СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по русскому языку в игровой форме для недели русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательные уроки по русскому языку  в игровой форме для недели русского языка

Просмотр содержимого документа
«Уроки по русскому языку в игровой форме для недели русского языка»

38


Урок русского языка  в 5 классе «Виды предложений по цели высказывания»

Технологическая карта урока

Класс

5

Предмет

Русский язык

Ф.И.О. преподавателя

Таршинова Надежда Ивановна

Тема урока

Виды предложений по цели высказывания

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Цели по содержанию урока

Цель: выработать навык определения вида предложения по цели высказывания

Задачи: 

- обучающие: дать новые знания по теме урока; развивать умения по определению видов предложения по цели высказывания,

- развивающие: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, строить предложения, различные по цели высказывания; отвечать на вопросы; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся через умение интонационно правильного воспроизведения цитатного материала из сказок Пушкина, воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству живописца Шишкина, сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, слушать и слышать друг друга.

Методы и приёмы

 Проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, творческий.

Технология

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование

1.Учебник «Русский язык» 5 класс. А.Ю.Купалова.

2. Раздаточный материал - тесты.

3. «Немая» схема на доске

4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

5. Презентация.

6. Репродукция картин Шишкина.

.

1. Орг. момент. Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок. (Я пришла к вам на урок в отличном настроении,  уверена, что и вы также себя чувствуете. Улыбнулись друг другу и начали работать)

2. Мотивационный этап. Орфографическая разминка.   Читаем стихотворение Мустая Карима

С д…ждем осенн…м с выс…ты

Л…ства, едва шурша, струится.

Озябнув, мокрые  цв…ты

Ст…ят, нахохлившись, как птицы.

Сейчас сквозь лес и вдоль р…ки

Идет октябрь…

        (Ученики находят орфограммы, объясняют их. Что мы знаем о Мустае Кариме? 20 октября ему исполнилось бы 95 лет, он автор книг «Радость нашего дома», «Таганок», «В ночь лунного затмения» и др.)

---Фронтальный опрос: можно ли сказать, что перед нами  предложения? Какими признаками обладает предложение? (Называют основные признаки предложения и приводят примеры:

1.С помощью предложений мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить.

2.Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

3.В каждом предложении есть грамматическая основа.

4.Каждое предложение обладает интонацией конца предложения.

---Какова цель данного высказывания? (сообщить ) Итак, для того, чтобы определить тему урока поработаем над немой схемой.

3.Актуализация знаний. Выдвижение гипотез. Смотрим на  «немую» схему:

 - Здесь зашифрована тема урока и основное знание, которое вы должны усвоить на уроке. Вспомните, что мы выражали с помощью предложений. 

Заполним  ячейки среднего ряда (сообщение, вопрос, побуждение к действию), а теперь ячейки  второго ряда схемы, вспоминая повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Тему урока « Виды предложений по цели высказывания» напишем в самую верхнюю ячейку. 

- Давайте определим  цели урока: научиться определять вид предложения по цели его высказывания, правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания.

- Объясните тему урока самостоятельно. Для этого  найдите упражнение № 201 (207)  изучите таблицу, сделать вывод.

- Кто желает объяснить тему урока?  При объяснении используйте следующие предложения: Я ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.ТЫ ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ?

                                                     НАРИСУЙ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.

4.Первичное закрепление. Поиск решения проблемы.

-  Работаем  в парах над упр. 202 первое предложение для первого варианта первого ряда, второе - для первого варианта второго ряда, а третье – для первого варианта третьего ряда А ответы на вопросы записывают, все , кто сидит на втором варианте.

- Проверка идет в форме диалога.

- Упр. 204. Читаем все предложения, доказываем вид предложений по цели высказывания. Записываем первое предложение, комментируя. Находим грамматическую основу. Что вы узнали нового при выполнении работы?  (Побудительные предложения могут не иметь подлежащее)

 Физкультминутка. Проводим так: Если вы слышите побудительное предложение – то топаете, если повествовательное – встаете , если вопросительное – хлопаете в ладоши. Предложения взяты из произведений А.С.Пушкина.

