СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у омской старины

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полисенсорная экскурсия для детей с наришением зрения "В гостях у Омской старины"

Просмотр содержимого документа
«В гостях у омской старины»

КОУ ОО «Школа-интернат №14»



Полисенсорная экскурсия

«
В гостях у омской старины»





Материальная и духовная культура русского населения Сибири.





Разработала: Баторгина Т.В.





Омск

Полисенсорная экскурсия «В гостях у омской старины», посвящённая 300-летию Омска.



Цель экскурсии: формирование целостного, наглядно-образного представления о материальной и духовной культуре русского населения Сибири и Омска в конце XIX – начале XX века.

Задачи:

1. Ознакомление с образом повседневной жизни сибиряков;

2. Активизация тактильно-слухо-зрительного восприятия для создания конкретных представлений о предметах домашнего быта столетней давности. Происходит восприятие фактуры, натуральности и старины изделий, их необычной для современного мира формы. Активизация двигательно-суставной системы в ходе освоения практических действий с предметами (веретено, ткацкий челнок, скально);

3. Коррекция имеющихся наглядных представлений (дополнение или исправление искажённых) с помощью экспонатов, доступных для зрительного и тактильного восприятия;

4. Активизация речи и мышления с помощью познавательных и уточняющих вопросов для применения знаний в новой ситуации;

5. Осмысление значимости сохранения традиций, трудового и духовного наследия предков, их знания и бережного отношения к природе.

Дидактические средства: презентация; песня «Валенки»; экспозиция, составленная из подлинных предметов, собранных из семей сибиряков-омичей; а также некоторые макеты, выполненные самими обучающимися.

Перечень экспонатов, используемых в ходе экскурсии:

1. Русская изба и быт сибиряков:

- срезы деревьев для строительства избы и хозяйственных построек (использование свойств древесины при разных типах строений);

- макет русской печи (силуэтное выделение частей и устройство печи - устье, хайло, голбец; применение печи в домашнем быту);

- валенки (связь природно-климатических особенностей и хозяйства с типом обуви, ощущения ворса и связь с лечебными свойствами);

- кукла-пеленашка и другие игрушки (изделия из ткани и дерева, сделанные руками, ощущение материалов и символический смысл игрушек).

2. Хозяйство сибиряков:

- колоски пшеницы, ржи и необработанная льняная нить (практический опыт земледелия и выращивания льна);

- ручная и ножная прялки, веретено и челнок, скально (устройство, способы применения в производстве шерстяной нити и домотканых льняных полотенец).

3. Сибирские промыслы:

- ивовая корзина и филейная скатерть, овчина и кожа (способы изготовления).

4. Еда и застолье:

- чугунок, ухват, берестяные туески и старинный деревянный утюг - рубиле, чугунный и угольный утюг (форма, вес, материал, применение и отражение в традициях).

В зависимости от времени, объем и содержание экскурсии можно варьировать. В текст экскурсии можно включить различные пословицы и поговорки о народной мудрости и умелых мастерах, а также дополнительные описания признаков предметов для незрячих детей.



С одержание экскурсии

Мы – жители самой большой страны в мире, но именно про нас говорят: «Иван, не помнящий родства». Мы услышали и согласились. К сожалению, мы не знаем ценности ни своему роду, ни своему народу.

Современный человек уже так привык, что кто-то его кормит, одевает, навязывает европейские манеры и моду. Мы разучились создавать всё, что необходимо для жизни своими руками так, как это делали наши с вами прабабушки и прадедушки.
Давайте сегодня в ходе экскурсии прикоснёмся к наследию предков, к предметам, которым уже исполнился целый век.

РУССКАЯ ИЗБА

Я приглашаю Вас в русскую избу сибиряков. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». Истьбой или истопкой в летописях называли отапливаемый жилой сруб. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. В основание дома закапывался череп коня или быка, чтобы зло не смогло проникнуть в дом. На крыше избы - деревянный конёк, а сзади - хвост. Так, что изба была похожа на большого коня. Окна со стёклами были только в домах знатных и богатых людей, а крестьяне затягивали окна бычьим пузырём.

