МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИВАНАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ СОШ с.Иванаево
_____________ Сафина Л.Е. __________Шафикова Р.М. _______________Бадретдинов И.И.
Протокол №1 от 30.08. 2018г. 30. 08. 2018г. Приказ №180 от 31.08.2018г.
Рабочая программа
на 2018– 2019 учебный год
Предмет: технология Класс: 8а,б Общее количество часов: 33 Количество часов в неделю: 1 Программа: Тищенко А.Т.,Синица Н.В. Технология. Программа : 5-8 классы, ФГОС, М., «Вентана-Граф», 2015 г. Учебник: Под ред. Симоненко В.Д., «Технология. 8 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных организаций –М.: « ВЕНТАНА – ГРАФ», 2019г
Учитель:Янситова Чулпан Радиковна
Иванаево – 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Республики Башкортостан от 1.07.2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;
- Приказа МО РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Положения о рабочей программе, утверждённого приказом МБОУ СОШ с.Иванаево №179 от 31.08.2015 г.;
- Календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Иванаево МР Дюртюлинский район РБ;
- Учебного плана МБОУ СОШ с. Иванаево МР Дюртюлинский район РБ;
- Симоненко В.Д . Программа общеобразовательных учреждений 5-11 кл.- М., «Просвещение», 2010г.
Общая характеристика учебного предмета
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, компетентности и мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности учащегося, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать задачи, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости.
Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Общие цели с учетом специфики учебного предмета
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
Результаты изучения учебного предмета
Должны знать:
- о пищевых продуктах, как источниках белков, жиров, углеводов, минеральных солей и т. п.;
о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды;
о методах сохранения продуктов при кулинарной обработке;
правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;
виды макаронных изделий, правила варки блюд из макаронных изделий;
требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;
общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, технологию приготовления творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога и технологию их приготовления;
зерновые культуры, ассортимент продуктов из них, способы их приготовления;
способы приготовления разных видов теста, значение блюд из теста в питании человека;
назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, значение заготовки овощей и фруктов на зиму, условия сохранения в них витаминов;
основные свойства натуральных волокон и тканей из них, характеристику переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения;
виды соединительных швов и краевых швов, технологию их выполнения;
регуляторы швейной машины, устройство и правила установки швейной иглы;
виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки, особенности моделирования плечевых изделий;
назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски;
экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;
виды соединения и элементы в электрических цепях, правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов;
основные качества интерьера, его особенности;
традиционные виды рукоделия – вязание, инструменты и приспособления, узоры;
историю создания изделий из лоскута и технику пэчворка.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие -1ч.
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Сельскохозяйственные работы – 2ч.
Уборка и учет урожая. Уборка и учет урожая. Подведение итогов опытов.
Кулинария -8ч.
Приготовление блюд из мясных продуктов и овощей. Заготовка продуктов. Банкет-коктейль. Банкет - фуршет, банкет -коктейль - фуршет, банкет-чай. Сервировка праздничного стола. Итоговое занятие по разделу «Кулинария».
Элементы экономических знаний- 2ч.
Экономное ведение домашнего хозяйства. Доходная и расходная части семейного бюджета. Торговые символы, этикетки и штрих код.
Элементы материаловедения - 1ч.
Технология производства синтетических волокон. Свойства синтетических волокон. Снятие мерок, расчет конструкции.
Конструирование и моделирование плечевого изделия-2ч.
Конструирование плечевого изделия. Построение чертежа выкройки плечевого изделия в натуральную величину по своим меркам. Моделирование основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Технология изготовления плечевого изделия- 6ч.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Подготовка изделия к первой примерке. Проведение первой примерки. Внесение уточнений после первой примерки. Обработка после первой примерки. Раскрой подборта и обтачки горловины окантовочным швом. Обработка срезов горловины. Обработка нижнего среза рукава. Проведение второй примерки. Уточнение длины изделия. Обработка нижнего среза изделия. Обработка пояса. Соединение карманов с изделием. Окончательная обработка изделия. Демонстрация выполненных работ.
Творческие проектные работы- 8ч.
Тематика и оценка проекта. Правила оформления творческого проекта. Работа над творческим проектом. Самостоятельная работа над творческим проектом. Использование растровой ткани в лоскутной технике. Мозаика из полос. Работа над творческим проектом. Техника выполнения изделия. Лоскутная техника. Работа над творческим проектом. Практическая часть. Технология изготовления изделия из лоскутов. Работа над творческим проектом. Заключительный этап изготовления изделия из лоскутов. Защита творческого проекта.
Технология ведения дома-2ч.
Современная квартира. Функции жилища. Планировка жилого интерьера. Декоративное украшение окон.
Электротехнические работы -2ч.
Электробытовые приборы, облегчающие домашний труд. Электроосветительные приборы.
Черчение. Графика -4ч.
Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных интсрументов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графичесой документации. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Посторение чертежа и технического рисунка. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Посторение чертежа и технического рисунка. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по календ. | Факт. дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| Вводное занятие -1ч. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | 7.09 | | Знать правила ТБ. Уметь использовать их на практике. Иметь представление о предстоящей работе. |
| Сельскохозяйственные работы – 2ч. |
2 | Уборка и учет урожая. | 1 | 14.09 | | Инструктаж по ТБ при работе на пришкольном участке. Продолжить формирование умений по уборке урожая, подготовке к закладке его на хранение. Инструктаж по ТБ при работе на пришкольном участке. Совершенствовать умения по проведению уборки урожая и сбору семян цветочно-декоративных растений. |
3 | Уборка и учет урожая. Подведение итогов опытов. | 1 | 21.09 | |
| Кулинария -8ч. |
4 | Приготовление блюд из мясных продуктов и овощей. | 1 | 28.09 | | Текущий инструктаж. Знать о тушении, припускании продуктов. Технология изготовления блюд из мясных продуктов и овощей. Уметь применять знания на практике. |
5 | Заготовка продуктов. | 1 | 5.10 | | Знать о консервировании и мариновании овощей. Пастеризации, стерилизации. Инвентарь для консервирования. Санитарно-гигиенические требования. Уметь применять знания на практике. |
6 | Банкет-коктейль. Банкет - фуршет, банкет -коктейль - фуршет, банкет-чай. | 1 | 12.10 | | Уметь представление о банкетах : банкет-коктейль, банкет - фуршет, банкет- коктейль - фуршет, банкет-чай. Понятие о банкетах. Сервировка стола для банкета. Правила поведения на банкете. |
7 | Сервировка праздничного стола . Итоговое занятие по разделу «Кулинария». | 1 | 19.10 | | Сервировка праздничного стола . Итоговое занятие по разделу «Кулинария».Тесты. |
| Элементы экономических знаний- 2ч. |
8 | Экономное ведение домашнего хозяйства. Доходная и расходная части семейного бюджета. | 1 | 26.10 | | Знать рациональное планирование своих расходов. Бюджет семьи. Структура семейного бюджета. Планирование бюджета семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. Выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита. Разработать этикетку. Определить страну изготовителя. Уметь читать штрих-код, этикетку продуктов; оценивать затраты на питание семьи на неделю. |
9 | Торговые символы, этикетки и штрих код. | 1 | 9.11 | |
| Элементы материаловедения - 1ч. |
10 | Технология производства синтетических волокон. Свойства синтетических волокон. Снятие мерок, расчет конструкции. | 1 | 16.11 | | Знать технологию производства и свойства синтетических волокон и тканей из них. Использование тканей из синтетических волокон. Виды переплетений нитей в тканях и их влияние на свойства тканей. Уметь снимать мерки, рассчитывать конструкции. |
| Конструирование и моделирование плечевого изделия-2ч. |
11 | Конструирование плечевого изделия Построение чертежа выкройки плечевого изделия в натуральную величину по своим меркам. | 1 | 23.11 | | Знать построение чертежа в натуральную величину по своим меркам. Прибавки на свободу облегания. Уметь построить чертеж в натуральную величину по своим меркам. |
12 | Моделирование основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. | 1 | 30.11 | | |
| Технология изготовления плечевого изделия- 6ч. |
13 | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Подготовка изделия к первой примерке. | 1 | 7.12 | | Знать: способы расположения выкройки на ткани. Правила подготовки ткани к раскрою и экономная раскладка. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Правила подготовки к раскрою. Раскладка деталей на ткани с учетом рисунка и фактуры ткани. Уметь применять знания на деле. |
14 | Проведение первой примерки. Внесение уточнений после первой примерки. Обработка после первой примерки. | 1 | 14.12 | | Знать: подготовка деталей кроя к обработке; подготовка изделия к первой примерке. Способы переноса контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Способы обработки горловины, проймы в зависимости от модели и ткани. Приемы соединения плечевых, боковых срезов. Проведение первой примерки. Уметь применять знания на деле. |
15 | Раскрой подборта и обтачки горловины окантовочным швом. Обработка срезов горловины. | 1 | 21.12 | | Знать: раскрой подборта и обтачки горловины окантовочным швом. Обработка срезов горловины. Правила ТБ ВТО. Правила подкроя обтачки. Различные виды и способы оформления горловины. Технология обработки выреза горловины. Уметь применять знания на деле. |
16 | Обработка нижнего среза рукава. Проведение второй примерки. Уточнение длины изделия. | 1 | 28.12 | | Знать: обработка нижнего среза рукава Проведение второй примерки. Уточнение длины изделия. Приемы обработки нижнего среза изделия. Уметь применять знания на деле. |
