СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успешные практики.Развитие интеллектуального и творческого потенциала младших школьников в рамках реализации учебного модуля «Шахматы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

успешные практики

Просмотр содержимого документа
«Успешные практики.Развитие интеллектуального и творческого потенциала младших школьников в рамках реализации учебного модуля «Шахматы».»

Развитие интеллектуального и творческого потенциала младших школьников в рамках реализации учебного модуля «Шахматы».

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).

Слова В.А. Сухомлинского актуальны и в настоящее время.

Так как проблема интеллектуального развития детей становится приоритетной задачей современной школы, в программу по физической культуре в МБОУ «СШ №29» внедряется учебный модуль «Шахматы». Признается их высокий потенциал как средства интеллектуального развития обучающихся начальных классов. Шахматы – настольная логическая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта.

Идея практики: массовое приобщение детей к игре в шахматы.

Цель практики – создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством их вовлечения в шахматную игру.

Практика включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры» и «Практико-соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

  • компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);

  • возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;

- высокая степень травмобезопасности.

Технология обучения игре в шахматы ориентирована на интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста. Обучающиеся начальной школы знакомятся с начальными сведениями о шахматной игре, фигурами и их ходами, основными правилами игры и применяют тактические приемы на практике. Технология базируется на большом количестве примеров, иллюстраций и творческих заданий. Задания выполняются как на реальной шахматной доске, так и на диаграмме, не расставляя шахматных фигур. Данный вид деятельности включает в себя шахматные турниры, конкурсы решения позиций, спаррин­ги, соревнования и праздники.

Активное освоение детьми модуля «Шахматы» благотворно скажется на психическом, умственном и эмоциональном развитии обучающихся, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

В результате реализации Проекта обучающиеся овладеют основными шахматными понятиями; основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан­тов в практической игре; научатся находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода; знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; уметь реализовывать материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях; использовать формы и методы игры в шахматы в организации учебного процесса. В рамках реализации модуля «Шахматы» проведен пробный турнир по шахматам, где выявились первые победители и призеры.

Изучение шахмат является эффективным средством воспитания характера, приобщение человека к большой культуре. Шахматы много дают в психологическом и интеллектуальном плане – это самоконтроль, дисциплина, уважение к сопернику. Занятия шахматами способствуют развитию математических способностей человека. Это вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершает сильные черты личности. В этой игре нужно: уметь думать, иметь усидчивость, быть внимательным. Шахматы – это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу.

Тарасова Светлана Ивановна, учитель физической культуры, МБОУ «Средняя школа № 29»

г. Норильска.