СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе "Как работать над заданием № 26 ЕГЭ по русскому языку".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе "Как работать над заданием № 26 ЕГЭ по русскому языку".»

Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ

РАЗМИНКА «Третий лишний»

РАЗМИНКА

«Третий лишний»

Объясните принцип определения лишнего варианта:   б) попасть пальцем в небо; а) попасть впросак; в) попасть мячом Начальные сведения о курсе, пособия и материалы, необходимые для занятий или проекта.

Объясните принцип определения лишнего варианта:

  • б) попасть пальцем в небо;
  • а) попасть впросак;
  • в) попасть мячом

Начальные сведения о курсе, пособия и материалы, необходимые для занятий или проекта.

ПРОВЕРИМ а) попасть впросак – оказаться в неловком положении; б) попасть пальцем в небо – ошибиться . а и б – фразеологизмы ;  в - свободное сочетание слов   Задачи курса, ожидаемые результаты и навыки, которые должны быть получены в ходе обучения.

ПРОВЕРИМ

  • а) попасть впросак – оказаться в неловком положении;
  • б) попасть пальцем в небо – ошибиться .

а и б – фразеологизмы ; в - свободное сочетание слов

Задачи курса, ожидаемые результаты и навыки, которые должны быть получены в ходе обучения.

Объясните принцип определения лишнего варианта:   а) золотые руки; б) золотые серьги ; Перечень словарных терминов. в)  золотая осень.

Объясните принцип определения лишнего варианта:

  • а) золотые руки;
  • б) золотые серьги ;

Перечень словарных терминов.

  • в) золотая осень.

ПРОВЕРИМ а) У моего отца золотые руки. в) Золотая осень вступила в свои права. а и в – качественные прилагательные, в словосочетании являются эпитетами ;  б – относительное прилагательное, обозначает материал: б) Мама купила сестре золотые серьги.

ПРОВЕРИМ

  • а) У моего отца золотые руки.
  • в) Золотая осень вступила в свои права.

а и в – качественные прилагательные, в словосочетании являются эпитетами ; б – относительное прилагательное, обозначает материал:

  • б) Мама купила сестре золотые серьги.

Объясните принцип определения лишнего варианта:   а) седая чародейка;  б) седая старушка; в) бессмертный творец «Илиады»

Объясните принцип определения лишнего варианта:

  • а) седая чародейка;
  • б) седая старушка;
  • в) бессмертный творец «Илиады»
ПРОВЕРИМ а ) седая чародейка - зима в) бессмертный творец «Илиады» - Гомер а и в - перифраз

ПРОВЕРИМ

  • а ) седая чародейка - зима
  • в) бессмертный творец «Илиады» - Гомер

а и в - перифраз

Найдите соответствия (цифра-буква) между противопоставленными выражениями и назовите фигуру речи а) нищенские лохмотья 1) поражение 2) царская мантия б) горький плач в) опуститься на четвереньки 3) ликующие крики г) славная победа 4) сумеречная тень 5) взлететь ввысь д) яркий луч света

Найдите соответствия (цифра-буква) между противопоставленными выражениями

и назовите фигуру речи

а) нищенские лохмотья

1) поражение

2) царская мантия

б) горький плач

в) опуститься на четвереньки

3) ликующие крики

г) славная победа

4) сумеречная тень

5) взлететь ввысь

д) яркий луч света

ПРОВЕРИМ Антитезы : 1-г, 2-а, 3-б, 4-д, 5-в поражение -  славная победа; царская мантия – нищенские лохмотья; ликующие крики - горький плач; сумеречная тень - яркий луч света; взлететь ввысь - опуститься на четвереньки

ПРОВЕРИМ

Антитезы : 1-г, 2-а, 3-б, 4-д, 5-в

  • поражение - славная победа;
  • царская мантия – нищенские лохмотья;
  • ликующие крики - горький плач;
  • сумеречная тень - яркий луч света;
  • взлететь ввысь - опуститься на четвереньки
Тема урока: ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ  ЗАДАНИЯ 26 НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

Тема урока:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА ЯЗЫКА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

(ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЯ 26 НА ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

Задачи урока: 1) повторение и обобщение знаний о художественно-изобразительных средствах; 2) развитие навыков определения и различения тропов, стилистических фигур и других средств выразительности в тексте; 3) определение роли средств выразительности в художественном тексте. 4) подготовка к выполнению задания №26 ЕГЭ.