1. Унылая пора!  Очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса.

2. Вы, отроки-други, возьмите коня.

3. В глуши что делать в эту пору?

4.Ты, солнце святое, гори!

5. Пора, красавица, проснись.

6. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

7. Вся комната янтарным блеском озарена.

8.Взойдет ли наконец прекрасная пора?

- Умеете ли  правильно интонировать предложения по цели высказывания? Смотрим на   и читаем отрывки из сказок А.С.Пушкина.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.

 В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве . В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.

 Что поможет нам смягчить требование? (Слово «пожалуйста» выделяется на письме в двух сторон запятыми)

-Делаем вывод: если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней;

если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать;

если чаще использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться п.

5. Закрепление. Развитие умения находить в тексте предложения по цели высказывания и умение составлять предложения по репродукции Шишкина.

- Найдите упр.207, прочитайте глазками, а затем  вслух.

- Обратите внимание на словосочетание  « мастерская зарисовка», проверьте по словарю, правильно ли вы прочитали его. ( Работа по словарю Ожегова),  а как вы объясните значение этого словосочетания?( Проговариваем)

 («мастерская» зарисовка - искусная,  совершенная.)

-    портрет художника Шишкина.

Иван Иванович Шишкин (13.01.1832-8.03.1898), - знаменитый русский художник-пейзажист.  Родоначальник реалистического и даже «портретного» пейзажа. 

- Группа учащихся (1 ряд) составляет разные по цели высказывания предложения по репродукции Шишкина «Утро в сосновом бору» сл айд №7

- остальные работают над текстом, найдите предложения по цели высказывания.

- Проверка выполненных заданий.

6. Рефлексия.

Итак, подведем итоги урока. Я начинаю читать предложения из упр.205,  а вы заканчиваете.

  • Что узнали?

  • Что поняли?

  • Что было сложным?

  • Что показалось интересным?

  • Что удивило?

- Выполним  тесты по вариантам:





















ТЕСТ вариант №1

1. Данное предложение  повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

    Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

    Со сватьей бабой Бабарихой

    Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Ты не лебедь ведь избавил,

    Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

    Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

б) И царицу в тот же час

    В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?



вариант №2

1. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

    Коршун носится над ней.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Белка песенки поет

    И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в)  Матушка моя,

     Посмотрите вы туда.

3. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

    И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?




- А теперь оцените свои знания и работу на уроке. Выставьте себе и друг другу оценки.

7.Домашнее задание: п.15, упр.210________________________________











Конспект урока по русскому языку.

Дата________________

Класс: 5

Тема урока: «Восклицательные предложения»

 Цели урока:

1) предметные: знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные) ;знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить.

2) личностные: осознавать ответственность за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи

3) познавательные: выполнять учебно– познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы;

4) регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, оценивать свою работу, исправлять и объяснять ошибки;

5) коммуникативные: организовывать , осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, задавать, слушать вопросы и отвечать на них.

 Тип урока: Освоение новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый 



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

- Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала)

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… («Пять!»)

- Итак, ребята, все ли готовы получать новые знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л.: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания.


2. Актуализация знаний

- Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.

- Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения по цели высказывания?

- Вашему вниманию я предлагаю текст.

Как прекрасно нынче утро.

Ты пойдёшь со мной гулять?

Будем мы гулять по парку

И листочки собирать.

Посмотри-ка на тропинку,

Там протянулась паутинка

- Какое время года описывается в тексте?

-Сейчас я буду читать предложения, а вы записывать их и определять, какое это предложение по цели высказывания.

- По какому признаку мы распределяли предложения?

- Оказывается, ребята, предложения можно распределять и по другому признаку.


Записывают предложение, определяют цель высказывания каждого предложения .

Л.: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

П.: осознают познавательную задачу.

Р.: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.

К.: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

3. Подготовка учащихся к изучению темы урока. Стадия вызова

Вашему вниманию я предлагаю три предложения. (стр учебника.73 )

1.Мы были в лесу.

2.Кто взял книгу?

