СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия для привития культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. (Психологическая помощь при взаимодействии с воспитателями и родителями ребенка с ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка окажет поддержку воспитателям и семьям детей со статусом "ОВЗ", поможет оказать грамотную помощь при социальной адаптации  указанной категории детей.

Просмотр содержимого документа
«Условия для привития культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. (Психологическая помощь при взаимодействии с воспитателями и родителями ребенка с ОВЗ)»

Условия для привития культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. (Психологическая помощь при взаимодействии с воспитателями и родителями ребенка с ОВЗ)



Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Так, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:


· глухие;


· слабослышащие;


· позднооглохшие;


· незрячие;


· слабовидящие;


· лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;


· лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;


· лица с нарушением интеллекта;


· дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);


· лица с тяжелыми нарушениями речи;


· лица со сложными недостатками развития .

Часто перед воспитателями и родителями встает задача- сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки начинают формировать у детей как можно раньше. Основными формами воспитания у детей указанных навыков являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. Одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой ориентации является овладение всеми навыками самообслуживания и правил поведения в быту, а именно:

• гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;
•  навыки культуры еды;

•  навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;

•    навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

•  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений



Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности. Если ребенок не умеет играть — его надо учить. Оптимальные результаты могут быть достигнуты только в специально организованных играх.В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие.

Чему мы должны обучить ребенка с ОВЗ?

Навыкам опрятной еды, которые включают умение:

Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

Не крошить хлеб;

Пережевывать пищу с закрытым ртом;

Не разговаривать с полным ртом;

Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

Благодарить;

Пользоваться только своим прибором.



Мытью рук и личной гигиене, которые включают умение:

Мыть лицо, уши, руки

Закатать рукава;

Смочить руки;

Взять мыло, намыливать до появления пены;

Смыть мыло;

Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

Пользоваться расческой.



Сниманию и надеванию одежды в определенном порядке, что включает умение:

Расстегнуть пуговицы;

Снять платье (брюки);

Аккуратно повесить;

Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

Снять обувь;

Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

Надеть в обратной последовательности.



Для повседневных игр можно предложить малышу следующие предметы-игрушки: большой и маленький грузовики; сюжетные игрушки (мишка, зайка); набор «Строитель»; наборы посуды, овощей, фруктов, весы; касса.

Эти игрушки помогут ребёнку самостоятельно поиграть с куклой (повозить на машине, покормить, уложить спать), построить гараж, поиграть в игру «Гости», «Магазин».

Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья задерживаются в силу объективных причин. При их формировании нужно учитывать два фактора - возраст и особенности развития таких детей.

.

Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, помогающие малышу усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет включить в цепочку бытовых действий.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными  действиями. Взрослый применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях.

Воспитание навыков направлено на то, чтобы сделать ребенка максимально независимым в семейной, общественной, школьной, а затем и в профессиональной среде.

Формирование навыков самообслуживания включает отработку действий с соответствующей помощью. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов, что является одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой адаптации, а именно:

• гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;

• навыки культуры еды;

• навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;
• навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
•  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Организация и методика работы по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья на первом этапе обучения

Формирование навыков еды

Мы начинаем с того, что детям предлагается для еды каша. Всегда есть хотя бы один ребенок, умеющий пользоваться ложкой, и у остальных ребятишек ее хорошая возможность действовать по подражанию. Мы же можем мочь ребенку, положив свою руку поверх его руки и направляя ее легким движением.

Во время еды дети также учатся брать из тарелки мелкое печенье, им предлагаются фрукты и сок. Предложите малышу попросить еду и старается получить ответ. Во время еды, помимо закрепленных навыков самообслуживания, малыш учится дожидаться своей очереди, вытирать рот салфеткой, а, поев - убирать за собой посуду, складывая ее в специально предназначенный для этого тазик.

Формирование навыков умывания

Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.

Формирование навыков одевания

Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.

Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.

Иногда дети предпочитают начинать последовательность, самостоятельно. В этом случае взрослый помогает завершить цепочку действий.

Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка;одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры.

Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их само­стоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку. Вполне может оказаться, что первая ступенька, которую может самостоятельно выполнить ребенок, соответствует последнему этапу процесса одевания или раздевания. Последний этап часто бывает самым легким.

Приучение к пользованию горшком/туалетом

Умение проситься на горшок формируется постепенно, проходя следующие стадии.

Малыш сообщает о случившемся «постфактум». Его не нужно ругать, можно снять мокрые штанишки и, пока взрослый готовит чистые, предложить малышу посидеть несколько минут на горшке. Часто бывает, ребенок пугается того, что он сходил в штаны, и часть «своей продукции» удерживает. В любом случае есть смысл еще раз связать происшедшее с горшком.

Малыш сообщает о том, что ему нужно на горшок, во время «процесса». В этом случае нужно быстро посадить его на горшок. Многие родители этого не делают, мотивируя тем, что уже поздно. У малыша создается неправильное представление о том, что если он опоздал, то сообщать не нужно, а это будет шагом назад в формировании умения.

Малыш начинает проситься заранее. Это очень важный момент в развитии умения. Лучше, если взрослый сам быстро снимет с ребенка штанишки, чтобы малыш успел все сделать в горшок. По мере того как этот навык будет развиваться, ребенок сможет удерживаться дольше, он будет сам снимать штанишки.

Если ребенок уже сам садится на горшок, взрослый должен максимально упростить его задачу: горшок должен всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки сниматься легко и удобно.

К этому навыку позже присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка, мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий.

Организация и методика работы по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья на втором этапе обучения

 Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

Учить детей раскладывать полотенца, сидя на стуле за столом. Подготавливать принадлежности для умывания, самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом, складывать туалетные принадлежности по окончанииумывания, например, нужно положить мыло в мыльницу. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде. Учить детей чистить зубы и полоскать рот

Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и раздевания (надевание носков, обуви, блузы, штанов, застегивание пуговиц и молний). Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым.

В вашем случае оно должно проходить по определённому ритуалу. Сначала предложите малышу выбрать красивые зубные щётки для куклы, мишки, зайки, определите для них место – коробочку или пенал. Попробуйте на вкус зубные пасты (в аптеках продаются пасты с ароматизаторами, обсудите с ребёнком, какая вкуснее и должна понравиться игрушкам). Покажите, как они будут чистить зубы, просите малыша помочь вам. Чуть позже предложите ему почистить зубы сначала вам, а потом себе. Умывание, мытьё рук и другие гигиенические процедуры также обыгрывайте с игрушками.

Следует:

  • многократно повторять гигиенические процедуры в строго определённое время: до еды, до занятий, в ходе занятий, после занятий и т.д.;

  • совершать совместные действия и показывать процедуры в процессе игровых упражнений с предметами-игрушками;

Попробуйте также следующие игры и упражнения:

  • «Перчатки». Взрослый в ванной комнате показывает ребёнку, как нужно намыливать руки. После появления обильной пены просит его показать мыльные «перчатки»;

  • «Водичка-водичка». Взрослый помогает ребёнку умываться, проговаривая: «Водичка, водичка, умой моё личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!»;

  • «Парикмахер». Взрослый перед зеркалом показывает, как нужно расчёсывать волосы, предлагает ребёнку различные расчёски.

 Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям., товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате) Вызывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.


Виды помощи при формировании культурно–гигиеническхнавыков и навыков самообслуживания

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.

•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Оборудование

· Все процессы, в которых участвует ребенок, доля быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.

•Вода должна быть теплой.

•Раковина - на уровне ребенка.

•Мыло должно быть маленьким.

•Крючок для полотенца - на уровне груди ребенка.

•Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей они должны быть синим и красным соответственно.

•Одежда ребенка должна быть удобной (штаны, колготки на резинке, без ремешков, обувь на липучке).

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

Самообслуживание – это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности, в это время также закладываются основы культуры поведения. Нельзя пропустить благоприятный период, когда малыш хочет действовать сам и его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное время будет достаточно сложно.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.



Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.



Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.



Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.


Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя.

Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.



Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно–гигиенических навыков, а так же их необходимость.

Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.