17 | Обработка нижнего среза изделия. Обработка пояса. Соединение карманов с изделием. | 1 | 18.01 | | Знать: технология обработки нижнего среза изделия, обработка пояса и соединения карманов с изделием. Уметь применять знания на деле. Знать: Какими способами можно обработать нижний срез изделия. Какую фурнитуру используют для проектного изделия. |
18 | Окончательная обработка изделия. Демонстрация выполненных работ. | 1 | 25.01 | | Уметь обработать нижней срез изделия, подготовить изделие к проверке. Окончательная обработка изделия. Демонстрация выполненных работ. |
| Творческие проектные работы- 8ч. |
19 | Тематика и оценка проекта. Правила оформления творческого проекта. | 1 | 01.02 | | Знать этапы выполнения творческого проекта; технологические понятия. Уметь ставить лист планирования содержания и этапов выполнения творческого проекта. |
20 | Работа над творческим проектом. | 1 | 08.02 | | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов). Использование растровой ткани в лоскутной технике. Мозаика из полос. Технологическая часть изготовления изделия. Уметь: планировать свою учебную деятельность Лоскутная техника. Лоскутное шитье. Технология изготовления изделия из лоскутов. Уметь: презентовать проект, используя не только описание изделия, его назначение, но и дополнительные сведения об этапах выполнения проекта, технологической обработке. |
21 | Самостоятельная работа над творческим проектом. Использование растровой ткани в лоскутной технике. Мозаика из полос. | 1 | 15.02 | | Уметь: – излагать в свободной форме основные сведения о технике «пэчворк»– выполнять схемы лоскутного изделия по заданию учителя Владеть приемами работы в технике «пэчворк» Знать приемы работы с первоисточниками. Уметь: конспектировать текст, обобщать информацию; работать над творческим проектом; организовать рабочее место, оборудование и приспособления для различных видов работ, составление последовательности выполнения. Поиск сведений в литературе. |
22 | Работа над творческим проектом. Техника выполнения изделия. Лоскутная техника. | 1 | 22.02 | |
23 | Работа над творческим проектом. Лоскутное шитье. | 1 | 01.03 | | Использование растровой ткани в лоскутной технике. Мозаика из полос. Технологическая часть изготовления изделия. Уметь: планировать свою учебную деятельность Лоскутная техника. Лоскутное шитье. Технология изготовления изделия из лоскутов. Уметь: презентовать проект, используя не только описание изделия, его назначение, но и дополнительные сведения об этапах выполнения проекта, технологической обработке. |
24 | Работа над творческим проектом. Практическая часть. Технология изготовления изделия из лоскутов. | 1 | 15.03 | |
25 | Работа над творческим проектом. Заключительный этап изготовления изделия из лоскутов. | 1 | 22.03 | |
26 | Защита творческого проекта. | 1 | 5.04 | |
| Технология ведения дома-2ч. |
27 | Современная квартира. Функции жилища. Планировка жилого интерьера. | 1 | 12.04 | | Знать: основные функции современного жилища. Анализ современной квартиры. Планировка жилого интерьера. Условное изображение квартиры. |
28 | Декоративное украшение окон. | 1 | 19.04 | | Знать варианты декорирования окон. Роль карниза в создании дизайна окон и современные направления моды. Уметь применять знания на деле. |
| Электротехнические работы -2ч. |
29 | Электробытовые приборы, облегчающие домашний труд. | 1 | 26.04 | | Познакомить с бытовыми электроприбора- ми: кухонные машины, уборочные машины. Полезные советы по эксплуатации. |
30 | Электроосветительные приборы. | 1 | 3.05 | | Знать: историю изобретения ламп. Виды источников света и электрических ламп. Устройство лампы накаливания. Устройство люминесцентной лампы Освещение в квартире. Уметь применять знания на деле. |
| Черчение. Графика -4ч. |
31 | Чтение чертежей, схем, технологических карт. | 1 | 10.05 | | Уметь: графическое представление информации, использовать ПЭВМ для выполнения графических работ; построение графиков, диаграмм по предложенным данным; использование прикладных пакетов программ для графических работ; разработка эскиза логотипа или товарного знака. Знать: профессии связанные с выполнением чертежных и графических работ. |
32 | Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных интсрументов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графичесой документации. | 1 | 17.05 | |
33 | Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Посторение чертежа и технического рисунка. | 1 | 24.05 | | Уметь: применять и использовать компьютерные технологии при выполнении графических работ. |
34 | Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ. | 1 | 31.05 | |
| | 34 | | | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Библиотечный фонд
- Симоненко В.Д . Программа общеобразовательных учреждений 5-11 кл.- М., «Просвещение», 2010г.
- Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В. «Технология. 8 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. ООО Издательский центр « ВЕНТАНА – ГРАФ», 2006
- Ермакова Е.И. Основы кулинарии. Учебник для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2000
2. Технические средства обучения
- Ноутбук
3. Экранно-звуковые пособия
1. Презентации.