Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Рада всех Вас видеть. Вижу, что все настроены на активную работу. Обратите внимание, что на доске изображено дерево без листвы, а перед Вами на парте лежат разноцветные листочки. Прошу Вас взять один из них и прикрепить на наше дерево. -Тех, кто выбрал зеленый лист, будут отвечать на вопросы на сегодняшнем занятии, желтый лист – проявят активность, синий – будут настойчивы. Дерево покрылось листвой, с помощью вас оно окрасилось в разные цвета. Красота дерева зависела от Вас, а красота выполненной работы на уроке будет зависеть от вас. Желаю Вам успешной работы сегодня. | Приветствуют учителя; крепят листья на дерево, изображенное на доске; настраиваются на успешную работу. |
2.Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы урока и цели. | -Ребята, посмотрите, что находится у меня в руках (яблоко, лук, грамота). Вы, наверное, думаете, зачем я принесла все эти предметы. Все они связаны с темами наших прошлых уроков. О чем же мы говорили? - Как же предметы в моих руках относятся к фразеологизмам? - Назовите эти устойчивые выражения и их значения. - Все верно, молодцы. - На протяжении нескольких занятий мы знакомились с фразеологизмами, изучали их признаки, рассматривали их источники. Сегодня у нас урок закрепления материала. Как Вы думаете, какова цель нашего урока? -Правильно. | Учащиеся рассматривают предметы в руках учителя и отвечают на вопросы. -Мы говорили о фразеологизмах. -Все они входят в состав фразеологизмов. В качестве примеров учащиеся могут назвать следующие: яблоко раздора – причина ссоры, горе луковое – невезучий человек, филькина грамота – документ, который ничего не значит. Формулируют цель: -Закрепить полученную информацию о фразеологизмах. |
3.Актуализация знаний | - На столе Вы видите перед собой разрезанные карточки (Приложение). На каждой из них написано слово, входящее в состав определения фразеологизма. Расположите карточки в нужной последовательности, чтобы получилось верное определение. - Назовите то, что у вас получилось. - Молодцы! А какие признаки фразеологизмов Вы помните? -А какие источники этих устойчивых выражения Вы знаете? - Вы все верно назвали! Молодцы! | Учащиеся располагают карточки в нужной последовательности и называют верное определение: - Фразеологизм – устойчивое неделимое сочетание слов, основанное на переносном значении и часто заменяющееся одним словом. Ребята называют признаки фразеологизмов: - Состоят из двух или более слов; являются одним членом предложения; заменяются синонимами. Указывают источники фразеологизмов: - Библия; устное народное творчество; литература; обычаи славян. |
4.Работа по теме урока. Первичное закрепление | -Сегодня Вы работаете в командах, их будет 3. Сейчас предлагаю выбрать для каждой группы капитана. - На протяжении урока капитаны будут следить за работой каждого, а в конце занятия оценит Вас и запишет все в оценочный лист. - Начнем нашу работу с «Фразеологической разминки». Я Вам буду задавать загадки. Вы должны понять, о каком предмете речь и назвать фразеологизм, в котором эта вещь используется: 1) Ею чай мешают и медленное действие совершают. Что это? 2) В какой посуде человек чувствует себя неловко? 3) От какой еды человек может чувствовать тяжесть на ушах? 4) Какое насекомое может увеличиться до размеров слона? 5) С каким овощем дружит горе? -Молодцы! -Теперь посмотрите на экран. Сегодня утром я общалась с нейросетью. Мы с ней долго обсуждали фразеологизмы. И для Вас мы придумали игру: посмотреть на изображение и понять, какой фразеологизм скрывается за ним. -Молодцы! Вы верно назвали все выражения, спрятанные за изображениями. | Учащиеся выбирают капитана в своей команде. Ученики отгадывают загадки: 1)Ложка. Фразеологизм – через час по чайной ложке. 2) Тарелка. Фразеологизм – чувствовать себя не в своей тарелке. 3) Лапша. Фразеологизм – вешать лапшу на уши. 4) Муха. Фразеологизм – делать из мухи слона. 5) Лук. Фразеологизм – горе луковое. Ребята пытаются в командах угадать, какой фразеологизм скрыт под изображением (белка в колесе (сл.2), вешать лапшу на уши (сл.3), серая мышь (сл.4), время летит (сл.5), подложить свинью (сл.6), упасть в грязь лицом (сл.7), ловить ворон (сл.8), золотые руки (сл.9), лицом к лицу (сл.10). |
5. Физ.минутка |
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | -Ребята, дома Вы должны были представить, что все Вы художники, но необычные. Вы художники, которые изображают фразеологизмы, но с юмористической точки зрения. Примеры таких рисунков Вы видите на доске. Сейчас Вы посоветуетесь с капитаном своей команды и выберите любой понравившийся рисунок. Вам нужно будет рассказать историю, используя данное устойчивое выражение. Выступать будет один человек от команды, подумайте, кто это будет. | Учащиеся выбирают рисунки. Каждая команда берет себе одно изображение и составляет по ней небольшой рассказ. |
7.Рефлексия. Подведение итогов урока. | -Ребята, наш урок подходит к концу. Вы все хорошо поработали. Вспомните цель занятия. Как Вы думаете, достигли мы ее или нет? -Давайте оценим наш урок. Посмотрите, у Вас на парте лежат разноцветные смайлики. Если на уроке Вы работали активно, то поднимите зеленые смайлики, если работали мало – желтые, если на уроке было скучно – красные. - Но это еще не все. На протяжении урока за Вашей работой смотрели капитаны и тоже выставили оценки. Отличаются ли Ваши оценки от оценок одноклассников. | Ученики отвечают, достигли ли поставленной цели в конце урока. Учащиеся проводят самооценку. Капитаны сверяют свои оценки и оценки сокомандников. |
8.Домашнее задание | -Записываем домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по теме «Фразеология». -Спасибо за урок! До свидания! | Учащиеся записывают домашнее задание. |
одним словом.