СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе "Средства выразительности языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для подготовка к ЕГЭ для учащихся 11 классов (задание 26)

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе "Средства выразительности языка.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ряжская средняя школа № 2»













Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)





Тема: Средства выразительности языка.






Учитель Осипова Валентина Алексеевна


















РЯЖСК 2018

Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Тема: Средства выразительности языка.

Цели как деятельность обучающихся:

Метапредметные: развивать интерес к изучению родного языка, анализировать, уметь делать вывод, обобщать, строить рассуждения.

Предметные: находить средства выразительности языка, развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определять их роль в тексте, уметь использовать их при создании устного и письменного текста.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, обогащать свою речь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя:

- Прочитайте внимательно высказывание немецкого философа, учёного и публициста Георга Лихтенберга, которое будет эпиграфом нашего урока:

« Великое правило: если твоё немногое не представляет ничего оригинального, то выскажи его по крайней мере оригинально».

- Как вы думаете, как можно оригинально высказаться?

( - Красноречиво, убедительно, …, используя средства выразительности языка).

- Обозначение темы урока, формулировка целей.

Учитель: Наш язык, самый богатый, могучий и поистине волшебный. В нашем языке мы можем найти такие слова, при помощи которых можем высказать всё, что нам хочется, раскрывая свой внутренний мир и богатства души. А чтобы это было оригинально, надо изучать язык, пополнять свою речь, обогащать свой лексикон. Наш урок – одна из ступеней к познанию.

  1. Групповая работа. Работа у доски и в тетради.

- Определите средства выразительности по определению:

1) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (синтаксический параллелизм);

2) намеренное расчленение предложения на несколько частей как самостоятельных неполных предложений, что позволяет выделить дополнительные смысловые центры, привлечь внимание читателя (парцелляция);

3) повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа (ассонанс);

4) повторение согласных звуков в художественном тексте, создающих звуковой образ (аллитерация);

5) синтаксическое средство, придающее речи динамичность, стремительность, насыщенность (бессоюзие);

6) намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста (эллипсис);

7) иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе (аллегория).

- Какие орфограммы можно выделить в данных терминах?

- Правописание приставки на –з(-с), правописание и/ы после ц (парцелляция, аллитерация), правописание удвоенных согласных в словах объединяет все термины.

- На какие группы можно разделить эти средства выразительности?

- Стилистические фигуры, тропы, фонетические средства выразительности.


  1. Работа в парах. Карточка №1.

В отрывках поэтов 19-20 веков найдите средства выразительности и заполните таблицу:


тропы стилистические фигуры


Карточка №1

  1. Ты, меня любивший фальшью Истины и правдой лжи (М.Цветаева);

  2. Завыл, запел, взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер (Н.Заболоцкий);

3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин);

4) Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам,

Я сама… но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

(А.Ахматова)

5) Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле…

(А.Пушкин)

6) Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград (В.Инбер)

7) Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами.

(М.Цветаева)

8) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

9) И цветущие кисти черёмух

Мыли листьями рамы фрамуг.

(Б.Пастернак)

10) Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

(А.Блок)

11) Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

(Н.Некрасов)

12) В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский)

13) Погиб поэт! – невольник чести –

Пал оклеветанный молвой.

(М.Лермонтов)

14) Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

(С.Есенин)

15) Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А.Блок)


5. Самопроверка.


Ответы:

Тропы: 1) оксюморон; 3) метонимия; 8) литота; 9) олицетворение; 10) сравнение; 12) гипербола; 13) перифраза; 14) эпитет.

Стилистические фигуры: 2) градация; 4) умолчание; 5) инверсия; 6) многосоюзие; 7) анафора; 11) антитеза; 15) эпифора.


  1. Индивидуальная работа с текстом.

Карточка №2.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Объяснить условия выбора. Какие тропы использует автор?


В уставш.. от зимн.. тягости лесу когда ещё (не)распустились проснувш…ся почки когда горес(?)н.. пни зимн.. порубки ещё (не)дали пор..сль но уже плачут когда мёртвые бурые листья лежат пл..стом когда голые ветви ещё (не)шел..стят а лиш.. (по)тихоньку трогают друг друга (не)ожидан(нн)о донесся запах подснежника!

Еле(еле) заметный но это зап..х пробуждающ..йся жизни, и потому он трепетно(радос(?)ный) хотя почти (не)ощутим. Смотрю вокруг – оказалось он рядом. Стоит на земле цветок крохотная капля голубого неба такой простой и откровен(нн)ый первовес(?)ник радости и счастья кому оно положено и доступно. Но для каждого и счас(?)ливого и (не)счас(?)ного он сейчас украшение жизни.

( По Г.Н.Троепольскому).


7. Проверка работы. Работа над средствами выразительности.

- В тексте автор использует олицетворение, метафоры, эпитеты.

- В тексте эпитеты выражены красочными прилагательными: горестные пни, мёртвые листья, трепетно-радостный. Важен эпитет «неожиданно», выраженный наречием. Он подчёркивает в тексте начало перемен.

- Эпитеты придают речи образность, эмоциональность, выразительность. Ведь не случайно В.А.Солоухин сказал об этом средстве выразительности: «Эпитеты – одежда слов».


8. Групповая работа.

Карточка №3. Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов 19-20 веков, определите, какие части речи в этих строчках являются эпитетами.

  1. Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои (Н.Некрасов)

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана (М. Лермонтов)

  1. Ветер-певун с завываньем кликуш

Мчится в лесную дремучую глушь (С.Есенин)

  1. В цветах любви весна-красавица

По роще косы расплела (С.Есенин)

  1. На бугре березка-свечка

В лунных перьях серебра (С.Есенин).


9.Работа в группах. Создайте небольшой текст с использованием эпитетов.

1 группа. Осень – самая красивая пора года.

2 группа. Зима – царство снега и льда.

  1. группа. Приветствую тебя, весна-красна!


10.Чтение текстов.


11.Учитель: Вот мы еще раз убедились в том, что средства выразительности помогают нам создать прекрасную словесную картину. Здесь хочется вспомнить высказывание В.В.Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Вы сегодня это делали умело.


12. Обратимся к заданию 26 ЕГЭ. Карточки с заданием ЕГЭ (любые).

Попробуем составить алгоритм выполнения задания:

1) прочитайте термины, данные для ответа;

2) распределите их на группы;

3)выполняйте задание, обращая внимание на слова-подсказки: троп, стилистическая фигура.


13. Рефлексия. Подведение итогов.

1). Работа в парах. Составьте синквейн на тему «Средства выразительности».

2). Дополните предложения:

Мне понравилось на уроке…

Меня удивило….

Мне запомнилось…

Я считаю, что…


14. Домашнее задание.

Подберите примеры из художественной литературы к заданию №1, выполните самостоятельно задание 26 ЕГЭ, используя печатные издания с заданиями или интернет- сайты.