Средняя школа имени Ишеналы Арабаева
Контрольно - обобщающий урок
«Устный журнал. Мочевыделительная система»
Дата проведения: 12.04.17г.
Учитель: Сманкулова Н. И.
Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме
« Мочевыделительная система».
Цель: закрепить и обобщить знания об особенностях строения и функционирования органов выделительной системы создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества.
Задачи:
Образовательные:
-продолжить развитие представлений о строении и функционировании органов и систем органов;
- продолжить развитие представлений об организме как единой целостной системе;
- продолжить формирование представлений о взаимосвязи между строением и функциями органов.
Развивающие:
- развивать умение оказания первой помощи при травмах;
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, классификация, обобщение);
- развивать познавательную активность учащихся;
-совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд.
- совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать, анализировать ответы товарищей;
- воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
- продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Оборудование: учебные таблицы по теме, компьютер.
Ход урока: 1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, сегодняшний наш урок является игровым уроком. Давайте определим наши команды (команды называют свои имена и расшифровывают свои эмблемы).
1-й конкурс. Про- Тест
1. Почки являются органом:
кровообращения
дыхания
выделения
2. Отметь количество почек у человека:
3. В какой части тела расположены почки:
на уровне груди
на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника
ниже уровня поясницы, с обеих сторон позвоночника
4. Какие органы относятся к мочевыделительной системе:
почки
легкие
мочевой пузырь
мочеиспускательный канал
мочеточники
5. Мочевыделительная система осуществляет:
6. Моча – это:
7. Моча образуется:
в мочевом пузыре
в мочеточниках
в почках
8. Причинами заболевания почек являются:
2-й конкурс «Найди ошибку»
Установи предложения, в которых допущены ошибки
А. Мочевыделительная система человека включает почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.
Б. Основным органом выделительной системы являются почки.
В. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ.
Г. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках.
Д. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона.
Ж. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.
3-й конкурс «Удивительное рядом»
1. Рассмотри рисунок и закончи предложения, вписав (или выбрав) нужные термины.
Рассмотри рисунок и ответь на вопросы.

1.
Обозначь название органа выделительной системы, который обозначен цифрой 2.

2. В какой отдел выделительной системы попадает моча из почки?(впиши цифру)
3. Подпиши рисунок:
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
4-й конкурс «Что это такое»
Я — бутон на стебле розы,
Первооснова я растений,
Я и орган позвоночных —
Виновник влажных откровений.
Круглые озерца никогда не замерзают.
(Глаза)
Стоят два пня,
На пнях — бочка,
А на бочке — кочка,
А на кочке — лес...
Человек
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Сердце
Гладкое поле, белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посерёдке — ямка.
Живот
За поляною гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!
Нос
32 солдата и 1 командир.
Зубы и язык
Поспорил Антип с Иваном,
Кто из них самый главный,
То один вперёд, то наоборот.
Пока идут, ссорятся,
А помирятся — остановятся.
Ноги
Ребусы
Органы выделения
Слово из 5 букв
По ним «спускается» моча
Слово из 11 букв
Микроскопическая единица
Слово из 6 букв
5-й конкурс «Почта»
Человек и его здоровье
| | | | | | | | | | | | | 9 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | э | | | | | 10 | | |
| | | | 11 | | | | | | | | | п | | | | | м | | |
| | | | А | | | | | | | | | и | | | | | ы | | |
1 | т | К | а | Н | и | | | | 2 | к | о | с | т | ь | | 3 | у | ш | и | б |
| | | | А | | | | | | | | | е | | | | | е | | |
| | | | Т | | | | 12 | | | | | л | | | | | ч | | |
| | | | О | | 4 | с | о | е | д | и | н | и | т | е | Л | ь | н | а | я |
| | | | М | | | | р | | | | | а | | | | | а | | |
5 | ф | И | з | И | о | л | о | г | и | я | 6 | г | л | а | д | К | а | я | | |
| | | | Я | | | | а | | | | | ь | | | | | | | |
| | | | | | | | н | | | | | н | | | | | | | |
| | | | | | 7 | г | и | г | и | е | н | а | | | | | | | |
| | | | | | | | з | | | | | я | | | | | | | |
| | 8 | с | И | с | т | е | м | а | | | | | | | | | | | |
1.Совокупность клеток, которые имеют общее строение, происхождение и выполняют одну и ту же функцию
2.Основной элемент скелета позвоночных животных, образована костной тканью. В состав ее входят органические и неорганические вещества и вода
3.Повреждение тканей и органов тела без нарушения целостности кожи, сопровождающееся кровоизлиянием в глубоколежащие ткани
4.Группа тканей с общим происхождением и функцией, но имеющих разное строение
5.Наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем органов, тканей, клеток; выявляющая причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой
6.Мышца, состоящая из коротких волокон, содержащих одно ядро, не имеет поперечной исчерченности. Из этих волокон образованы стенки артерий и вен, почти весь пищеварительный тракт, желчный и мочевой пузыри. Сокращение этих мышц происходит автоматически, под влиянием внутренних рефлексов
7.Медицинская наука, изучающая влияние на здоровье человека внешней среды, в которой он живёт и трудится
8.Совокупность тканей и органов, связанных общей функцией
9.Ткань, состоящая из клеток, плотно прилегающих друг к другу, и небольшого количества межклеточного вещества
10.Ткань, составляющая основную массу мышц, служит для приведения в движение всего организма и отдельных его органов
11.Наука, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом
12.Биологическая система отдельного живого существа. Целостная система, обладающая различными уровнями организации – одноклеточным и многоклеточным, который включает в себя уровень клеточный, тканевой, органный, системный и организменный
| 8а «____________» | 8б «_____________» | 8в «_____________» | 8г «_____________» |
Протест | | | | |
Найди ошибку | | | | |
Удивительное рядом | | | | |
Что это такое? | | | | |
Почта | | | | |
Итог | | | | |
| 8а «____________» | 8б «_____________» | 8в «_____________» | 8г «_____________» |
Протест | | | | |
Найди ошибку | | | | |
Удивительное рядом | | | | |
Что это такое? | | | | |
Почта | | | | |
Итог | | | | |
| 8а «____________» | 8б «_____________» | 8в «_____________» | 8г «_____________» |
Протест | | | | |
Найди ошибку | | | | |
Удивительное рядом | | | | |
Что это такое? | | | | |
Почта | | | | |
Итог | | | | |
| 8а «____________» | 8б «_____________» | 8в «_____________» | 8г «_____________» |
Протест | | | | |
Найди ошибку | | | | |
Удивительное рядом | | | | |
Что это такое? | | | | |
Почта | | | | |
Итог | | | | |