3.Прочитайте эту книгу.


- Каким является 1 предложение по цели высказывания? (повествовательное)

- Прочитайте так, как будто вы рады .

- Что мы изменили?

- А как это отразится на письме?

- Каким является 2 предложение по цели высказывания? (вопросительное)

- Прочитайте с возмущением.

- Какой знак добавится в конце предложения?

- И каким является по цели высказывания последнее предложение?

- прочитайте со злобой.

- И как эта интонация отразится на письме?

- Мы с вами получили две группы предложений. Чем они отличаются друг от друга? (интонацией, знаком)

- Значит, предложения можно распределять и по интонации. Подумайте, как мы назовем полученные нами предложения. (Какой знак ставится в конце этих предложений?)        

- А предложения, в противоположность им?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Откройте учебники на стр. 73-74, прочитаем правило и запомним.   

Какие еще чувства могут выражать восклицательные предложения?

- Откройте тетради, запишите  дату, тему урока.



Учащиеся в группе выполняют задание, слушают учителя, оценивают свою работу.

П.:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.

К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач.

4. Динамическая пауза.


Мы ногами топ, топ, топ!

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!

Головою круть, круть, круть!

Мы себя ударим в грудь!

Погладили животики!

Улыбнулись ротики!


 


- Вот такие мы молодцы!




5. Первичное закрепление материала.


Работа по учебнику

1.Упражнение 155 ( по заданию)

2.Отгадайте загадку, запишите ответ, произведите фонетический разбор слова-отгадки.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это .....(дождь)



Учащиеся выполняют задание, слушают партнеров, оценивают свою работу.

П.:выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы;

систематизируют собственные знания.

Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.

К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач.

5. Рефлексия учебной деятельности.














6.Домашнее задание

Ребята, назовите тему урока. (Восклицательные и невосклицательные предложения).

- Чему мы научились? (Научились определять предложения по интонации).

- Какие чувства выражают восклицательные предложения? ( Восхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д.)

- Какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения.

 На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то  - в зелёный, если ничего не понятно, то в синий.




$30 Упр.156________________________________________.



Отвечают на вопросы, ставят совместно с учителем отметки.

Л.: приобретают мотивацию к процессу образования.

П.: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Р.:оценивают свою работу.



















Конспект урока русского языка.

Класс:5

Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, беседа, коллективная, хоровая организация.

Оборудование: учебник

Цели урока:

Задачи:

Планируемые результаты:

образовательные:

- повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы; - повторить способы выражения подлежащего,

развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие, критического мышления;

- развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

- развитие речи учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

-воспитание ценностного отношения к слову

- обучающиеобеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов;

развивающиеразвивать внимание, логику рассуждения

-воспитательные: 

прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

  • личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической  и творческой деятельности.

  • метапредметные: развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.

  • предметные: знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

Орг. момент

Вызов

III РЕФЛЕКСИЯ

IV Домашнее задание

– Откройте тетради, запишите число.

 Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

2)Подлежащее и сказуемое составляют  основу предложения.

3)Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения.

4)Подлежащее стоит в именительном падеже.

5)Подлежащее обозначает действие.

6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

- Объясните, почему 1, 3 и 5 утверждения неправильные?

 Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь. «Главные члены предложения. Подлежащее».

- Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

 Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)




– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

 Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

Исследование (разбор предложений)

Спишите предложения, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод о способах выражения подлежащего и его положении в предложении.

1.Три мудр..ца в одном т..зу пустились по морю в гр..зу.

2. В любую п..году Ч..рное море пр..красно. 3.Прол..тело два дня.

Вывод. Подлежащее может быть выражено словосочетанием. Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 157 из учебника.

1. Упражнение 157

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

Прием «Синквейн»

Схема синквейна:

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквейна

Подлежащее.

Основное, главное.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

Выучить правило; выполнить упражнение 158; составить предложения и сделать разбор этих предложений.

Приветствие учащихся.

Обучающиеся открывают тетради, записывают число. Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное.

Обучающиеся формулируют цель урока (научиться находить грамматическую основу предложения, узнать способы выражения подлежащего)

Заполняют первый столбик таблицы.