Добрые молодцы, возьмите в руки три полешка из сосны, осины и берёзы и ответьте на вопрос, из какого дерева строили избу и почему?

Прекрасное знание свойств древесины позволяло нашим предкам использовать её с бережливой практичностью. Из соснового леса строили сруб избы, так как сосна имела высокий ровный ствол, смола защищала дом от жучков - вредителей. Сосновый сруб хорошо удерживал тепло дома.
Из осины строили бани, срубы колодцев, так как она практически не гнила во влажных условиях. Берёза шла на дрова. А из дуба, например, делали бочки для хранения продуктов, например: солили огурцы и зимой бросали эти бочки в озеро, так как подо льдом была постоянная температура, как в современном холодильнике.

Дом построили, а теперь мысленно пройдём, пожалуйста, внутрь избы. И что Вы увидите в первую очередь? Конечно, печку.

Печка – сердце русского дома, его сокровище! Печка греет, сушит, лечит, парит, варит, жарит, томит и запекает. Барыню печь, как правило, ставили в центр или справа от входа. Угол справа от печки – женская часть, которая называлась «кут», отсюда и слово «закуток». Мужчины в бабий угол не заглядывали.

В народе печников почитали не меньше, чем священников. Если повезло с печником, то в доме будет тепло, уют и достаток. Перед работой печник шёл в церковь или в дом приглашали батюшку. За три месяца глину квасили, чтобы она размягчилась. Затем, из неё руками выбирали камни и иногда руками накладывали раствор. Хорошую большую печь можно было сложить из 2 тысяч кирпичей. Такая печь будет держать тепло два дня и обогревать помещение в 120 кв. метров.

Самые знакомые слова из устройства печки – это устье, голбчик и хайло. Хайло – это переход из топки в дымоход. Голбчик – это приступочка для того, чтобы забраться на лежанку, где помещалось до пяти человек, стар да млад. Если голбчик был в виде скамейки, то под ней зимой жили маленькие телята, ягнята или куры. Так крестьяне спасали от холода приплод домашнего скота. Фашисты же считали славян отсталой расой потому, что они живут в домах вместе с животными. Устье – это арочный проём в топку.

Вы все хорошо знаете русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Вспомните, а как спряталась Алёнушка от гусей? Действительно, устье печки было таких размеров, что могло поместить даже подростка. Старожилы вспоминают, что в степных районах, в которых не хватало строевого леса, то в печках даже мылись люди. Там не строили бань.

А теперь, вспомните, что хотела сделать с Иванушкой Баба-Яга?

А ведь это не случайно. Давным-давно, в тёплом устье печи «припекали» грудных детей, заворачивая их в тесто. Недоношенные или хворые детки спокойно спали в тёплом устье, как в современных барокамерах. Рядом с печкой нельзя было р угаться и злословить.

Вблизи тёплой печки подвешивали колыбельку (зыбочку) для младенцев. Рядом с ребёночком суеверные крестьяне клали куклу – оберег. Подумайте, из чего её делали и как?

Такую куклу делали из лоскутков и ниток, но без использования иголки. Кукла-оберег не имела черт лица, чтобы злые люди не принесли вред младенцу.

Вообще, с девочкой кукла шла через всю её жизнь. Когда девица вступала в пору брачного возраста, то к окну выставляли лицом нарядную куклу, изготовленную самой девушкой как знак того, что в этот дом можно засылать сватов. После сватовства куклу поворачивали к стеклу спиной. Это значило, что девица уже сосватана. После замужества молодая жена брала в мужнин дом свою куклу. Когда мать приезжала навестить свою дочь, то по состоянию куклы мать понимала, как её дочери живётся в доме мужа, ведь жаловаться на участь жены, было не принято.

На полатях - досках, что между печкой и потолком крестьяне могли сушить лук и валенки, а по-сибирски пимы.