Задачи урока:

  • 1) повторение и обобщение знаний о художественно-изобразительных средствах;
  • 2) развитие навыков определения и различения тропов, стилистических фигур и других средств выразительности в тексте;
  • 3) определение роли средств выразительности в художественном тексте.
  • 4) подготовка к выполнению задания №26 ЕГЭ.
Оценочный лист № Этапы урока   1  «Верю- не верю» (работа с понятиями) Самооценка/   2  Тропы и фигуры (заполнение таблицы)   3   Оценка учителя Взаимооценка Тестовые задания (найти соответствия)   (баллы)     4 № 1   5     Работа с рецензией (задание 26 ЕГЭ) Подведение итогов урока.   № 2         09/14/2023

Оценочный лист

Этапы урока

  1

«Верю- не верю» (работа с понятиями)

Самооценка/

  2

Тропы и фигуры (заполнение таблицы)

  3

 

Оценка учителя

Взаимооценка

Тестовые задания (найти соответствия)

 

(баллы)

 

  4

№ 1

  5

 

 

Работа с рецензией (задание 26 ЕГЭ)

Подведение итогов урока.

 

№ 2

 

 

 

 

09/14/2023

26. Языковые средства выразительности ИВС Синтаксические (cтилист. фигуры, приемы) лексические тропы синонимы антонимы эпитет метафора Антитеза Градация метонимия омонимы диалектизмы сравнение Параллелизм Повтор жаргонизмы синекдоха гипербола просторечия Инверсия Риторический ?! обращение литота олицетворен Устаревшие професс. и неологизмы Бессоюзие Оксюморон многосоюзие перифраз ирония фразеологизмы Вопросно-ответная форма Парцелляция

26. Языковые средства выразительности

ИВС

Синтаксические (cтилист. фигуры, приемы)

лексические

тропы

синонимы

антонимы

эпитет

метафора

Антитеза

Градация

метонимия

омонимы

диалектизмы

сравнение

Параллелизм

Повтор

жаргонизмы

синекдоха

гипербола

просторечия

Инверсия

Риторический ?!

обращение

литота

олицетворен

Устаревшие

професс.

и неологизмы

Бессоюзие

Оксюморон

многосоюзие

перифраз

ирония

фразеологизмы

Вопросно-ответная форма

Парцелляция

Верю – не верю Антитеза - противопоставление образов и понятий 1 Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом 2 Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок 3 3 Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 4 4 Олицетворение – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета 6

Верю – не верю

Антитеза - противопоставление образов и понятий

1

Оксюморон – это замена названия предмета описательным

оборотом

2

Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок

3

3

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности

4

4

Олицетворение – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства

5

Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета

6

Верю – не верю Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки. 7 Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия 8 Перифраз - сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных строк 4 10 Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения 11 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности 12

Верю – не верю

Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки.

7

Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия

8

Перифраз - сочетание слов с противоположным значением

3

9

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных строк

4

10

Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения

11

Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности

12

Верю – не верю + 1 Антитеза – противопоставление образов и понятий Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом - 2 + Инверсия – обратный порядок слов 3 3 Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности + 4 4 Олицетворение - слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов - 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета + 6

Верю – не верю

+

1

Антитеза – противопоставление образов и понятий

Оксюморон – это замена названия предмета описательным

оборотом

-

2

+

Инверсия – обратный порядок слов

3

3

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности

+

4

4

Олицетворение - слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов

-

5

Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета

+

6

Верю – не верю + Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки 7 Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия - 8 - Перифраз – сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение смежных строк + 4 10 Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения + 11 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности - 12

Верю – не верю

+

Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки

7

Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого

существа на явления природы, предметы и понятия

-

8

-

Перифраз – сочетание слов с противоположным значением

3

9

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение смежных строк

+

4

10

Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения

+

11

Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности

-

12

Средства выразительности ТРОПЫ ФИГУРЫ РЕЧИ   речевые обороты, которые основаны на употреблении слов в переносном значении с целью усилить выразительность и эмоциональность речи синтаксические обороты, которые употребляются для усиления выразительности высказывания 

Средства выразительности

ТРОПЫ

ФИГУРЫ РЕЧИ

  • речевые обороты, которые основаны на употреблении слов в переносном значении с целью усилить выразительность и эмоциональность речи
  • синтаксические обороты, которые употребляются для усиления выразительности высказывания 
Определи выразительные средства и распределите их на две группы: тропы и стилистические фигуры . 1 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. 1) Парцелляция 2 Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень. 3 И слышно было до рассвета, как ликовал француз . 4 Летят алмазные фонтаны. 5 И звезда с звездою говорит. 6 Гигантский карлик. 7 Как пахарь , битва отдыхает. 8 Вся комната янтарным  блеском... 9 Жди меня, и я вернусь…  Жди , когда наводят грусть… 10 На лице светились, горели, сияли глаза. 11 Мне нравится, что вы больны не мной.  Мне нравится, что я больна не вами. 12 Игру его любил творец Макбета . 13 Обеды  задавал он отличные. 14 Другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба… 2) Антитеза 3) Синекдоха 4) Метафора 5) Олицетворение 6) Оксюморон 7) Сравнение 8) Эпитет 9) Анафора 10) Градация 11) Синтаксический параллелизм 12) Перифраз 13) Инверсия 14) Гипербола

Определи выразительные средства и распределите их на две группы:

тропы и стилистические фигуры .