Заполняют вторую колонку таблицы З-Х-У

Ученики списывают предложения, объясняют орфограммы и подчеркивают грамматические основы.

Обучающиеся вместе читают правило и выполняют упражнение.

Составляют синквейн.

Подсчитывают баллы, ставят оценки.

Записывают в дневниках домашнее задание.





















Урок русского языка в 11 классе

Тема: Обобщающие слова при однородных членах.

Дата__________

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и обобщающих словах при них;

  2. закрепить умения и навыки выделять обобщающие слова и однородные члены предложения при них;

  3. развивать навык построения рассуждения на лингвистическую тему;

  4. формировать личность, адаптированную к современному, информационному обществу.

Оборудование: Учебник «Русский язык. 10-11 класс» Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин. Москва, «Русское слово», 2014 год; дополнительный материал для работы на уроке

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация знаний

Задание: расставить знаки препинанияподчеркнуть однородные члены предложения, объяснить знаки препинания; дать синтаксическую характеристику последнего предложения.

    Отсчитав вторую налево комнату, я вошел в нее и сначала никого не заметил. Были там только: скамья, два стула, стол и какие-то растения у окна.
Высокий, тучный, пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. …

    Я робко присел на свою парту, открыл отведенный мне еще пустой ящик, опять захлопнул и начал смотреть перед собой. (Н.Крашенинников)

Проверка:

- Назвать однородные члены предложения.

- Объяснить постановку знаков препинания.

- Проверить предложение.

Обратить внимание на второе предложение!!! НО ОСОБО НЕ ЗАОСТРЯТЬ (Поговорим позднее)

  1. Объяснение нового материала.

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим наши знания об обобщающих словах  и вспомним, какие знаки препинания необходимо ставить в этом случае, рассмотрим употребление обобщающих слов в разных стилях речи.

а) Понятие

Сообщения учеников.

1.

Обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.

Между обобщающим словом однородными членами устанавливаются смысловые отношения родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой их выражения являются однородные члены):

     На следующих станциях жадно хватали все газетыцентральные, местные, краевые.

     Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части:

    Только нам троимотцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.

2.

Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обощающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как-то, то есть и др.

    Хорь понимал действительностьто естьобстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями.

Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже.

Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанность – все покинуло Титка в этот момент.

Подведем итоги:

- Что мы можем сказать об однородных членах предложения?

/-Обобщающее слово – это широкое, родовое понятие, однородные члены – более узкое, видовое понятие;

-отвечает на одни и тот же вопрос;

-выражено одним словом или сочетанием;

-одинаковая синтаксическая роль./

б) Знаки препинания при однородных членах предложения

-Вспомним, какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах.

Сообщения учеников.  /Записать только схемы/

1. (УСТНО. Представляет предложение без знаков препинания и просит ребят эти знаки расставить, затем спрашивает правильный ответ и объясняет)

Все хорошо: и песни, и работа, и право у костра встречать рассвет. (Р.Казаков)

А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дорогилистья на крыльце, черные стебли крапивы, торчащие из-под снега.(К.Паустовский)

2.

Ни музы, ни труды, ни радости досуга–ничто не заменит единственного друга

Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, приближающийся, мощно ворочаясь,борт «Секрета» - всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене.

3.

А снаружи всё: и оконницы, и коньки, и ворота - оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. ( Б. Полевой)

Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.(М. Горький)

Дополнения учителя.

  1. Вспомнить первый пример.

    Если автору необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, то ставится двоеточие.

-Как называется такой знак?   Авторский

Например: В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, йод. А.И. Куприн. Олеся

  1. Если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (отсутствует предупреждающая пауза), то после обобщающего слова ставится тире и после однородных членов тоже ставится тире. Все присутствующие – мужчины, женщины, дети – сразу устремились за ним.

  2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие.

   Старый же Берестов… не отрицал в нем и многих отличных достоинств, например: редкой оборотливости… (Пушкин «Барышня-крестьянка»)

  1. Если после однородных членов стоит вводное слово, то перед ним ставится тире, а после  - запятая.

Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (Арсеньев)

  1. Если обобщающее слово повторяется два раза, то после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире.

Все имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда – все, что находилось в лодке, погибло. (В.К. Арсеньев)

  1. Закрепление полученных знаний

Объяснительный диктант

Запишите предложение:

  1. В нашем районе имеются следующие породы лиственных деревьев: дуб, вяз, клен, липа, осина и  ясень.

  2. Старые, молодые и дети — все одинаково безмолвны, однообразно спокойны.

  3. Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. /градация/

  4. Всё это: цветы, блески, звуки и запахи – давило на глаза.

  5. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. /эпитеты/

  6. Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.

  1.  Употребление однородных членов предложения и обобщающих слов.

Учитель: Какие художественно-выразительные средства используются в этих предложениях. В каких стилях речи употребляются однородные члены? Значительно различается, в зависимости от стиля речи, употребление обобщающих слов при однородных членах.

Сравните 1 и 4 предложение. Какие стили речи здесь используются?

В научном и деловом языке обобщающие слова, как правило, указывают ближайшее родовое понятие, виды которого и перечисляются однородными членами. Такое обобщающее слово стоит впереди однородных членов:

Однородные члены предложения в официально-деловом и научном стилях служат для детального описания явления, портрета, для классификации. Для научной речи характерны полнота, исчерпанность перечисления, поэтому здесь распространены бессоюзные конструкции с замыкающим союзом перед последним членом перечисления.

В художественных произведениях такое логическое использование обобщающих слов нередко затемнено и осложнено. Так, с одной стороны, обобщающее слово часто не является ближайшим родовым понятием, а указывает очень широкое понятие, к которому однородные члены не являются ближайшими видами, а между собой они не выступают как соподчиненные понятия. Введение в предложение двух рядов однородных членов может служить средством создания контраста. Перечисление однородных членов, особенно распространенных, придает речи интонационную плавность, выразительность.

Как в 4 примере, обобщающими словами нередко выступают предельно широкие слова: все, повсюду, везде, всегда, при отрицании никто, ничто, нигде, никогда и т. д. Они и придают оттенок экспрессивного подчеркивания, усиления того, что по частям выражено отдельными однородными членами:  Такие обобщающие слова могут употребляться и после однородных членов, чего не наблюдается тогда, когда обобщающее слово обозначает ближайшее родовое понятие: (пример

2)  

Обобщение знаний и умений.

Тестовая работа.  /Несколько человек составляют текст

  1. Подведение итогов

-– Наш урок подходит к концу. В заключение ответим на вопросы:

1. Послушаем несколько текстов

2. Какие знаки препинания мы ставим при обобщающих словах.

3. Как, в зависимости от стиля речи, различается употребление обобщающих слов при однородных членах.

Ответ: Обобщающее слово обозначает родовое понятие, как правило, в научном стиле, а в художественной речи обобщающее слово чаще всего имеет довольно широкое значение.

  1. Домашнее задание: Параграф 79-84, анализ текста

 «Слово» дошло до нас в единственном списке XVI века. Трагична его судьба: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А.И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. Но, по счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его. Благодаря этому «Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только древней русской литературы, но и новой, и в особенности современной.

Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова.

Красотой «Слова» были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Белинский, Гоголь, а в XX веке – Блок, Бунин и многие советские поэты и писатели.

Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей «Слова». Чувство это пронизывает собой все произведение, проступает в каждой строке. Оно наполняет сердце читателя жгучим горем при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее князей, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Любовь к родине и русскому народу определила выбор художественных средств в «Слове», близких к народному творчеству, усилила наблюдательность его автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление, придала высокую идейность его произведению.

Вот почему значение «Слова» так безмерно возросло в наше время. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей родине. (Д.Лихачев)

Задание: Определите стилевую принадлежность текста. Укажите признаки стиля. Какие функции в нем выполняют однородные члены предложения? Определите тему, идею текста. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Краткий ответ: Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи. Однородные члены предложения способствуют повышению информативности, образности текста. Во многом благодаря однородным членам автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя и слушателя.

















