Тема урока: Полные и краткие страдательные причастия. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий.
Цель : продолжить работу по теме «Причастия»
Задачи:
- Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; повторить краткие прилагательные.
- Развитие аналитического мышления, овладения приемами учебной деятельности, воли и самостоятельности.
- Воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его изучению.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, карточки с тестами
Психологический настрой
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Причастие». Я вам желаю успешной работы и отличных отметок.
Ход урока:
1. Повторение работа в парах
1 пара
Реши тест
1.Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу;
б) о движущемся предмете;
в) опавшие с тополя;
г) отнятая игрушка;
д) разлившаяся по небу
2. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) написанная учеником;
б) распиленная плотником;
в) ведущая в парк;
г) посаженные весной;
д) опрокинутый котенком.
3.Найти словосочетание с действительным причастием.
а) плескавшиеся волны;
б) построенный дом;
в) проверенная учителем;
г) летящим самолетом;
д) переданная людям.
4. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) засыпанные аллеи;
б) покрашенный забор;
в) сидящая девочка;
г) борющийся за свободу;
д) рассказывающий о путешествии.
2 пара
Карточка №1
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите графически причастный оборот.
Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные деревья. Прижались к земле кусты, запорошенные снегом. За окном, освещенным лунным светом, падает пушистый снег.
3 пара
Реши тест
1.Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу;
б) о движущемся предмете;
в) опавшие с тополя;
г) отнятая игрушка;
д) разлившаяся по небу
2. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) написанная учеником;
б) распиленная плотником;
в) ведущая в парк;
г) посаженные весной;
д) опрокинутый котенком.
3.Найти словосочетание с действительным причастием.
а) плескавшиеся волны;
б) построенный дом;
в) проверенная учителем;
г) летящим самолетом;
д) переданная людям.
4. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) засыпанные аллеи;
б) покрашенный забор;
в) сидящая девочка;
г) борющийся за свободу;
д) рассказывающий о путешествии.
4 группа
Вы, ребята, займетесь редактированием текста. Задание называется «Улыбнемся ошибке».
Росшие у ручья уже расцвели незабудки. Солнце, показавшаяся из-за тучь, уже осветило лес. Остров озаренный сонцем пышно и ярко сиял.
5 пара
Карточка №1
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите графически причастный оборот.
Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные деревья. Прижались к земле кусты, запорошенные снегом. За окном, освещенным лунным светом, падает пушистый снег.
2.Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос класса
- Что называется причастием?
Причастие – это особая форма глагола,
- А что называется причастным оборотом?
Причастие с зависимыми словами
- Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
От переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суф. -вш- и -ш-. Читавший, нёсший.
-Как образуются страдательные причастия наст.вр?
От переходных глаголов НСВ, от основ наст.вр с помощью суф.-ем-(ом) –1 спряжение
и -им- 2 спр. Ведомый, хранимый
- Назовите признаки глагола у причастия
(*возвр.и невозвр
*вид( сохраняет вид того глагола, от которого образован)
*время(настоящ и прошедш)
- Какие признаки взяты у прилагательного?
(*Род
*Падеж
*Число
*Полная и краткая формы)
Именно об этих признаках глагола мы сегодня и поговорим
3.Изучение нового материала
На доске:
1.На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
2.Статья была аккуратно вырезана.
- Каким членом предложения является полное причастие? краткое?
- Как изменяются краткие причастия?
Запись на доске и в тетради даты и предложение.
ПОЛНЫЕ причастия относятся к существительному, являются определением. Изменяются по родам, числам, падежам.
Закрытые двери
КРАТКИЕ причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
Двери закрыты
4. Чтение материала учебника стр
- Сколько -н- пишется в кратких причастиях?
В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна Н.
Закрепление изученного Работа с учебником
Упражнение
5. самостоятельная работа
1.Подчеркните в данных причастиях полные и краткие страдательные причастия как члены предложения.
1.По берегу, заливаемому прибоем, люди гонялись за набегавшей и скатывавшейся по гальке волной.
2.В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.
3.На перепаханных полях убирают колхозники картофель.
4.Лист почти опал, им густо засыпана почерневшая от влаги земля.
6. Подведение итогов урока
|
Тема: Строение и грамматическое значение предложений.
Цель: Расширить знания учащихся о предложении как основной синтаксической единице.
Задачи
- научить анализировать строение предложения и определять его грамматическое значение.
- Развивать навыки самостоятельности ,умение анализировать.
- Воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его изучению.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Вид урока: комбинированный
Оборудование: флеш – презентация, карточки
Психологический настрой
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поработаем над повторением хорошо знакомой вам темы «Предложение». Я вам желаю успешной работы и отличных отметок.
I. Повторение пройденного СЛАЙД 1-2
Прежде чем начать освоение новой темы, стоит с ребятами повторить те сведения о предложении, которые уже известны. Для этого удобна следующая схема.
2. Работа по карточкам . Синтаксический разбор предложений СЛАЙД 3
Учащиеся легко вспомнят основные признаки предложений. Далее предлагается практически закрепить сведения синтаксическим разбором предложений.
Карточка 1
Заболел я. Мать в тоске томится и крошит в заварку зверобой. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной.
Карточка 2
Про волнистую рожь при луне по кудрям моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся. Не буди только память во мне.
По окончании синтаксического разбора ребята делают вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов. СЛАЙД 4
3. Аналитическая работа
- Выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.
- Выпускники готовились к сдаче последнего экзамена.
- Выпускники будут готовиться к сдаче последнего экзамена.
Чем отличаются эти предложения друг от друга?
Ответ: различается время: в 1-м предложении оно настоящее; во 2-м – прошлое; в 3-м – будущее. Эти значения выражаются глаголами в изъявительном наклонении, которые являются сказуемыми. Но наклонение может быть и другим.
Усложняем задачу: сравним предложения.
- Выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.
- Пусть выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.
Ответ: в 1-м речь идет о событиях реальных, значение выражено глаголом в изъявительном наклонении; во 2-м – о событиях лишь желаемых, значение выражено глаголом повелительного наклонения. Грамматическое значение времени выражено только в первом случае, т.к. глаголы в повелительном наклонении (как и в условном) значения времени не имеют.
Вывод: Итак, грамматические значения предложения – это значение наклонения, а в изъявительном наклонении – и значение времени. Сосредоточены эти значения в грамматической основе предложения. Вот почему члены грамматической основы называются главными членами предложения.
Однако не всегда грамматическую основу установить так просто. Предлагается задание учащимся с целью исследования, где нужно изменить время или наклонение.
- Писать сочинение было для меня большое удовольствие.
- Писать сочинение будет для меня большое удовольствие.
- Писать сочинение было бы для меня большое удовольствие.
Ребята приходят к выводу, что грамматическое значение наклонения и времени выражаются сказуемым, следовательно, сказуемое – удовольствие.
- Игра "Слабое звено": закрепление пройденного материала СЛЙД 5
Определите, какими частями речи выражено подлежащее в следующих предложениях и каково значение грамматической основы:
- Сытый голодного не разумеет.
- Семеро одного не ждут.
- Опоздавшие не допускаются в класс.
- Пришло и послезавтра.
- Из-за, из-под пишутся через черточку.
- Учиться – всегда пригодится.
5. Подведение итогов урока
Задание на дом:
|