Класс: 3-А Дата: 22.09.20
Тема: Города и вехи моей Родины.
Цели и задачи:
обучающие: расширять представление о территории края, его населении и хозяйстве; изучить названия важнейших городов Республики, их географическое положение, достопримечательности;
развивающие: развивать умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи, развивать память, мышление, речь;
воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине,
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: фотографии, фото-открытки, пословицы, названия памятников, микрофон.
Хронометраж урока
1. Организация начала урока.(1 мин)
2. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока.(3 мин)
3. Восприятие и осознание учениками фактического материала.(15 мин)
4. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.(6 мин)
5. Обобщение и систематизация знаний. (7 мин)
6.Итоги урока. (5 мин)
7. Сообщение домашнего задания.(2 мин)
Содержание урока
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут (ФИО), сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Проверьте все ли у вас готово к нашему уроку, у вас должны быть: пенал, дневник и материалы, которые я вам раздала.
2. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока.
- Послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно?
Шахтерская родная сторона…
Здесь ночью звезды кружат в ритме вальса.
Земля отцов. На свете ты одна-
И я горжусь, что родом из Донбасса!..
Люблю тебя, родной Донецкий край!
Прошла здесь через сердце жизни трасса,
И где бы ни был ты, не забывай,
Что мы с тобою родом из Донбасса!
- О чем данное стихотворение? ( ответы детей)
- Верно, данное стихотворение о нашем родном крае.
- Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня мы совершим путешествие по городам родного края и по их памятным местам.
3. Восприятие и осознание учениками фактического материала.
- Донецкий край полон красивых, знаменитых и памятных мест. Святогорская Лавра, Каменные могилы, Хомутовская степь, Саур-Могила и еще множество памятных мест достойны посещения. А нынешняя столица Донбасса-Донецк недаром еще в 2010 году, 10 лет тому, занял первое место в рейтинге «Лучший региональный город по уровню социально-экономического развития».
- Посмотрите на карту нашей Родины.( на доске)
- Назовите большие города Донбасса. Давайте сейчас отправимся в виртуальную экскурсию по городам Донбасса на автобусе.
- Первый город куда мы поедем - это Горловка.
- Кто на карте найдет и обозначит этот город?
3.1 Рассказ о городе Горловка.
- Может кто-нибудь из вас знает что-нибудь об этом городе?
- Внимательно послушайте сведенья о городе и дайте ответ на вопрос в честь кого был назван город?
- В начале XIX века на территории нынешнего города были открыты залежи угля, появились крестьянские мелкие шахты.С началом строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1867 году основан посёлок, одноимённая железнодорожная станция Корсунь (позднее посёлку и станции присвоено имя Горловка в честь горного инженера Пётра Николаевича Горлова.
- В честь кого назван город?
- Залежи чего нашли на территории нынешнего города?
- Внимательно послушайте и дайте ответ на вопрос, какая промышленность развита в городе?
- Каменноугольная промышленность: ГП «Артёмуголь», включающее 4 угольные шахты;
машиностроительная: машиностроительный завод имени С. М. Кирова — сейчас АО «Горловский машиностроитель» по выпуску угольных комбайнов
Новогорловский машиностроительный завод выпускает бурильные установки, станки, породопогрузочные машины и другое.
химическая:ПАО «Концерн Стирол» — крупнейшее химическое предприятие; Смолоперерабатывающий завод.
коксохимическая: Горловский коксохимический завод
- Какая промышленность развита в городе?
- Горловка богата не только заводами, но и памятными местами.
- (фото) В Горловке есть памятник «Памятник Петру Горлову» основателю Горловки, горному инженеру Горлову Петру Николаевичу был установлен в центре города в 1999 году, к 160-летию со дня его рождения. Горлов Петр Николаевич (11 мая 1839 г., Иркутск — 20 ноября 1915 г., Петроград) — русский инженер-геолог, общественный деятель.
-(фото) Памятник простому шахтеру Никифору(по метрике) Изотову, организовавшему на шахте школу для повышения квалификации молодым рабочим, передавая свой опыт.
- (фото) Сквер им. Советской Армии возле кинотеатра "Украина" в центре Горловки открыт в 1961 г. Вскоре над братской могилой танкистов, захороненных в этом сквере, был насыпан холм и установлен танк Т-34.
- (фото) Танк, который возвышается на холме, является памятником - символом в честь всех освободителей города от захватчиков и не принадлежит конкретному герою.
- Мы побывали в Горловке и теперь наш автобус отправляется дальше.