Конспект урока литературы в 5 классе



Тема урока«И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок»

№ урока в теме: 1-й из 2 по басням И.А.Крылова; 4-й из 6 в разделе «Из басен народов мира»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок развития речи



Общедидактическая цель урока: формирование универсальных учебных действий через создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Задачи урока:

  1. образовательные – знакомство с биографией И.А.Крылова, жанровыми признаками его басен

  2. развивающие – развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; развитие речи обучающихся

  3. воспитательные – воспитание внимательного отношения к художественному слову; осознание учениками ценности совместной работы в малых группах



Оборудование: карточки для групповой работы, работы в парах; иллюстрации к басням И.А.Крылова



Эпиграф (на доске): «Люблю, где случай есть, пороки пощипать, всё лучше-таки их немножко унимать» (И.А.Крылов)

Словарная работа: баснописец, аллегория, мораль, афоризм



Этапы урока

Содержание учебного материала

Методы

Приемы, формы обучения

Результат

1

Активизация начала урока

Чтение слов М.Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Цель: создание ситуации успеха, психологического настроя на урок



-Чему будет посвящен наш урок?

-Согласны ли вы со словами русского поэта?

-Почему крыловские слова названы крылатыми?

Словесный.

























Проблемный

Привлекательная цель























Постановка проблемного вопроса

Готовность класса к уроку.

Активизация умственной деятельности

2

Проверка знаний

Пересказ статьи о И.А.Крылове (из учебника) – предварительное д/з

Цель: обучение связному устному выказыванию на заданную тему

Словесный

Рассказ

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной

устной речи

3

Словарная работа

Объяснение лексического значения слов=литературоведческих терминов

Цель: закрепление ранее изученного

Репродуктивный, словесный



Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

4

Работа в парах

Викторина по басням И.А.Крылова

Цель: систематизация ранее изученного

Проблемный

Работа по карточкам

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

5

Работа с эпиграфом

Объяснение слов И.А.Крылова, записанных на доске

Цель: понимание учениками цели творчества русского баснописца

Проблемный

Беседа.

Связное высказывание по проблеме

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

6

Физминутка

(1 мин)

Цель: здоровьесбережение





Смена деятельности, отдых

7

Беседа

Вопросы и задания:

-Какие человеческие слабости высмеивает Крылов в известных вам баснях (+ в новых, прочитанных дома)?

-Давайте назовем аллегории:

Лисица – хитрый человек

Заяц – трусливый человек

Ягненок - ? Мартышка - ?

Моська - ? Свинья - ?

-Как вы думаете, почему крылатые выражения из басен, написанных в 18-19 веках, живут в языке и сейчас?(пороки)

Цель: учить анализировать текст, понимать идею, авторский замысел

Словесный



Эвристический















Проблемный







Учебная дискуссия

Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной

устной речи, логического мышления

8

Работа в группах

(творческая работа)

Мини-сочинение (по 1 афоризму из предложенных)

-Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен.

Цель: развитие связной письменной речи обучающихся на заданную тему

Практический



Создание связных письменных высказываний по афоризму

9

Выразительное чтение басен

Чтение басен «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок» подготовленными учениками

Цель: развитие творческих способностей учеников при исполнении басни

-Найдите мораль каждой басни.

-О каких пороках идет речь в этих баснях? Существуют ли они сейчас?

Словесный







Частично поисковый.

Проблемный

Инсценированное чтение







Учебная дискуссия

Развитие исполнитель-ского мастерства при чтении. Умение делать выводы, анализировать. Формирование интеллектуальных навыков

10

Итоги урока

Выставка рисунков

Цель: стимулирование интереса к учению, создание ситуации успеха

Наглядный

Словесный



Беседа

Развитие объективности, самокритичности обучающихся

11

Домашнее задание

Выучить наизусть басню «Свинья под дубом», ответить на вопросы к басням «Волк на псарне», «Свинья под Дубом».





Получение инструкций по выполнению д/з

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ



Викторина по басням И.А.Крылова

5 класс



вопрос

ответ

1

Из какой басни эта мораль: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»?



