Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная школа №4 г. Снежное
Донецкой Народной Республики
Урок внеклассного чтения
в 4 классе
«Что за чудо эти сказки!»
Учитель: Зима Л.А.
Цели урока: учить сравнивать, прививать любовь к чтению обобщать, делать выводы; развивать умение сравнивать; развивать фантазию, память, внимание, воображение, умение давать полный, связный ответ; продолжить обучать коллективной работе, работе парах и группах; воспитывать интерес к сказкам.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Звонок веселый прозвенел,
Урок начать он нам велел.
А для этого нам нужно,
Очень тихо сесть и дружно.
Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши
улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость
общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите
видеть сегодняшний урок
(Веселым и интересным, чтобы узнали что-то новое.)
Время сказки наступает,
Время сказки настает.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придет!
Презентация .
2.Слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых сказок. Знакомимся мы со сказками по-разному: вначале их нам рассказывают родители; мы с удовольствием смотрим фильмы-сказки по телевизору; а позже, научившись читать, зачитываемся ими сами, учимся у героев добру, справедливости. Сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат.
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремиться.
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
- В каждом доме есть книги, есть они и в нашем классе. Это сказки.
Сказки бывают разных жанров: русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки зарубежных авторов.
- А какие сказки вы знаете?
-А какие сказки начинаются словами: « В некотором царстве, в некотором государстве». Все эти сказки волшебные. А каких вы знаете писателей-сказочников?
- Я вижу, что вы уже готовы к нашему путешествию.
3.Чтение письма.
Одна сказочная героиня – Василиса Премудрая написала вам письмо:
«Здравствуйте, здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я очень рада, что могу к вам обратиться. Ведь в наших сказках приключилась беда. Пропали сказочные герои. И никто и нигде не может их найти. Может быть у вас это получиться? Вот вам описание сказочных героев:
-Как зовут девочку, появившуюся из цветка?
- Героиня этой сказки побежала за белым кроликом, провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычайной стране.
-Это единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал и смело сражался с пиратами.
-Девочка-кукла, волосы которой были необычайно голубого цвета.
-Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен в маленького человечка и совершил большое путешествие на диких гусях.
-Как зовут мальчика с длинным носом в русской сказке?
-Как зовут мальчика с длинным носом в итальянской сказке?»
4.Исценировка сказки.
Сейчас вы посмотрите сказку, которую помните с детства. Пусть она подкрадется к самому сердцу и зародит в нем зерно доброты.
Слушайте и смотрите. Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Рассказчик:
В доме стареньком своем,
У колодца с журавлем
Жили-были дед и баба.
С ними курочка жила,
Рябой бабушка звала.
Дед:
Я пойду дрова рубить,
Надо печку растопить.
Баба:
Вкусной каши наварю.
И всех на завтрак позову.
Рассказчик:
Дело спорится, и скоро
Завтрак на столе готовый.
Баба тут зерно берет.
И на двор она идет.
Цып -цып-цып, моя Рябуша,
Ты иди скорей покушай!
Ряба:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Я снесла для вас яйцо.
(Курочка садится на гнездо, снесла золотое яичко, берет его в руки и подает бабке).
Дед:
Ну и Ряба! Вот так да!
Золотое нам снесла!
(берет яйцо и ложку и начинает бить).
Рассказчик:
Принялся тут дед за дело,
Бил да бил, стучал он смело.
А за ним и баба била,
Но яйцо все ж не разбила.
Дед:
Пусть яйцо тут полежит –
Никуда не убежит.
Отдохнем пока в избушке,
Не горюй, моя старушка!
Рассказчик:
А в доме-то под полом
Мышка жила.
Ой, кажется, ребята,
Она бежит сюда!
Мышка:
Я маленькая мышка,
Проворна и шустра.
Ищу себе покушать.
Но где же здесь еда?
(Мышка бегает, ищет еду, задевает яйцо, оно падает и разбивается, мышка пугается и убегает).
Рассказчик:
Зацепила хвостом за яйцо,
И упало, разбилось оно.
Дед:
Ай, ай, ай!
Баба:
Беда! Беда!
Рассказчик:
Льются слезы в два ручья.
Только Рябушка не плачет,
Ко-ко-ко – она кудахчет.
Курочка:
Я снесу для вас еще
Очень вкусное яйцо.
Оно будет не златое,
Но все же вовсе не простое.
Дед:
Вот как славно заживем!
Баба:
Очень дружно заживем.
Сказочница: Спасибо артистам, спасибо и нашим зрителям.
4. Групповая работа. «Найди пару»
1группа
Соединить слово из левого столбика со словом из правого
ТЕРЕМОК ПЕТУХ | | КОЛОБОК БАБКА |
ДЕД ЦАРЕВИЧ | | ЗАЯЦ ТУФЕЛЬКА |
| | |
ТЕСТО | | ПИРОЖКИ |
МАША ЗОЛУШКА | | КОСА СТРЕЛА |
2 группа
КОТ КАРЛСОН БАБА-ЯГА ПРИНЦЕССА КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ ВИННИ ПУХ ЧУДИЩЕ | ИГЛА САПОГ БАНКА ВАРЕНЬЯ СТУПА И МЕТЛА АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК ГОРОШИНА БАНКА МЕДА |
5.Игра«Исправь ошибки».
Вспомни правильные названия сказок.
«По собачьему веленью».
«Царевна-индюшка».
«Сивка-будка».
«Иван-царевич и зелёный волк».
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
«Петушок – золотой пастушок».
«Мальчик с кулачок».
«У страха уши велики».
«Лапша из топора».
ФИЗМИНУТКА.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо мы пять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
6.Кроссворд.
Чьи мы лица узнаем,
Из любимых книжек?
Кто так радует ребят?
Девочек, мальчишек.
Сказки с детства любят дети!
Вот Вам и задания.
Я надеюсь, ребята ,
Пройдете испытания!
По вертикали:
Русский сказочный герой,
Защитник родины святой.
Хочу - на печке прокачусь,
Хочу - со щукой обнимусь.
Василису полонил, чуть было не погубил,
Вечной жизни он желал, щей прокисших не глотал.
По горизонтали:
Он от многих ушел, непослушный такой,
Да столкнулся с лисой.
Плачет на камушке, сокрушается,
Братца Иванушку спасти старается.



ОТВЕТЫ
По вертикали: 1. Богатырь. 2. Емеля. 4. Кощей.
По горизонтали: 3. Колобок. 5. Аленушка.
7.Работа в парах.
1. Скоро сказка сказывается,…да не скоро дело делается.
2. Что ни в сказке сказать, …ни пером описать.
3. Я там был, мёд, пиво пил, …по усам текло – а в рот не попало.
4. Пойди туда – не знаю, куда, …принеси то, не знаю, что.
5. Тут и сказке конец, …а кто слушал – молодец.
8.Угадай из какой сказки предмет. «Загадки из сундучка».
- За далекими морями, на высокой горе стоит высокий дуб. На том дубу золотой сундук. А в этом сундуке волшебные предметы. И сейчас мы с вами угадаем, кому же принадлежат эти вещи: Красная Шапочка ,термометр, метла ,хрустальная туфелька, золотой ключик, сапоги.
- Теперь все герои получат свои вещи, и смогут радовать своими сказками.
9.Чтение притчи.
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему,
что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
- Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся.
10. Рефлексия.
Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
- Достигли намеченных целей?
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.
11.Домашнее задание.
12.Выставление оценок.