Урок в системе личностно-ориентированного обучения
(выступление Чёрной Е. А.).
Парадигма – это устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор типичных заданий и образцов решения научных и практических задач. Обосновывая ту или иную парадигму образования, педагогическая наука реагирует на «вызовы» общества, личности, государства. Предлагая модель образовательной системы, в которой содержаться ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах её деятельности, от организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов взаимодействия основных субъектов образования.
Урок – это своеобразная парадигма формы: лучше урока ничего не придумано, он – образец, пример лучшей формы. Но только на форме и процессах, на том, что их обеспечивает (методах и технологиях) нельзя остановиться. Нельзя потому, что СОДЕРЖАНИЕ этой вечной формы и этих вечных процессов определяют парадигмы (образцы) РАЗНЫХ методологий, концепций и теорий.
Методология – наука о методах, ориентированных на ВНУТРЕННИЕ механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Методология базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, путей способов личностно – профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.
Теория – научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в целостность – факты подводятся под общие законы, сочетаемые с общими и частными предположениями, из чего выводятся закономерные связи между фактами. Теория описывает, объясняет, интерпретирует явления, прогнозирует развитие взаимосвязей между ними и предписывает практике, что и как необходимо делать.
К середине 90-х годов 20 века появилось достаточное количество качественных, т. е. соответствующих запросам времени, общества и, самое главное – отдельного человека педагогических концепций и теорий, которые только следовало бережно взять и ещё бережнее применить для разработки нового содержания урока.
Появилась надежда, что урок действительно сможет стать содержательным: смысловым и поэтому – личностно развивающим, т. е. в первую очередь – способствующим возникновению тех личностных качеств, без которых ученик либо пропадает в жизни, где всё не так, ка учат в школе, либо превращается в биомашину по выработке реакций, далеко не всегда совпадающих с человеческими.
Что главное в уроке? Урок – главная форма учебного процесса. В современной педагогической литературе всё чаще встречаются описания урока, как целостной, логически завершённой, ограниченной временными рамками, планом работы и составом участником организационной единицей учебного процесса.
Классификация уроков.
Форм классификации несколько:
По основной дидактической цели выделяют следующие типы уроков:
Урок сообщения новых знаний;
Урок закрепления;
Урок применения знаний и умений;
Урок обобщения и систематизации знаний;
Урок проверки и коррекции знаний и умений;
Комбинированный (урок смешанного типа).
Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала. Цели – это механизм, с помощью которого учитель кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.
По основному способу проведения:
В форме беседы;
Лекции;
Экскурсии4
Самостоятельная работа учащихся;
Лабораторные и практические работы;
Сочетание различных форм занятий.
По основным этапам учебного процесса:
Вводные;
Первичного ознакомления с материалом;
Образование понятий, установления законов и правил;
Применение полученных правил на практике;
Повторения и обобщения;
Контрольные;
Смешанные или комбинированные.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям своё полное к ним доверие.
Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребёнком в отдельности.
Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника
Эти моменты больше подходят для работы в группах, а современный урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах, различные виды деятельности, дальнейшее развитие субъект – субъектных отношений на уроке.