2

Какими словами начинается басня «Волк и Ягнёнок»?









3

В чём на самом деле оказался виноват Ягнёнок?





4

Каким предметом пользовалась Мартышка: «То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет»?



5

Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»?



6

Кто сказал Стрекозе: «Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши»?



7

Из какой басни афоризм: «А Васька слушает да ест»?



8

Назовите участников «Квартета»





9

Кто так и не смог втроём сдвинуть с места воз?





10

Из какой басни слова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»?



11

Из какой басни афоризм: «Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученья, И все учёные труды. Не чувствуя, что он вкушает их плоды»?



12

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха»?







13

Чем закончилась попытка Лягушки раздуться до размеров Вола из басни «Лягушка и Вол»?



14

Вставьте пропущенное слово: «Быть сильным хорошо, быть … лучше вдвое».



15

Какими словами успокаивала себя Лисица, когда не смогла достать виноград?





Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.



1 вариант

«А ларчик просто открывался» (Ларчик»)

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Волк и Ягнёнок»)

«Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!» («Слон и Моська»)

«Услужливый дурак опаснее врага» («Пустынник и Медведь»)

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»)

«А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)

«Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса»)

«Слона-то я и не приметил» («Любопытный»)

««Рыльце в пуху» («Лисица и Сурок»)

«Великий зверь на малые дела» («Воспитание Льва»)

Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.



2 вариант



«Хоть видит око, да зуб неймёт» («Лиса и виноград»)

«Если голова пуста, то голове ума не придадут места» (Парнас»)

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» («Зеркало и Обезьяна»)

«От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица»)

«Охотно мы дарим, что нам не надобно самим» («Волк и Лисица»)

«Медвежья услуга» («Пустынник и Медведь»)

«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

«Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться» («Орёл и куры»)



Тема

 Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»Образы главных героев повести: Лизы Муромской и помещиков.

Цели

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

 Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.

Задачи: 

Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.


Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД


Знать содержание повести, уметь определять жанр произведения, выделять проблемы текста, анализировать эпизоды, проводить сравнительный анализ

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные


Интерес к учению; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строитьпродуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать информацию из текстов, фильма, произведений искусства уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках


Основные понятия

Повесть, дворянская усадьба, помещик


Межпредметные связи

 История, музыка


Тип урока

Интегрированный


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, самостоятельная


Технологии

 Здоровьесберегающая, информационная, развивающего обучения, проблемного обучения






Конспект урока по литературе в 7 классе

Тема.Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Образы Лизы Муромской и помещиков.

Дата__________

Цель:

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

 Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.  

Задачи: 

Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха!

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем нам,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

  1.  Мотивация.

Музыка Чайковского «Времена года»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

- Кто автор этих строк?

- О каком времени года говорит А.С Пушкин?

- Об осени.

Да. Это было любимое время года поэта.        

В творчестве А.С. был такой период, который литературоведы назвали «Болдинская осень». Что же это значит?

   Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии

Скажите, чему будет посвящен наш урок, какие вопросы мы сегодня должны обсудить?

…о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка».

 Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, назовем которую – пушкинская.

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это?

В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?

 Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Запишем тему урока в тетради

  1. Проверка домашнего задания (знание содержания повести).
Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)

  1. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

  2. Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

  3. Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

  4. Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

  5. Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

  6. Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

  7. Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

  8. Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

  9. Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

А теперь найдем доказательства в тесте. .

Какие два поколения представлены в повести?

 Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

4.Защита первой части исследования.

Представьте информацию о помещиках (ответы на основе домашнего задания, заполненные таблицы в тетрадях)

- о Берестове Иване Петровиче

- о Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения



Ведение хозяйства, дел



Воспитание детей



Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика …  (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика …  ( Муромского) –  всё время вводил что-то новое, хороший отец.

  Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

(Берестов)  гордится своей суконной фабрикой и  богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Муромский)  живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком  увлечен всем английским.

    Какие чувства  у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?

(недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)

Сделаем выводы (составление кластера на доске)

Перед нами типичные помещики того  времени.

