. Другой посмеялся над ним. И все-таки первый мальчик очистил ручеек, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

-Пусть этот ручеек будет служить и людям и животным.

а) Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеек?

б) Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?

в) Кого бы вы взяли  себе в друзья и почему?

г) Как бы вы поступили в этой ситуации?

СЦЕНКА: «Ребёнок и мотылёк». (ученики).

Ребёнок:

                Мотылёк, как же так?

                Целый день ты летал

                И совсем не устал?

                Расскажи, как ты живёшь?

               Что ты ешь? Что ты пьёшь?

               Где твой мир? Где твой дом?

               Расскажи обо всём?

Мотылёк:

                Я вижу на лугах и в садах, и в лесах.   

                Я летаю весь день в голубых небесах.

                Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

               Мне еда и питьё - ароматы цветов.

               Но живу я не долго, не более дня,

               Будь же добрым со мни

               Не трогай меня!(эк. Знак.)  

 Ученик:                           Если я сорву цветок,

                                           Если ты сорвёшь цветок,

                                           Если все: и я, и ты.

                                           Если мы сорвём цветы-

                                           Опустеют все поляны, 

                                           И не будет красоты!(Эк. знак)

- Может, какие-то ещё правила вы можете сформулировать?

Вывод: В чьих же руках красота и богатство нашей родной земли.

На слайде :                       Дерево, трава и птицы

                                       Не всегда умеют защититься,

                                       Если будут уничтожены они

                                       На планете мы останемся они.

                                                                                                          (В.Берестов)

-Согласны ли Вы с поэтом В.Берестовым?

-Если погибнут травы и деревья, сможет ли остаться на Земле человек жить? (Нет. Растения дают нам кислород!!!)

- Так давайте же стараться жить так, чтобы вокруг нас Земля оставалась такой же щедрой и прекрасной, чтоб цвели цветы и пели птицы.

8. Итоги. Интеллектуальная рефлексия.

9. Домашнее задание:    - Придумать свой экологический знак, нарисовать его и составить сообщение о том, что он обозначает.