СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Что такое Средние века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомимся с понятием и периодизацией Средних веков

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Что такое Средние века"»

Урок 1. Живое Средневековье.

Класс: 6

Дата проведения: 04.09.2020

Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса «История Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.

Оборудование: Мультимедийная презентация, учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Учитель: Мы продолжаем с вами путешествовать во времени.

– В какой период истории мы отправимся в этом году? (Ответы учеников).

Учитель: Однако среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что собой представляют Средние века.

Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на этот вопрос.

(Слайд 1) Средние века – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков – такова точка зрения гуманистов, просветителей.

(Слайд 2) Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями – такова точка зрения романтиков.

(Слайд 3) Средневековье – неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности – такова точка зрения историков-материалистов.

Учитель: – Кто же из них прав?

– Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос? (Ответы учеников)

Учитель: Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо поближе познакомиться с историей Средних веков.

Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков. Какими были Средние века в истории человечества?

1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты.

2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр.

  1. Актуализация знаний

Учитель: В 5 классе вы продолжили изучение истории. – Что такое история? – Какой раздел истории мы изучали в прошлом году? – Какие темы и почему вы особенно запомнили? – Какими событиями завершилась история Древнего мира? (Ответы учеников)

Формулирование проблемных вопросов урока.

Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

Тема урока: «Что такое Средние века». (Знакомство с планом урока.)

План урока:

1. Средневековье как часть всемирной истории.

2. Основные этапы эпохи Средневековья.

3. Исторические источники, их типы и виды.

4. Путешествие по учебнику «История Средних веков».

  1. Работа по теме рока

1. Учитель: Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга. Задание: посмотрите на слайд «Лента времени» и назовите эти периоды всемирной истории. – Каковы временные границы Средневековья? (Ответы учеников.)

Учитель: Средневековье (Средние века) – эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем – длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с V по XV в. Само определение «средневековья» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по ХV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение – две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века». Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. – Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? (Ответы учеников.)

Учитель: Ученые об этом спорят, так как история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь у каждого народа был свой период Средневековья. Но основное внимание при изучении истории Средних веков мы уделим Европе. Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического целого не было».

Задание: Разделившись на две группы, выполните творческое задание.

Для первой группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях Римской империи.

Для второй группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи. (Группы презентуют свою работу. Проверка выполнения задания.) – Что же изменилось в Средние века? (Ответы учеников)

2. Учитель: -Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?

Задание: работая с текстом учебника на с.9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья». (Ответы учеников)

3. Учитель: Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом? (Ответы учеников).

Учитель: Действительно, от Средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Кроме этого по истории Средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками. которые хранятся в специальных хранилищах – архивах.

Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи».

На слайде указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам. (Выполнение задания. Заполнение таблицы).

Учитель: Какие науки нам помогают в изучении истории Средних веков? (Ответы учеников)

4.Учитель: В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Средних веков. Вам предстоит отправиться в далекое прошлое, а в этом путешествии наш главные помощник – учебник истории.

Задание. На стр. – 5-6 найдите информацию, что была вам известна и наоборот неизвестную.

Подведение итогов урока

Учитель: Давайте вернемся к проблемным вопросам, которые мы поставили в начале урока.

- Почему важно изучать историю?

- Чему можно научиться на уроках истории?

  1. Домашнее задание

Выяснить какие средневековые памятники архитектуры сохранились в России.

Презентация «Известные события истории»