 Один - хозяин, другой - англоман.

Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Григорий Иванович Муромский - «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века

       Мы  видим  в  повести   признаки  исторической эпохи

  В этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»

  1. Защита второй части иследования

Вопрос:

А в чем же человеческая ценность повести?

 Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Скажите, о ком эта информация:

  1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

  2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

Что происходит с героями?

 Как они познакомились? (краткий пересказ)

  Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию? Продолжите высказывания  (правильное 1 из 2 вариантов):

       1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

       2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она  была  красивой    барышней  из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой,  естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

Продолжите фразу:

«Любовь к Акулине изменила Алексея, он  повзрослел …»  

1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.

2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.

Вопрос

Как  заканчивается повесть?

 Повесть заканчивается счастливо:

 Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.

 

Что вы чувствуете?

 Радость за  счастье героев, они по-настоящему и искренне  любят и заслуживают счастья.

Учитель:

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и  та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

 « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

- Как вы понимаете данные слова?

  Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

6. Выводы, составление синквейна

 Мы выяснили: Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

  А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

    Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.

Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.

  1. Домашнее задание

Мое впечатление от повести «Барышня-крестьянка» (в тетради)

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

Составить кроссворд или вопросы к викторине (по желанию)

  1. Оценки за урок:











































Тема: «Его басни переживут века…»

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).

Цель урока:

-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

      *    умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-игра

 Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;

Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова .
 Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

 Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку.

 Эпиграф:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

 

Организационная структура урока:

Вхождение в тему урока.

1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы,

2.Правила игры.

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 
- Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?
— Что такое басня? 
— Кто герои басен?
— А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point

 

Для проведения игры класс делится на команды.

 

III.Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2)

 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                                    М.Исаковский

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

 IV.Повторение литературоведческих терминов.

Что такое басня?

Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

А какое художественное средство используется в басне?  ( Аллегория)

Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).

Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?  (Мораль).

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

V. Викторина.

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1)Продолжите крылатые слова. 

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

 2) Угадай   название басни по её морали.

      а) Случается нередко нам
      И труд и мудрость видеть там,
      Где стоит только догадаться,
      За дело просто взяться. «Ларчик»

      б) Примолвить к речи здесь годится,
      Но ничьего не трогая лица,
      Что делом, не сведя конца,
      Не надобно хвалиться. «Синица»

      в) Свет полон дружбою такою.
      Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
      Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
      Послушать — кажется, одна у них душа, —
      А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»

      г) Невежи судят точно так:
      В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

 

      д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

          Но если помолчать вовремя не умеешь

          И ближнего ушей ты не жалеешь,

          То ведай, что твои и проза и стихи

          Тошнее будут всем Демьяновой ухи.     «Демьянова уха»

 

     е) Таких примеров много в мире:

           Не любит узнавать никто себя в сатире.

           Я даже видел то вчера:

           Что Климыч на руку нечист, все это знают;

           Про взятки Климычу читают,

           А он украдкою кивает на Петра.  «Зеркало и Обезьяна»

3) Конкурс «Картинная галерея

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) Конкурс «Угадай басню»  )

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

 «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

  Да только воз и ныне там»  («Лебедь, Щука и Рак»)

5) Конкурс «Найди пару»

- Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.

- Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.

- Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

6) Инсценирование басни.

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. 

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).  

 Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».

Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Инсценирование басни «Волк на псарне».

- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В  басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня - общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).

 Физкультминутка.     

Вспоминаем устное народное творчество.  Называются  фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Премудрая,  Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

7) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1

 

Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

                    Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Для команды № 2

 

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________  на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

 

Для команды № 3

 

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

                         Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

               

Ягнёнок в жаркий день ___________  к ручью  напиться;

                И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________    Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

                            Здесь чистое мутить __________

                           Моё

С песком и илом?

 

8) Загадочные животные (на столах лежат слова)
 Составьте и запишите     
 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

 

VI. Подведение итогов урока.

Объявление результатов соревнования между тремя командами.

Оценивание актеров.

 VII. Заключительное слово учителя

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

 Стихотворение П.Вяземского :

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
 Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

V. Домашнее задание
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.