Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ряжская средняя школа № 2»
Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)
Тема: Средства выразительности языка.
Учитель Осипова Валентина Алексеевна
РЯЖСК 2018
Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)
Тема: Средства выразительности языка.
Цели как деятельность обучающихся:
Метапредметные: развивать интерес к изучению родного языка, анализировать, уметь делать вывод, обобщать, строить рассуждения.
Предметные: находить средства выразительности языка, развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определять их роль в тексте, уметь использовать их при создании устного и письменного текста.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, обогащать свою речь.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя:
- Прочитайте внимательно высказывание немецкого философа, учёного и публициста Георга Лихтенберга, которое будет эпиграфом нашего урока:
« Великое правило: если твоё немногое не представляет ничего оригинального, то выскажи его по крайней мере оригинально».
- Как вы думаете, как можно оригинально высказаться?
( - Красноречиво, убедительно, …, используя средства выразительности языка).
- Обозначение темы урока, формулировка целей.
Учитель: Наш язык, самый богатый, могучий и поистине волшебный. В нашем языке мы можем найти такие слова, при помощи которых можем высказать всё, что нам хочется, раскрывая свой внутренний мир и богатства души. А чтобы это было оригинально, надо изучать язык, пополнять свою речь, обогащать свой лексикон. Наш урок – одна из ступеней к познанию.
Групповая работа. Работа у доски и в тетради.
- Определите средства выразительности по определению:
1) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (синтаксический параллелизм);
2) намеренное расчленение предложения на несколько частей как самостоятельных неполных предложений, что позволяет выделить дополнительные смысловые центры, привлечь внимание читателя (парцелляция);
3) повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа (ассонанс);
4) повторение согласных звуков в художественном тексте, создающих звуковой образ (аллитерация);
5) синтаксическое средство, придающее речи динамичность, стремительность, насыщенность (бессоюзие);
6) намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста (эллипсис);
7) иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе (аллегория).
- Какие орфограммы можно выделить в данных терминах?
- Правописание приставки на –з(-с), правописание и/ы после ц (парцелляция, аллитерация), правописание удвоенных согласных в словах объединяет все термины.
- На какие группы можно разделить эти средства выразительности?
- Стилистические фигуры, тропы, фонетические средства выразительности.
Работа в парах. Карточка №1.
В отрывках поэтов 19-20 веков найдите средства выразительности и заполните таблицу:
тропы стилистические фигуры
Карточка №1
Ты, меня любивший фальшью Истины и правдой лжи (М.Цветаева);
Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер (Н.Заболоцкий);
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин);
4) Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама… но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
(А.Ахматова)
5) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
(А.Пушкин)
6) Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград (В.Инбер)
7) Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М.Цветаева)
8) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)
9) И цветущие кисти черёмух
Мыли листьями рамы фрамуг.
(Б.Пастернак)
10) Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
(А.Блок)
11) Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
(Н.Некрасов)
12) В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский)
13) Погиб поэт! – невольник чести –
Пал оклеветанный молвой.
(М.Лермонтов)
14) Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
(С.Есенин)
15) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А.Блок)
5. Самопроверка.
Ответы:
Тропы: 1) оксюморон; 3) метонимия; 8) литота; 9) олицетворение; 10) сравнение; 12) гипербола; 13) перифраза; 14) эпитет.
Стилистические фигуры: 2) градация; 4) умолчание; 5) инверсия; 6) многосоюзие; 7) анафора; 11) антитеза; 15) эпифора.
Индивидуальная работа с текстом.
Карточка №2.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Объяснить условия выбора. Какие тропы использует автор?
В уставш.. от зимн.. тягости лесу когда ещё (не)распустились проснувш…ся почки когда горес(?)н.. пни зимн.. порубки ещё (не)дали пор..сль но уже плачут когда мёртвые бурые листья лежат пл..стом когда голые ветви ещё (не)шел..стят а лиш.. (по)тихоньку трогают друг друга (не)ожидан(нн)о донесся запах подснежника!
Еле(еле) заметный но это зап..х пробуждающ..йся жизни, и потому он трепетно(радос(?)ный) хотя почти (не)ощутим. Смотрю вокруг – оказалось он рядом. Стоит на земле цветок крохотная капля голубого неба такой простой и откровен(нн)ый первовес(?)ник радости и счастья кому оно положено и доступно. Но для каждого и счас(?)ливого и (не)счас(?)ного он сейчас украшение жизни.
( По Г.Н.Троепольскому).
7. Проверка работы. Работа над средствами выразительности.
- В тексте автор использует олицетворение, метафоры, эпитеты.
- В тексте эпитеты выражены красочными прилагательными: горестные пни, мёртвые листья, трепетно-радостный. Важен эпитет «неожиданно», выраженный наречием. Он подчёркивает в тексте начало перемен.
- Эпитеты придают речи образность, эмоциональность, выразительность. Ведь не случайно В.А.Солоухин сказал об этом средстве выразительности: «Эпитеты – одежда слов».
8. Групповая работа.
Карточка №3. Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов 19-20 веков, определите, какие части речи в этих строчках являются эпитетами.
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои (Н.Некрасов)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана (М. Лермонтов)
Ветер-певун с завываньем кликуш
Мчится в лесную дремучую глушь (С.Есенин)
В цветах любви весна-красавица
По роще косы расплела (С.Есенин)
На бугре березка-свечка
В лунных перьях серебра (С.Есенин).
9.Работа в группах. Создайте небольшой текст с использованием эпитетов.
1 группа. Осень – самая красивая пора года.
2 группа. Зима – царство снега и льда.
группа. Приветствую тебя, весна-красна!
10.Чтение текстов.
11.Учитель: Вот мы еще раз убедились в том, что средства выразительности помогают нам создать прекрасную словесную картину. Здесь хочется вспомнить высказывание В.В.Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Вы сегодня это делали умело.
12. Обратимся к заданию 26 ЕГЭ. Карточки с заданием ЕГЭ (любые).
Попробуем составить алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте термины, данные для ответа;
2) распределите их на группы;
3)выполняйте задание, обращая внимание на слова-подсказки: троп, стилистическая фигура.
13. Рефлексия. Подведение итогов.
1). Работа в парах. Составьте синквейн на тему «Средства выразительности».
2). Дополните предложения:
Мне понравилось на уроке…
Меня удивило….
Мне запомнилось…
Я считаю, что…
14. Домашнее задание.
Подберите примеры из художественной литературы к заданию №1, выполните самостоятельно задание 26 ЕГЭ, используя печатные издания с заданиями или интернет- сайты.