1 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

1) Парцелляция

2 Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень.

3 И слышно было до рассвета, как ликовал француз .

4 Летят алмазные фонтаны.

5 И звезда с звездою говорит.

6 Гигантский карлик.

7 Как пахарь , битва отдыхает.

8 Вся комната янтарным блеском...

9 Жди меня, и я вернусь…

Жди , когда наводят грусть…

10 На лице светились, горели, сияли глаза.

11 Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами.

12 Игру его любил творец Макбета .

13 Обеды  задавал он отличные.

14 Другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба…

2) Антитеза

3) Синекдоха

4) Метафора

5) Олицетворение

6) Оксюморон

7) Сравнение

8) Эпитет

9) Анафора

10) Градация

11) Синтаксический параллелизм

12) Перифраз

13) Инверсия

14) Гипербола

ПРОВЕРЯЕМ  ( максимальное количество баллов – 14 ) ТРОПЫ ФИГУРЫ Синекдоха Метафора Олицетворение Сравнение Эпитет Перифраз(а) Гипербола Парцелляция Антитеза Оксюморон Анафора Градация Параллелизм Инверсия

ПРОВЕРЯЕМ ( максимальное количество баллов 14 )

ТРОПЫ

ФИГУРЫ

  • Синекдоха
  • Метафора
  • Олицетворение
  • Сравнение
  • Эпитет
  • Перифраз(а)
  • Гипербола
  • Парцелляция
  • Антитеза
  • Оксюморон
  • Анафора
  • Градация
  • Параллелизм
  • Инверсия
1.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной . Параллелизм Градация Антитеза Парцелляция Риторическое обращение Риторический вопрос эпифора Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума. В) А лес шумит. Тихо, проникновенно. Г) О Волга, колыбель моя! Д) Спит животное Собака.  Дремлет птица Воробей. А Б В Г Д 3 2 4 5 1

1.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной .

  • Параллелизм
  • Градация
  • Антитеза
  • Парцелляция
  • Риторическое обращение
  • Риторический вопрос
  • эпифора

Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума.

В) А лес шумит. Тихо, проникновенно.

Г) О Волга, колыбель моя!

Д) Спит животное Собака.

Дремлет птица Воробей.

А

Б

В

Г

Д

3

2

4

5

1

2.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго . ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ А) Бесконечность немых голосов. Фразеологизм Сравнение Метафора Метонимия Оксюморон Литота Ирония Б) Дрожит изумрудная капля В зеленой ладошке ольхи. В) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Г) Знакомый серый пиджак мелькнул в толпе, а затем повернул за угол. Д) Годы несутся огромными птицами . А Б В Г Д 5 3 6 4 2

2.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго .

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Бесконечность немых голосов.

  • Фразеологизм
  • Сравнение
  • Метафора
  • Метонимия
  • Оксюморон
  • Литота
  • Ирония

Б) Дрожит изумрудная капля В зеленой ладошке ольхи.

В) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

Г) Знакомый серый пиджак мелькнул в толпе, а затем повернул за угол.

Д) Годы несутся огромными птицами .

А

Б

В

Г

Д

5

3

6

4

2

Анализ текста. Работа с рецензией. ( 1) В тундре - весна. (2) Звенят большие и малые ручьи. (3) Со стоном взламываются речушки в горах. (4) Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды.         (5) Вода всюду. (6) Ступишь ногой в мох - и мох сочится. (7) Тронешь мшистую кочку - и кочка сочится. (8) Станешь робко ногой на ледок - и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя.         (9) Вся тундра сейчас - сплошное болото. (10) Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух.         (11) Весна входит в тундру робко и неуверенно. (12) Останавливается. (13) Оглядывается. (14) Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет... (15) Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. (16) Уже открылись забереги, но лед еще прочен. (17) Уже появился гусь, но нет еще комара.

Анализ текста. Работа с рецензией.

