Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Гусь-Хрустальный технологический колледж» им. Г.Ф. Чехлова
Профессия: «Повар, кондитер»
Мастер производственного обучения: Черняева Светлана Алексеевна
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций
Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога и теста.
Тема урока: «Приготовление блюд из вязких каш (биточки и запеканки)»
Время проведения урока: 6 часов
Цели и задачи урока:
1. Обучающая
а) Закрепить знания обучающихся, выработать практические навыки и умения по организации рабочего места и применению безопасных приемов труда.
б) Научить обучающихся рассчитывать необходимое количество сырья и соотношение жидкости и круп, определять привар, соблюдать технологические процессы приготовления блюд, правила подачи, условия хранения и сроки реализации блюд.
2. Воспитывающая
а) Воспитание аккуратности, соблюдение правил санитарии, самостоятельности.
б) Воспитание сознательности (экономное и бережное отношение к продуктом и к труду).
3. Развивающая
а) Совершенствование умений и навыков по ранее изученным операциям
б) Формирование скоростных навыков и соблюдение ученических норм
в) Развитие профессиональной самостоятельности
г) Формирование навыков самоконтроля
Материально-техническое оснащение урока.
Оборудование: ШЖЭСМ, ВНЦ-10, ПЭСМ-4, весы, производственные столы.
Инвентарь, инструменты, посуда: кастрюли вместимостью 3, 1, 0,5 л, сковорода, веселка, дуршлаги, столовая ложка, лопатка, лотки, тарелки, ножи поварской тройки, шумовка, сито, разделочные доски с маркировкой «Сухари», «ОС», «МВ».
Документация:
Таблица «Количество крупы, жидкости, соли, расходуемое на приготовление каш», инструкции по ТБ, журнал по ТБ.
Дидактическая цель.
а) Ознакомить обучающихся с правильной организацией рабочего места при подготовке круп, для приготовления блюд и гарниров.
б) Рассказать о правилах техники безопасности при подготовке круп, а так же при работе электрическими плитами, сковородами и жарочными шкафами.
в) Ознакомить обучающихся с кулинарным использованием и назначением различных круп, для приготовления блюд и гарниров.
г) Ознакомить с нормами выхода, отходов, правилам подачи, условиями хранения и сроками реализации блюд.
Организация и проведение урока производственного обучения.
Урок производственного обучения целесообразно проводить после теоретического изучения данной темы. В начале урока мастер обязан проверить количество присутствующих обучающихся, их санитарное состояние, наличие рабочих тетрадей по производственному обучению. Затем он сообщает тему и цели урока:
Тема: «Приготовление блюд из вязких каш (биточки и запеканки)»
Перед изложением и показом нового материала рекомендуется повторить с обучающимися материал по крупам.
Затем мастер производственного обучения повторяет инструктаж по технике безопасности - работа с электрическими плитами, сковородами и жарочными шкафами.
После этого мастер демонстрирует различные виды круп рассказывает о последовательности каждой операции.
Мастер переходит к практическому показу или проработке темы. Подготавливает сырье для приготовления блюд «Биточки рисовые»
Биточки рисовые.
Операция № 1. Организация рабочего места. Блюда из круп, на предприятиях общественного питания готовят в соусном отделении. Оборудуется это отделение электрическими плитами, пищеварочными котлами, жарочными шкафами, производственными столами. Рабочие места должны быть универсальными и примыкать к раздаточному и торговому залам.
Для приготовления каш и изделий из них в соусном отделении выделяют производственный стол, где устанавливают весы, с правой стороны — инвентарь, инструменты, посуду, слева — продукты.
Операция №2. Прием сырья. Все полученные продукты проверяют по качеству в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями (крупы должны быть без признаков плесени, влажности и т.д.).
Операция №3. Хранение. Крупы хранят в деревянных ларях для сыпучих продуктов, все другие компоненты — в холодильном шкафу.
Операция № 4. Механическая кулинарная обработка круп. Крупы перед варкой перебирают, отделяя необрушенные зерна и другие примеси, а мелкие и дробленые крупы просеивают через сито для удаления мучели и промывают. Особенно тщательно промывают пшено, так как мучель придает горький вкус. Все крупы промывают 2...3 раза. Гречневую крупу и крупы из дробленых зерен промывать нельзя, это влияет на консистенцию и вкус каши, сырую крупу обжаривают.
Операция №5. Подготовка жидкой основы. В котел наливают воду, бульон, молоко, молоко с водой и доводят до кипения. В кипящую жидкость добавляют соль, сахар, молоко, жир.
Операция №6. Варка каш различной консистенции.
Вязкие каши готовят на молоке, воде и молоке, разбавленном водой, только жидкости используют больше, чем для рассыпчатых каш. Приготовление вязкой каши для рисового пудинга: в кипящую воду кладут соль, сахар, засыпают подготовленную крупу и варят 20 мин, часто помешивая. Затем доливают горячее молоко и варят при слабом кипении до готовности.
Операция № 7. Приготовление изделий из вязких каш. Формование, обжаривание, запекание. Из вязких каш готовят: котлеты, биточки, запеканку, пудинг. Для приготовления котлет и биточков вязкую кашу охлаждают до 60 "С, добавляют сахар, яйца и хорошо перемешивают. Формуют котлеты, биточки панируют в сухарях и обжаривают.
Приготовление массы для биточков: в охлажденную до температуры 60...70°С вязкую кашу кладут сахар, сырые яйца и все хорошо перемешивают.
Формование: приготовленную массу разделывают в виде биточков по 2 шт. на порцию и панируют в панировочных сухарях.
Жаренье: биточки кладут на сковороду с разогретым растительным маслом и обжаривают с двух сторон до образования румяной корочки.
