Урок Знаний, посвященный
истории и культуре Дона
во 2 классе
МБОУ Куйбышевская СОШ
им. А.А. Гречко
разработала:
учитель начальных классов
Козаченко Валентина Ивановна

Цели урока:
Формирование у детей нравственно-патриотических чувств к большой, многонациональной Родине – России и к родному краю. Воспитание чувства гордости за свою страну. Формирование чувства патриотизма по отношению к Российской Федерации и Донскому краю как неотъемлемой её части.
Задачи урока:
1. Воспитать у детей чувства уважения и привязанности к семье, дому, школе, посёлку, республике, стране.
2. Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
3. Развивать интерес к русским традициям, обычаям, праздникам.
4. Познакомить детей с символами Ростовской области.
5. Развивать у школьников чувство гордости за Россию и родной край.
6. Развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации.
8. Способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России.
Оборудование: презентации по теме урока, иллюстрации, стихотворения, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1.Оргмомент
Дорогие ребята, сегодня замечательный день, прекрасный праздник День Знаний и Праздник Первого Звонка. По всей нашей стране миллионы ребят вновь, а кто-то впервые переступили порог школы. И по традиции первый урок сегодня посвящается очень важному и главному для жизни каждого из нас.
-Соберите из рассыпавшихся букв название темы нашего урока.
(Родина)
2. Беседа о родине, о России, о Донском крае- Ростовской области.
Учитель:
-Родина- красивое и очень важное слово.
-Что означает это слово? Какие близкие слова вы можете подобрать?
(ответы детей)
- Посмотрим значение этого слова в толковом словаре Ожигова
«РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва - его р. Индия - р. шахмат
Учитель: И так , как называется наша Родина? (ответы)
Люди не выбирают место своего рождения на земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках, но слова «Родина, Отечество, Отчизна» святые для каждого. Для нас с вами все эти понятия заключены в слове «Россия».
-Велика , могущественна наша прекрасная страна?
(на фоне клипы о России звучит литературная зарисовка- дети читают стихи)
1.Моя любимая Россия,
Моя бескрайняя страна,
Ты дорога была мне прежде,
Ты будешь мне всегда нужна!
2.Ты необъятна и прекрасна,
Мне восхищений не сдержать:
Ведь ты смогла Наполеона
Когда-то с Гитлером прогнать!
3.В тебе достоинств очень много,
Их до конца не перечесть,
Одних ресурсов в твоих землях
На много лет в запасе есть!
4.Самой лучшей, самой звонкой песней
Я прославить Родину хочу.
В целом мире нет её чудесней,
Ей любое дело по плечу.
5.Будем Родиной своей гордиться,
Будем ей одной всегда верны.
Солнечные, яркие страницы
Впишем в биографию страны.
Ведущий:
-Россия – наша великая Родина. Мы ее очень любим, но у каждого из нас есть своя, малая Родина, тот уголок земли, где ты родился, где прошло детство, где живут родители, друзья, где находится отчий дом.
Как называется ваша родина? А как называется край, в котором вы родились? (Донской край или Ростовская область)
-Правильно, дети, наша маленькая родина-это край, в котором мы родились. Это самый замечательный, самый красивый, самый гостеприимный и хлебосольный край! Край со своими традициями, особенностями и символами. И в этом году У Ростовской области –день рождения, ей 80 лет.
3.Просмотр ПРЕЗЕНТАЦИИ «80 ЛЕТ Ростовской области»
Учитель: Дорогие ребята! Мы живем в замечательном крае, с прекрасной природой и особенными людьми. Как вы думаете , что мы можем сделать , чтобы наш край стал еще прекрасней и богаче?
4. Чтение стихов о профессиях.
1.Столько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
Есть врачи и водолазы,
Токари, шахтеры есть.
2.Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведет.
3.Главное — не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Парикмахером, певицей,
Или на Луну летать.
4.Целый день все дяди, тети
Что-то делают для нас,
Здесь стихи про них найдете
О работах их рассказ!
5.Мы пока еще ребята,
Не умеем мы считать,
Может знаний маловато,
Но ведь можно помечтать!
6.Я врачом, наверно, буду,
Стану я лечить людей!
Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!
7.Скоро буду я военный,
Или просто летчик - ас!
Как герой обыкновенный
Защищать я буду вас!
8.Балериной и певицей
Я всегда мечтала стать!
Чтоб красиво нарядиться,
Спеть для Вас и станцевать!
9.Я художником известным
Стану обязательно.
Рисовать мне интересно,
Очень увлекательно!
10.Я - учительницей школьной,
Детям знанья подарю!
Дети будут мной довольны,
Я вам точно говорю!
11.Ну а я вернусь сюда!
Ласковым, внимательным
И отзывчивым всегда
Стану воспитателем!
Учитель: Действительно, дети. Все профессии важны и полезны. Главное в жизни кем бы вы ни были - быть прекрасным специалистом и жить на благо других людей и Родины.
5.Пятиминутка безопасности жизнедеятельности.
Учитель:
Люди рождаются для того, чтобы жить и творить, радоваться миру, солнцу и делать его лучше. А для того мы должны быть здоровыми и жизнь наша должна быть безопасной.
А для этого мы должны помнить правила безопасности.
-Проверим, на сколько хорошо вы их знаете?
Викторина по правилам безопасной жизнедеятельности
(игра-викторина интерактивная презентация)
6.Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок подходит к концу.
Чему он был посвящен?
Что дал вам этот урок?
Какой вы сделали вывод?
Дети читают стихи
1чтец: Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
2чтец: Завещано беречь нам этот мир
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
3чтец: Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется.