СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в системе личностно-ориентированного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о том, какоап роль урока в современном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Урок в системе личностно-ориентированного обучения»

Урок в системе личностно-ориентированного обучения

(выступление Чёрной Е. А.).

Парадигма – это устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор типичных заданий и образцов решения научных и практических задач. Обосновывая ту или иную парадигму образования, педагогическая наука реагирует на «вызовы» общества, личности, государства. Предлагая модель образовательной системы, в которой содержаться ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах её деятельности, от организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов взаимодействия основных субъектов образования.

Урок – это своеобразная парадигма формы: лучше урока ничего не придумано, он – образец, пример лучшей формы. Но только на форме и процессах, на том, что их обеспечивает (методах и технологиях) нельзя остановиться. Нельзя потому, что СОДЕРЖАНИЕ этой вечной формы и этих вечных процессов определяют парадигмы (образцы) РАЗНЫХ методологий, концепций и теорий.

Методология – наука о методах, ориентированных на ВНУТРЕННИЕ механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Методология базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, путей способов личностно – профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.

Теория – научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в целостность – факты подводятся под общие законы, сочетаемые с общими и частными предположениями, из чего выводятся закономерные связи между фактами. Теория описывает, объясняет, интерпретирует явления, прогнозирует развитие взаимосвязей между ними и предписывает практике, что и как необходимо делать.

К середине 90-х годов 20 века появилось достаточное количество качественных, т. е. соответствующих запросам времени, общества и, самое главное – отдельного человека педагогических концепций и теорий, которые только следовало бережно взять и ещё бережнее применить для разработки нового содержания урока.

Появилась надежда, что урок действительно сможет стать содержательным: смысловым и поэтому – личностно развивающим, т. е. в первую очередь – способствующим возникновению тех личностных качеств, без которых ученик либо пропадает в жизни, где всё не так, ка учат в школе, либо превращается в биомашину по выработке реакций, далеко не всегда совпадающих с человеческими.

Что главное в уроке? Урок – главная форма учебного процесса. В современной педагогической литературе всё чаще встречаются описания урока, как целостной, логически завершённой, ограниченной временными рамками, планом работы и составом участником организационной единицей учебного процесса.

Классификация уроков.

Форм классификации несколько:

  1. По основной дидактической цели выделяют следующие типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний;

  • Урок закрепления;

  • Урок применения знаний и умений;

  • Урок обобщения и систематизации знаний;

  • Урок проверки и коррекции знаний и умений;

  • Комбинированный (урок смешанного типа).

Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала. Цели – это механизм, с помощью которого учитель кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.

  1. По основному способу проведения:

    • В форме беседы;

    • Лекции;

    • Экскурсии4

    • Самостоятельная работа учащихся;

    • Лабораторные и практические работы;

    • Сочетание различных форм занятий.

  2. По основным этапам учебного процесса:

    • Вводные;

    • Первичного ознакомления с материалом;

    • Образование понятий, установления законов и правил;

    • Применение полученных правил на практике;

    • Повторения и обобщения;

    • Контрольные;

    • Смешанные или комбинированные.


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

  • С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям своё полное к ним доверие.

  • Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребёнком в отдельности.

  • Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

  • Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

  • Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника


Эти моменты больше подходят для работы в группах, а современный урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах, различные виды деятельности, дальнейшее развитие субъект – субъектных отношений на уроке.