( 1) В тундре - весна. (2) Звенят большие и малые ручьи. (3) Со стоном взламываются речушки в горах. (4) Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды.        (5) Вода всюду. (6) Ступишь ногой в мох - и мох сочится. (7) Тронешь мшистую кочку - и кочка сочится. (8) Станешь робко ногой на ледок - и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя.        (9) Вся тундра сейчас - сплошное болото. (10) Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух.        (11) Весна входит в тундру робко и неуверенно. (12) Останавливается. (13) Оглядывается. (14) Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет... (15) Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. (16) Уже открылись забереги, но лед еще прочен. (17) Уже появился гусь, но нет еще комара.

 «Приход весны автор изображает с помощью тропов: (А)_________ (например, в предложении 11), (Б)_________ ( «звенят… ручьи» , предложенияе 2), (В) ____________ («похожим на цыплячий пух» в предложении 10). (Г) __________________ («нежным…мхом» в предложении 10). Особо выразителен синтаксис текста: обращает на себя внимание (Д) __________________(предложения 11-14), а (Е) __________________ (предложения 6-8, 15-17) придает тексту особый ритмический рисунок». олицетворения метафоры сравнения эпитета парцелляция параллелизм метонимия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 метафора эпитет сравнение олицетворение гипербола параллелизм градация парцелляция

«Приход весны автор изображает с помощью тропов: (А)_________ (например, в предложении 11), (Б)_________ ( «звенят… ручьи» , предложенияе 2), (В) ____________ («похожим на цыплячий пух» в предложении 10). (Г) __________________ («нежным…мхом» в предложении 10). Особо выразителен синтаксис текста: обращает на себя внимание (Д) __________________(предложения 11-14), а (Е) __________________ (предложения 6-8, 15-17) придает тексту особый ритмический рисунок».

олицетворения

метафоры

сравнения

эпитета

парцелляция

параллелизм

метонимия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

метафора

эпитет

сравнение

олицетворение

гипербола

параллелизм

градация

парцелляция

26 . «М. Карим рассказывает обычную историю взаимоотношений собаки и человека. Приближает речь героев к повседневному звучанию использование (А)_________ (предложения 3, 7, 12, 33) и такое лексическое средство, как (Б)_________ ( шастает, изводит , предложенияе 9). Симпатию в милому псу помогает почувствовать использование стилистической фигуры (В) ____________ (ЧЕТВЕРОНОГИЙ МАЛЫШ в предложении 16). Понять чувства героев помогает использование (Г) __________________ (предложения 11-15, 29-35) 1) ирония 2) фразеологизмы 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) перифраз 6) олицетворение 7) ряды однородных членов 8) восклицательные предложения 9) прямая речь

26 . «М. Карим рассказывает обычную историю взаимоотношений собаки и человека. Приближает речь героев к повседневному звучанию использование (А)_________ (предложения 3, 7, 12, 33) и такое лексическое средство, как (Б)_________ ( шастает, изводит , предложенияе 9). Симпатию в милому псу помогает почувствовать использование стилистической фигуры (В) ____________ (ЧЕТВЕРОНОГИЙ МАЛЫШ в предложении 16). Понять чувства героев помогает использование (Г) __________________ (предложения 11-15, 29-35)

1) ирония

2) фразеологизмы

3) противопоставление

4) разговорная лексика

5) перифраз

6) олицетворение

7) ряды однородных членов

8) восклицательные предложения

9) прямая речь

Ключи к заданию 25 2,4,5,9

Ключи к заданию 25

2,4,5,9

ФИГУРЫ ТРОПЫ 09/14/2023

ФИГУРЫ

ТРОПЫ

09/14/2023

Cоздайте текст, используя лексические средства выразительности . Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова и выражения. _____________ красота.   Природа – ______________выдумщица! То снегом в жару _________, то дождем в ________морозы зальет, то град сотворит величиной с _______________!  Вот и до нас ее шутки добрались.. После _________ мороза вдруг ________улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. ________, ________ на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно ______________________ сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах.  Город застыл в изумлении, любуясь ___________ красотой.

Cоздайте текст, используя лексические средства выразительности . Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова и выражения.

_____________ красота.

  Природа – ______________выдумщица! То снегом в жару _________, то дождем в ________морозы зальет, то град сотворит величиной с _______________!

Вот и до нас ее шутки добрались.. После _________ мороза вдруг ________улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. ________, ________ на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно ______________________ сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах.

Город застыл в изумлении, любуясь ___________ красотой.

Домашнее задание (по выбору) Cоздать собственный текст с использованием разных средств выразительности. Выписать из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 примеров, иллюстрирующих тропы и фигуры речи.

Домашнее задание (по выбору)

  • Cоздать собственный текст с использованием разных средств выразительности.
  • Выписать из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 примеров, иллюстрирующих тропы и фигуры речи.