Развитие интеллектуального и творческого потенциала младших школьников в рамках реализации учебного модуля «Шахматы».
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).
Слова В.А. Сухомлинского актуальны и в настоящее время.
Так как проблема интеллектуального развития детей становится приоритетной задачей современной школы, в программу по физической культуре в МБОУ «СШ №29» внедряется учебный модуль «Шахматы». Признается их высокий потенциал как средства интеллектуального развития обучающихся начальных классов. Шахматы – настольная логическая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта.
Идея практики: массовое приобщение детей к игре в шахматы.
Цель практики – создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством их вовлечения в шахматную игру.
Практика включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры» и «Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
- высокая степень травмобезопасности.
Технология обучения игре в шахматы ориентирована на интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста. Обучающиеся начальной школы знакомятся с начальными сведениями о шахматной игре, фигурами и их ходами, основными правилами игры и применяют тактические приемы на практике. Технология базируется на большом количестве примеров, иллюстраций и творческих заданий. Задания выполняются как на реальной шахматной доске, так и на диаграмме, не расставляя шахматных фигур. Данный вид деятельности включает в себя шахматные турниры, конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования и праздники.
Активное освоение детьми модуля «Шахматы» благотворно скажется на психическом, умственном и эмоциональном развитии обучающихся, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
В результате реализации Проекта обучающиеся овладеют основными шахматными понятиями; основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; научатся находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода; знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; уметь реализовывать материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях; использовать формы и методы игры в шахматы в организации учебного процесса. В рамках реализации модуля «Шахматы» проведен пробный турнир по шахматам, где выявились первые победители и призеры.
Изучение шахмат является эффективным средством воспитания характера, приобщение человека к большой культуре. Шахматы много дают в психологическом и интеллектуальном плане – это самоконтроль, дисциплина, уважение к сопернику. Занятия шахматами способствуют развитию математических способностей человека. Это вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершает сильные черты личности. В этой игре нужно: уметь думать, иметь усидчивость, быть внимательным. Шахматы – это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу.
Тарасова Светлана Ивановна, учитель физической культуры, МБОУ «Средняя школа № 29»
г. Норильска.