Валенки, как их ласково называли крестьяне «выходки» или «волнушечки», появились в России как вид зимней обуви в XVIII веке. Чёсанки оценил сам Пётр Великий, который был то в походах, то на строительстве флота. Екатерина II любила носить сама русские валенки, а Анна Иоанновна разрешала своим статц-дамам носить их под кринолиновыми юбками.

Потрогайте настоящий войлок и подумайте, почему валенки считались домашним лекарем?

Лечебными валенки становятся тогда, когда их носят на босую ногу. Их колючие ворсинки способствуют улучшению кровообращению и хорошо прогревают ноги.

Если жених пришёл свататься в новых, добротных валенках, то значит, что он с достатком. Ведь для изготовления одной пары валенок необходимо три килограмма шерсти, что состригали с одного барана. А семьи раньше были многодетными, и нужно было держать в хозяйстве не менее десятка баранов и овец.

Считается, что валенки тонкой выделки можно даже свернуть в трубочку, и они развернуться вновь. В современных же валенках только 20% шерсти, а остальное – ветошь, опилки и клей. Такие валенки могут даже сломаться п осле просушки.

Посмотрите, что это за летняя обувь?
Это лапти, но которые в Сибири практически не носили, почему? Во-первых, у нас мало липы, из лыка которой плетут лапти. Во-вторых, в Сибири крестьяне могли позволить себе кожаную обувь, а благодаря чему?

Благодаря тому, что в нашем крае всегда много держали крупнорогатого скота, коз, овец и т.д. Прокормить большие гурты, стада и табуны позволяла сама природа: обширные луга и пастбища Западно-Сибирской равнины. Сибирские крестьяне всегда жили зажиточнее, чем крестьяне центральной части России, где не хватало плодородных земель и обширных пастбищ.



Х

озяйство сибиряков

Посмотрите на знаменитую картину Шишкина «Рожь». Какое красивое жёлтое поле, которое радует глаз. Но, чтобы вырастить хлеб, нужны не только знания, тяжёлый труд, но и смекалка. Подумайте, как раньше крестьяне определяли, достаточно ли земля прогрета, готова ли она принять зерно?

Вы бы смогли это сделать без труда, приложив ладонь к земле. Погладьте свои руки - они гладкие и нежные. Но как быть, если руки у зрелого мужчины-пахаря от постоянной физической работы стали грубыми, в трещинках и в мозолях? Тогда русская смекалка и помогала: они прикладывали землю к чувствительной щеке или садились на сырую землю.

Если хлеб кормил крестьян, то лён их одевал. Сеяли лён рано. По мере вызревания льняное поле меняет свой цвет, почему? Весенним утром, когда льняное поле просыпалось, то было зелёным. С восходом летнего солнца - поле становилось голубым от цветущего льна. Осенью поле становилось серого цвета из-за коробочек семян льна.

При уборке выдирают лён с корнями, собирают в снопики - суслоны. Цепями выбивали кострику - наружную твёрдую оболочку стебля. Завязанные в ленту волокна уже расчёсывали бережно деревянными гребнями. Репортаж из Омского музея покажет нам эту редкость. Готовили куделью для прялки.

Пощупайте, как выглядит необработанная ниточка льна. Чтобы она получилась более тонкая и была пригодна для ткачества, её нужно было спрясть. Делали это либо на ручной прялке, либо на ножной с помощью этого устройства. Вспомните, как оно называется, и как его используют?

Э то веретено, которое держат в правой руке и вращают по часовой стрелке для наматывания ниточки на его нижнюю часть. Левой рукой вытеребливают и одновременно скручивают нить из кудельки, прикреплённой к прялке.

Посмотрите, потрогайте, как выглядит ножная прялка. Когда крутится её колесо, то ниточка получается тоньше и аккуратнее.

Ткали льняное полотно, стирали его в щёлоке (золу из печи заливали кипятком, настаивали) и отбеливали, выкладывая намоченное в проруби полотно на белый снег. Под ярким мартовским солнцем оно просто выгорало и становилось светлее. Сейчас мы попробуем повторить процесс ткачества. У ткацкого станка есть такая важная деталь, как кросна, которые тянут продольные нити. Сделайте руки в замок и вытяните пальчики. Ткачиха протягивает челноком поперечную нить между вашими пальчиками. Теперь нажатие педали она меняет положение кросен, а Вы раскрываете замок и соединяете ладони только у основания, как крокодильчики. Ткачиха протягивает нить в обратную сторону, и так поочерёдно пересекаются продольные и поперечные нити. Вот это устройство тоже столетней давности называется «скально». С помощью него можно перемотать нить с веретена и клубка на цевку - бобину, которая уже вставляется в ткацкий челнок. Кто хочет покрутить это старинное колесо?

СИБИРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ

Всё необходимое в доме и быту крестьяне изготавливали своими руками. Эта корзина изготовлена из ивовых веток, которые не ломаются при изгибе. Вот это овчина, из которой шили полушубки для суровых сибирских зим. А это игрушка - медведь, выполненная из привозной липы, очень податливой для резьбы.


А теперь опустите руки и дотроньтесь до скатерти. Подумайте, какие члены семьи могли принимать участие в её изготовлении?


Как женщины, так и мужчины плели основу для такой филейной скатерти, похожей на рыболовную сеть, только с маленькими ячейками. Женщины уже вышивали скатерть цветными нитками.



ЕДА И ЗАСТОЛЬЕ

Мы подошли к столу, по которому не принято было стучать, так как стол расценивался крестьянством как Божья ладонь. В молитвах благодарили за всё, что Бог послал на этот стол.


В центре стоял чугунок, из которого половником накладывали еду по старшинству. Омичи, как и все сибиряки, любили щи и каши: гречневую, гороховую. С помощью чего чугунок хозяйка ставила в печь?
Правильно, с помощью ухвата. Поставьте чугунок, который вмещал 5 л на ухват, и почувствуйте, какой он тяжелый. Ухват также служил, например, и средством самообороны.



В сказке Т. Белозёрова об этом говорится:

«Вдруг открылась дверь без стука,
снег, отряхивая, Бука говорит:
А вот и я.
Где тут внучек, где тут хваст
Хвать, а бабка за ухват.
Стой, вперёд ни шагу,
Эй вон, шастай по задам,
Всеми косточками лягу,
А внучонка не отдам!»

Из бересты делали туески, а в которых хранили сыпучие вещества, например: соль и сахар. Почему соль была важнейшим продуктом?
Недаром, сохранилась примета, если просыпаешь соль, то обязательно будет ссора в доме. Ведь соль была главным консервантом продуктов, рыбы и мяса на зиму. Разные деревянные ложки могли украшать резными навершиями, в данном случае - это медвежонок, символ Сибири. Трапеза заканчивалась медовым напитком, который назывался сыто. Отсюда пошла поговорка – «наестся досыта».

Итак, ребята, Вы прослушали экскурсию в школьном музейном уголке. Думаю, Вы убедились в том, что владеть современными техническим устройствами ни чудь не важнее, чем любить и знать родную природу, её удивительные свойства. Именно природа даёт нам всё необходимое для жизни. Очень хочется, чтобы Вы не отдалялись от природы, от традиционных ремёсел и мастерства предков. Именно связь традиций и поколений не позволит превратить современного человека из созидателя и творца в потребителя и разрушителя.

Вопросы для рефлексии:

1. Что нового Вы сегодня узнали о жизни ваших предков-сибиряков?

2. Какой предмет - экспонат Вам запомнился больше всего и почему?

3. Чему можно поучиться у наших предков?

4. Какие знания и умения сибиряков Вы бы взяли в современную жизнь, а какие бы оставили навсегда в прошлом?

5. Какие старинные предметы и традиции бережно хранятся в вашей семье и почему?