3.2 Рассказ о памятных местах города Макеевка.
- Дальше наш автобус везет нас в город Макеевка.
- (Показ на карте)
- Может кто-нибудь из вас знает что-нибудь об этом городе?
-(фото) В центре города установлен памятник «Мемориал подвигу шахтёров Макеевки».
- Ребята, что такое памятник?(ответы детей)
ПА́МЯТНИК – это архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-либо лица, события.
Памятник - "Мемориал подвигу шахтеров Макеевки" - посвящен шахтерам города, которые, добывая уголь, отдали самое ценное - свою жизнь, а также ежедневному героизму покорителей подземных глубин. Подобного памятника нет ни в Донбассе, ни в Украине. Памяти тех, кто не вернулся из шахты и подвигу тех, кто сейчас спускается в забой и установлен этот величественный мемориал и введен День памяти погибшим шахтерам.
- Что такое памятник?
- Наше путешествие продолжается.
3.3 Рассказ о городе Снежное.
- Следующая остановка в Снежном.
- Как вы думаете почему город назван именно так?
- По легенде название город получил от Екатерины II, которая, проезжая в этих краях, воскликнула «Какое снежное место». Основан в 1784 году.
- Вы что-нибудь знаете об этом городе?
- Одно из памятных мест данного города:
(фото) Сау́р-Моги́ла — курган в Шахтёрском районе Донецкой области, одна из высот Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс.
В 2014 году на Саур – Могиле шли очень жестокие бои. После чего памятник был полностью разбит.
Физминутка
По родному краю дружно мы шагаем.
Справа от нас зеленый луг
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку – скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
Солнце над березами светит нам.
Мы рады ягодам, грибам.
3.4 Рассказ о городе Докучаевск.
- Следующая наша остановка – Докучаевск.
- Что вы знаете о данном городе?
- Послушайте внимательно и дайте ответ на вопрос, почему город назван Докучаевск?
- Возник город в 1912 году в связи с развитием добычи флюсового известняка, доломита для Петровского и Макеевского металлургических заводов. Город назван в честь Василия Васильевича Докучаева (1846—1903), известного геолога и почвоведа, основателя русской школы почвоведения.
- Почему город назван Докучаевск?
- Когда возник город?
- В Докучаевске много памятных мест, обратите внимание на некоторые из них: (фото) Аллея героев Докучаевска, Памятник возле братской могилы воинов Красной Армии, Памятник Докучаеву.
- По мимо памятных мест, в Докучаевске расположен зоопарк (фото)
4. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.
- Последняя наша остановка – Донецк.
- Что вы знаете о нашем городе?
- Остановка в Донецке у памятника Артему. (Фото)
(Фото) Памятник сооружен в 1967 году к пятидесятилетию Советского государства в честь советского государственного и партийного деятеля, основателя Донецко-Криворожской республики, председателя Донецкого губисполкома. Авторы памятника — скульптор В. М. Костин, Н. К. Яковлев и Н. М. Поддубный.
Вес скульптуры 16 тонн. Высота скульптуры — 6 м Общая высота памятника — 10,5 м.
- Какие еще памятные места вы знаете в Донецке?
- Просмотр фотооткрыток.
5. Обобщение и систематизация знаний.
5.1 Игра «Соедини».
- Мы с вами совершили путешествие, ознакомились с памятниками, а теперь поиграем в игру.
- На доске есть фотографии памятников и названия, вам необходимо их правильно соединить.
5.2 Игра «Дополни пословицу»
- Мы должны любить и ценить нашу Родину, это говорится из века в век, передается в пословицах. Предлагаю вам подобрать вторую часть пословиц и объяснить их.
1. Человек без Родины - соловей без песни.
2. Жить - Родине служить.
3. Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.
4. За морем светло, а у нас светлее.
5. Нет в мире краше Родины нашей.
6.Итоги урока.
- Ребята, мы с вами совершили путешествие по городам нашей Родины. Узнали исторические факты, просмотрели памятные места. Обьяснили пословицы о Родине.
- В каких городах мы побывали?
- Чем вам они запомнились?
- Какие памятники встречались на нашем пути?
- Метод «Микрофон»- заслушиваются ответы учащихся на вопрос «Что больше всего удивило/ запомнилось/ понравилось?»
7. Сообщение домашнего задания.
- Мы побывали во многих городах, но есть еще город Шахтерск. Ваше домашнее задание - перечислить выдающиеся исторические памятники г. Шахтерска.