СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Имя существительное как часть речи"(презентация)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная презентация для объяснения темы" Имя существительное" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Имя существительное как часть речи"(презентация)»

Имя существительное как часть речи  5 класс    Составитель: Сайгидова Жамилат Магомедовна Учитель русского языка и литературы МКОУ «Ободинская СОШ»

Имя существительное как часть речи

5 класс

Составитель: Сайгидова Жамилат Магомедовна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ободинская СОШ»

Мы верим, всё у нас получится, Удачным будет этот день, Преодолеем все мы трудности, Лишь было бы учиться нам не лень.

Мы верим, всё у нас получится,

Удачным будет этот день,

Преодолеем все мы трудности,

Лишь было бы учиться нам не лень.

Двадцать пятое февраля. Классная работа. Имя существительное как часть речи.

Двадцать пятое февраля.

Классная работа.

Имя существительное как часть речи.

Цели урока  отличать имя существительное от других частей речи; узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи; научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Цели урока

  • отличать имя существительное от других частей речи;
  • узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи;
  • научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Значения существительных Живые организмы Предметы Существительное Явления Признак как предмет Вещества Действие как предмет

Значения существительных

Живые организмы

Предметы

Существительное

Явления

Признак как предмет

Вещества

Действие как предмет

Образуй имя существительное Храбрый – храбрость Смелый – смелость Весёлый – веселье Ходить – ходьба Прыгать – прыжок Косить – косьба Вывод : 1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных. 2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.

Образуй имя существительное

  • Храбрый – храбрость
  • Смелый – смелость
  • Весёлый – веселье
  • Ходить – ходьба
  • Прыгать – прыжок
  • Косить – косьба
  • Вывод :

1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных.

2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.

Распределить слова в соответствии с их значением.  Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова.  Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова.  Названия людей. Названия предметов. Названия признаков. Названия действий. Названия животных. Названия явлений. Названия людей. Названия предметов. Названия признаков. Названия действий. Названия животных. Названия явлений.

Распределить слова в соответствии с их значением.

Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова.

  • Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова.
  • Названия людей. Названия предметов. Названия признаков. Названия действий. Названия животных. Названия явлений.
  • Названия людей.
  • Названия предметов.
  • Названия признаков.
  • Названия действий.
  • Названия животных.
  • Названия явлений.
Проверка 1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист. 1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист.  2.Названия предметов - зеркало, тетрадь, велосипед . 3.Названия признаков - смелость, радость, синева. 4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег. 5.Названия животных – олень, собака, корова. 6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица. 3.Названия признаков - смелость, радость, синева. 4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег. 5.Названия животных – олень, собака, корова. 6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.

Проверка

1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист.

  • 1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист.

2.Названия предметов - зеркало, тетрадь, велосипед .

3.Названия признаков - смелость, радость, синева.

4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег.

5.Названия животных – олень, собака, корова.

6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.

  • 3.Названия признаков - смелость, радость, синева. 4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег. 5.Названия животных – олень, собака, корова. 6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.
 РАСПРЕДЕЛИТЕ    Кто?  Что? алфавит  инженер  шофер холод портфель столяр  свитер корова

РАСПРЕДЕЛИТЕ

Кто? Что?

алфавит

инженер

шофер

холод

портфель

столяр

свитер

корова

ПРОВЕРКА  КТО?  ЧТО?  инженер алфавит  шофер портфель  столяр свитер  корова холод  Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО? / / / / / / / /

ПРОВЕРКА

КТО? ЧТО?

инженер алфавит

шофер портфель

столяр свитер

корова холод

Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО?

/

/

/

/

/

/

/

/

Физкультминутка

Физкультминутка

Как изменяются имена существительные По числам По падежам Единственное число  Падеж Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем?  дерево   Просклонять слова Множественное число лиса, стол  динозавры

Как изменяются имена существительные

По числам

По падежам

Единственное число

Падеж

Именительный кто? что?

Родительный кого? чего?

Дательный кому? чему?

Винительный кого? что?

Творительный кем? чем?

Предложный о ком? о чем?

дерево

Просклонять слова

Множественное число

лиса, стол

динозавры

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода  Дом Избушка Окно Мужской род Женский род Средний род моя мой моё

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода

Дом Избушка Окно

Мужской род

Женский род

Средний род

моя

мой

моё

Синтаксическая роль в предложении Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России. Каким членом предложения является слово Россия ? Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.

Синтаксическая роль в предложении

  • Россия – моя Родина.
  • Моя родная страна – Россия.
  • За границей я часто думаю о России.
  • С самого рождения я живу в России.

Каким членом предложения является слово

Россия ?

Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.

И.п.  В.п. Кто? М.р . Что? Р.п. Т.п. С.р. Ж.р. Имя  Имя существительное (предмет)   ----------- ‒•‒•‒•‒•‒    П.п. Д.п. Мн.ч. Ед.ч.

И.п.

В.п.

Кто?

М.р .

Что?

Р.п.

Т.п.

С.р.

Ж.р.

Имя

Имя

существительное

(предмет)

-----------

‒•‒•‒•‒•‒

П.п.

Д.п.

Мн.ч.

Ед.ч.

Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? или что?   Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода . Имена существительные изменяются по числам и падежам . В предложении имена существительные являются подлежащим, дополнением или обстоятельством .
  • Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
  • Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода .
  • Имена существительные изменяются по числам и падежам .
  • В предложении имена существительные

являются подлежащим, дополнением или

обстоятельством .

Работа с текстом Учебник , страница 175, упражнение 356.

Работа с текстом

  • Учебник , страница 175, упражнение 356.
тест 1.Найди неверное утверждение. А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.  Б) Имена существительные изменяются по родам. В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

тест

  • 1.Найди неверное утверждение.
  • А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
  • Б) Имена существительные изменяются по родам.
  • В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 
 2. Найди существительное? А) Прыгать Б) Прыжок В) Прыгающий
  • 2. Найди существительное?
  • А) Прыгать
  • Б) Прыжок
  • В) Прыгающий
3.Как изменяется имя существительное? А) Спрягается Б) Склоняется В) Не изменяется 
  • 3.Как изменяется имя существительное?
  • А) Спрягается
  • Б) Склоняется
  • В) Не изменяется 
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. А) Подлежащее                В) Сказуемое Б) Дополнение                Г) Обстоятельство
  • 5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
  • На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
  • А) Подлежащее                В) Сказуемое
  • Б) Дополнение                Г) Обстоятельство
4.Укажите существительное женского рода А) В степи                 В) У дерева Б) На солнце             Г) На краю
  • 4.Укажите существительное женского рода
  • А) В степи                 В) У дерева
  • Б) На солнце             Г) На краю
ТЕСТ. (ВЗАИМОПРОВЕРКА)  «5» — 5 правильных ответов;   «4» — 4 правильных ответа;   «3» — 3 правильных ответа.  Ключ: 1.Б 2.Б 3.Б 4.А 5.Б

ТЕСТ. (ВЗАИМОПРОВЕРКА)

«5» — 5 правильных ответов;  «4» — 4 правильных ответа;  «3» — 3 правильных ответа. 

Ключ:

1.Б

2.Б

3.Б

4.А

5.Б

И напоследок… - Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось … Я узнал, что … Мне понравилось … Я могу похвалить себя за … Мне было трудно …

И напоследок…

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

  • Мне удалось …
  • Я узнал, что …
  • Мне понравилось …
  • Я могу похвалить себя за …
  • Мне было трудно …