3. II этап. Что мы знаем? 12 мин Хотите вновь побывать в Царстве принцессы Умножение и познакомиться с новыми её жителями? Мы сможем туда попасть если покажем, что хорошо умеем решать примеры. 35 33 28 34 30 6 25 20 12 40 10 24 Проверим работу. У всех получились такие ответы? Какое число может быть «лишним», почему? (6, т.к. однозначное). Я убираю 6. Оставшиеся числа устно разделите на 2 группы - по какому признаку вы можете это сделать? (Круглые – некруглые; чётные – нечётные). Звучит песенка. Принцесса Умножения рада видеть нас в гостях, но у неё возникла проблема и ей нужна наша помощь. Когда она гуляла возле своего замка, то обронила в траву ключ от ворот. Найти ключ может ее знакомая - Цифрогусеница, но при условии, мы должны сказать, сколько ей лет. (Возраст гусеницы можно определить, если сложить все числа, написанные на ее туловище). Кто быстрее может это сделать? Как удобнее выполнить это задание? Совместное выполнение задания у доски по очереди. Гусеница нашла ключ и ворота замка открылись. Фиксируем на доске 99. Оцените свои знания и умения в Листе самооценки. Вернёмся к числам, которые мы фиксировали – 99 и 90 Минутка каллиграфии. Пропишем то число, которое получится, если из 99 вычесть число 90. Это – число 9.Что можно сказать о нём? (Самое большое однозначное число, соседи 8 и 10, нечётное). Пропишем число 9 в тетради по следующему алгоритму – 9 99 999 …. Сейчас мы познакомимся с ещё одним жителем царства Умножение. У Цифрогусеницы есть приятель – клоун Множик. Множика пригласили на праздник в школу и попросили принести с собой воздушные шары в таком количестве: 8-ми мальчикам по 9 синих шаров, 6-ти девочкам по 9 красных шаров, 9 учителям – по 9 зелёных шаров и 7 гостям праздника по 9 жёлтых шаров каждому. Множик никак не может сосчитать шары. Давайте ему поможем. Какое действие поможет Множику решить задачу? Какие примеры нужно составить Множику для решения задачи? На первом месте мы ставим то число, которое обозначает количество предметов, которые мы ищем. Ищем шары. Составление примеров - 9 х 8 - мальчикам, 9 х 6 - девочкам, 9 х 9 - учителям, 9 х 7 - гостям - Можем ли мы сразу помочь клоуну решить задачу? – Нет. - Что нужно знать, чтобы решить эти примеры? – Таблицу умножения числа 9. - Знаем эту таблицу умножения? Нет, мы её ещё не изучали. - Это проблема, которую мы должны решить. - Какую цель поставим перед собой? - Познакомиться с новым случаем умножения числа 9. - Составить таблицу умножения числа 9. - Раскрыть закономерности таблицы умножения на 9. - Научиться её использовать. На доску вывешивается таблица умножения 9 без ответов. Посмотрите внимательно, все ли примеры из этой таблицы умножения мы не знаем, или всё же какие-то примеры нам известны? Мы знаем – 9 х 2 = 18 9 х 3 = 27 9 х 4 = 36 9 х 5 = 45 9 х 10 = 90 Дети называют ответы известных примеров. Ответы открываются. Какой закон умножения нам помог? Переместительный закон. Посмотрите внимательно на ответы примеров. На сколько увеличивается ответ каждый раз? Допустим, мы помним, что 9 х 1 = 9, а нам нужно ответить, сколько будет 9 х 4. Сколько раз прибавим 9 к ответу первого примера 9 х 1? Но, согласитесь, это всё-таки долго. Как вы думаете, есть более удобные способы запомнить ответы т/ум на 9? Да. Один из них вы сейчас сами выведите. Еще раз смотрим на столбик примеров. Какая связь существует между количеством десятков в ответе примера и числом, на которое умножают 9? Количество десятков на 1 меньше, чем то число, на которое умножают 9. Запишем количество десятков в оставшихся нерешёнными примерах. А кто догадался, как определить количество единиц в ответе? Они дополняют количество десятков в ответе до 9). Запишем единицы в оставшихся нерешёнными примерах. Проверим (вывешивается такая же таблица умножения, но с ответами). Кто может ещё раз рассказать, как определить ответ в примере на умножение 9? Вывод: чтобы определить чему равно произведение 9 и какого-то числа, нужно из этого числа вычесть 1 – полученное число – количество десятков в ответе, а количество единиц – число, которое дополняет десятки до 9. Давайте для удобства назовём этот способ - Способ «Дополнение до 9». 9 х 6 = 54 9 х 7 = 63 9 х 8 = 72 9 х 9 = 81 Вернёмся к нашему клоуну Множику. Теперь мы можем ему помочь? Так сколько синих шаров он должен принести, а красных, зелёных, жёлтых? Довольный Множик благодарит вас и дарит вам физминутку. Учитель диктует, дети пишут на доске Решим примеры, используя новый способ запоминания таблицы умножения 9 и вспомним порядок действий в примерах на умножение и сложение (вычитание). 3 х 2 + 6 х 9 = 9 х 5 – 5 + 31 = 1 х 9 – 2 х 4 = 9 х 7 + 9 х 4 = 60 + 3 х 9 = 8 х 9 – 12 = Оцените свои знания и умения в «Листе самооценки». |