СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок9 ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ВОЗРАСТ СОБЕСЕДНИКОВ. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, наблюдения за омонимами; научить применять правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок9 ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ВОЗРАСТ СОБЕСЕДНИКОВ. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.»

Урок 9
правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст
собеседников. Заглавная буква в именах собственных

Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, наблюдения за омонимами; научить применять правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать, сравнивать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, ставить точку в конце предложения, использовать алгоритм порядка действий при списывании, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осуществление правильного выбора языковых средств в рассматриваемых ситуациях, в которых необходимо указывать возраст (или спрашивать о возрасте); усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании; логические – проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании и использование его при решении практических задач; моделирование звуковых схем слов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с представленным образцом, вносить необходимые коррективы с учётом допущенных неточностей; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; обосновывать высказанное суждение, излагать представленное мнение последовательно, четко и ясно, использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения, оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

− Рассмотрите рисунки на странице 30–31 в учебнике. Прочитайте комментарии. Что их объединяет? Почему важно знать свой возраст? Что такое возраст?

III. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.

1. Работа по учебнику.

− Прочитайте, на что указывает рубрика «Обрати внимание». В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст? Вы можете точно сказать, сколько вам лет сейчас? Давайте проверим.

Учащиеся подсчитывают свой возраст по календарю, считают месяцы.

Речевое общение: упражнение 1, с. 32 (К.).

− Прочитайте диалог. Возможно, он подскажет, почему вы точно не определили свой возраст.

Самостоятельное чтение (П. + Р.).

− Почему же нельзя точно запомнить свой возраст?

Работа в парах (К.).

− Вспомните правила парной работы. Найдите ответы на поставленные вопросы (упражнение 2).

Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 33) (Р. + П.).

− Прочитайте вопросительное предложение. Как ответить на этот вопрос? А взрослому человеку можно задавать такой вопрос? Проверьте своё предположение в рубрике «Обрати внимание». (Самостоятельное чтение.)

− Кто ответил правильно?

У А. Шибаева есть стихотворение «Находка». Объясните значение слова «находка». Кто из вас что-нибудь находил?

− Я думаю, что эта находка должна вас удивить.

Учитель читает стихотворение (П.).

− Какая же находка у поэта? Прочитайте самостоятельно стихотворение и попробуйте ещё что-нибудь найти. (Выделенные слова написаны по-разному.)

− Объясните почему. Это ещё один секрет письменной речи.

− Вспомните все «находки» урока и расскажите о них (П. + Р. + К.).


Физкультминутка (Л.)

Потешка «ПО ГРИБЫ»

Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять! Этот пальчик уж заснул.

Мы грибы идём искать. – Тише, пальчик, не шуми!

Этот пальчик в лес пошёл, Братиков не разбуди. –

Этот пальчик гриб нашёл, Встали пальчики. Ура!

Этот пальчик прикорнул, В школу нам идти пора!

Учащиеся обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

На пенёчке есть грибочки,

Не лисички, не сморчки,

Попадут к нам в кузовочки

Не маслята, не строчки,

Попадут опята – дружные ребята.

А. Кочергина

2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + Р. + К.).

− Какие грибы вы запомнили? Кто их видел в лесу? Почему для кузовка вы выбрали опята? Как их назвал автор?

− Дорисуйте самостоятельно. Назовите буквы. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомните написание строчных букв, запишите их парами.

Четвёртую строчку необходимо использовать для диктанта первых букв в называемых учителем словах. В ходе диктанта учащиеся должны держать под контролем не только выбор буквы из числа отрабатываемых, но и правило написания заглавных букв.

Примерный набор слов: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, берёза, берег, Даша, Вера, диван, вода, бабочка, Владимир, Белова, друг, Драгунский.

Работа со звуковыми моделями. (Организация совместной деятельности: работа по группам.)

Каждая группа получает карточку, на которой написана загадка. При помощи загадки группа узнаёт, с каким словом нужно работать (К. + П.).

− Выберите соответствующую звуковую модель.

Загадки:

Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте ... (лыжи).

Весь Антошка – шляпка да ножка.

Дождь пойдёт – он подрастёт. (Гриб.)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот −

Открывай пошире рот. (Ложка.)

− В каких случаях звучание слова и написание не совпадают? (Гриб, ложка.)

− Как это отразится на звуковой модели? В слове «лыжи» нет «ловушек»?

Коллективная проверка (Р.).

– Вспомните, какие секреты устной речи вам уже известны. (Паузы в конце предложений, интонация, выделение слов голосом – логическое ударение, ударение в словах.)

– Какие секреты есть у письменной речи?

На доске записаны предложения:

● У Маши красный шарик.

● Миша дает команду Шарику.

– Прочитайте предложения.

– Что заметили? (Слово, называющее предмет, пишется с маленькой буквы, а кличка животного – с заглавной.)

Текст упражнения 4 на странице 28 учитель выносит на доску.

− Прочитайте. Что заметили необычного? (Одно и то же слово написано то с большой, то с маленькой буквы.)

− Найдите и подчеркните эти слова. (По́ля – пoля́, Серёжка – серёжка.)

− Объясните значение каждого слова в паре, правописание этих слов. Запишите слова парами. Приведите примеры таких удивительных пар слов. (Винтик – винтик, Шпунтик – шпунтик, пончик – Пончик, сиропчик – Сиропчик.)

Первичная проверка понимания изученного: упражнение 5, с. 29.

– Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.

На виду честного люда

Трусит с горки съехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

Я. Козловский

Май пришел! Снимай фуфайку!

Надевай-ка, Майка, майку!

− Нас ждёт интересное знакомство. Помните невежу медвежонка? А сегодня знакомьтесь: «Вежливый слон».

Учитель читает стихотворение.

− Почему вы улыбаетесь? Скажите, почему героями стихотворения стали муравей и слон?

− На какие вопросы отвечают эти слова? Почему?

− На какой ещё вопрос отвечают слова – названия предметов?

− Найдите в этом стихотворении слова, которые отвечают на вопрос «что?».

− Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.

Коллективная проверка (Р.).

Отработка действия списывания (Р. + П.).

− Прочитайте предложения. Что интересного вы узнали из них? Что такое город? (Предположения учащихся.)

− Город – крупный населённый пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные и культурные заведения. Городов очень много. И чтобы их отличить друг от друга, каждому городу люди дали своё название. Какие города вы знаете? (Учащиеся называют.) Как вы думаете, сколько им лет? Где об этом можно узнать?

− Вспомните порядок действий при списывании.

Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правила списывания.

IV. Итог урока (К.).

− Что такое имена собственные? Как они пишутся? Сделайте вывод о правописании больших букв.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак! Е. Измайлов

− Какой смысл заложен в последних строчках стихотворения?

6