Оформление готового блюда: раскладывают готовые биточки на тарелки по 2 шт. и подают к ним варенье, кисель или сладкий соус.
Требования к качеству. Внешний вид котлет и биточков — без трещин на поверхности, равномерно прожаренные.
Вкус и запах — без горечи и затхлости.
Правила подачи. Изделия из вязких каш (котлеты, запеканки) с грибным, сметанным соусами, на столовой тарелке. Пудинг разрезают на порции или выкладывают из порционной формы, раскладывают на тарелки и подают с фруктово-ягодным соусом, вареньем.
Сроки хранения. Вязкие каши, котлеты, биточки, запеканки реализуют в течение 3 ч.
После практического показа мастер обращает внимание обучающихся на способы варки круп для того или иного блюда; способы отваривания бобовых и макаронных изделий. Затем следует закрепить пройденный материал путем опроса обучающихся:
Какими по консистенции бывают каши?
Способ приготовления блюда «Биточки рисовые».
Требования к качеству блюда «Биточки рисовые».
Правила подачи блюда «Биточки рисовые»
Интересное оно -
Треугольное зерно.
Немного необычный
Цвет светло-коричневый.
Каша из него вкуснА
и полезная она.
Как правильно отваривают кашу гречневую?
Правила подачи гречневой каши?
После закрепления данного материала мастер производственного обучения дает задания обучающимся по нарезке и подготовке к фаршированию овощей. Мастер следит за соблюдение техники безопасности, правил санитарии и гигиены, организации рабочего места и т.д.
В конце урока мастер производственного обучения проводит заключительный инструктаж в котором указывается на ошибки, допущенные в процессе работы, а так же положительные стороны работы отдельных обучающихся: объявляет оценки за ответы и дает анализ выполнения приемов выполненных обучающимися.
Обучающиеся приводят в порядок свое рабочее место, оборудование, инвентарь и инструменты, которые они использовали во время производственного обучения. А так же назначенные дежурные приводят в порядок лабораторию.
Дается задание на дом.
Лист учета по производственному обучению
Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога и теста
П/О № от «06» февраля 2019г.
ФИО | халат | фартук | колпак, косынка | обувь сменная | Техника безопасности | тетрадь | оценки |
теория | практика | итог |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Нормы круп и жидкостей для получения каш определенных консистенций. Количество жидкости и соли, расходуемое на приготовление каши, приводится из расчета на 1 кг крупы. | |
Каша | Жидкость (вода, молоко, бульон), л. | Соль, г. | Выход каши, кг. | Привар, % | Длительность варки, ч-мин. | |
Гречневая | | | | | | |
рассыпчатая | 1,5 | 21 | 2,1* | 140 | 1-00 | |
вязкая | 3,2 | 40 | 4,0 | 300 | 1-00 | |
Пшенная | | | | | | |
рассыпчатая | 1,8 | 25 | 2,5 | 150 | 1-30 | |
вязкая | 3,2 | 40 | 4,0 | 300 | 1-30 | |
жидкая | 4,2 | 50 | 5,0 | 400 | 1-30 | |
Рисовая | | | | | | |
рассыпчатая | 2,1 | 28 | 2,8 | 180 | 0-30 | |
вязкая | 3,7 | 45 | 4,5 | 350 | 1-00 | |
жидкая | 5,7 | 65 | 6,5 | 550 | 1-00 | |
Перловая, ячневая | | | | | | |
рассыпчатая | 2,4 | 30 | 3,0 | 200 | 3-00 | |
вязкая | 3,7 | 40 | 4,5 | 350 | 2-00 | |
Овсяная | | | | | | |
вязкая | 3,2 | 40 | 4,0 | 300 | 0-15 | |
жидкая | 4,2 | 50 | 5,0 | 400 | 0-20 | |
«Геркулес» | | | | | | |
вязкая | 3,7 | 45 | 4,5 | 350 | 2-00 | |
жидкая | 5,7 | 65 | 6,5 | 550 | 2-00 | |
Манная | | | | | | |
рассыпчатая | 2,2 | 30 | 3,0 | | 0-15 | |
вязкая | 3,7 | 45 | 4,5 | 350 | 0-15 | |
жидкая | 5,7 | 65 | 6,5 | 550 | 0-15 | |
Пшеничная | | | | | | |
рассыпчатая | 1,8 | 25 | 2,5 | 150 | 2-00 | |
вязкая | 3,2 | 40 | 4,0 | 300 | 2-00 | |
жидкая | 4,2 | 50 | 5,0 | 400 | 1-30 | |
Кукурузная | | | | | | |
вязкая | 2,7 | 35 | 3,5 | 250 | 1-00 | |
жидкая | 4,2 | 50 | 5,0 | 400 | 2-00 | |
Загадки о крупах и кашах.
Отгадай загадку нашу:
Не испортишь маслом…(кашу)
Любимая и желанная -Всем детям каша…(манная)
Всем детям рост обеспечивает -Полезная каша…(гречневая)
Не спеша, пережевываем - Желтую кашу…(пшенную)
За обе щеки упитываем-Белую кашу…(рисовую)
Силы дает и вес-Богатырь…(«Геркулес»)
Ложки дружно облизали - И спасибо всем…(сказали)
Пословицы и поговорки о каше
•Кашу маслом не испортишь
•Кашевар живет сытее князя.
•Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.
•Заварил кашу, так не жалей масла!
•Щи да каша — кормилицы наши.
•С ним каши не сваришь.
•Путает, словно кашу в лапти обувает.
•Один в поле не воин; один и у каши загниешь.
•Мать наша — гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота.
•Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок.