________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наименование учреждения
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель профкома Заведующая МДОУ
____________________ ___________________________
«____» __________ 20 г. «____» ____________ 20 ____ г.
Должностная инструкция
учителя-логопеда
логопедического пункта МДОУ № _____
Екатеринбург
____________________________________________________________________
Наименование учреждения
___________________________________________________________________
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Председатель профсоюзного комитета Заведующая МДОУ № ____
_____________________ _______________________
«____» ____________ 20 __ г. «____» ___________ 20 ___ г.
Должностная инструкция
учителя-логопеда логопедического пункта МДОУ № ____
1



. Общие положения.
Учитель-логопед непосредственно подчиняется зам. зав. ДОУ по BMP.
На должность учителя-логопеда назначаются лица с высшим образованием по
профилю профессии.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется Конвенцией о правах ребенка,
Конституцией и законами РФ, Указами президента РФ, решениями Правительства РФ,
распоряжениями Учредителя не противоречащими закону РФ «Об образовании» и органов
управления образованием всех уровней по вопросам образования воспитанников,
административным, трудовым и хозяйственным законодательством, правилами и нормами
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и
локальными правовыми актами ДОУ (в том числе Правилами внутреннего трудового
распорядка, приказами и распоряжениями заведующего ДОУ, настоящей должностной инст-
рукцией).
Учитель-логопед должен знать:
Конституцию Российской федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», нормативные документы и методические рекомендации по вопросам дошкольного образования, Государственный стандарт (федеральный, национально-региональный компоненты) дошкольного образования, «Основные направления образовательной политики Свердловской области», основы педагогики, общей психологии и педиатрии; основной курс возрастной психологии и дошкольной педагогики, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно - методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, новейшие достижения дефектологической науки, основы доврачебной медицинской помощи, основы гражданского и трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, новые
образовательные программы и технологии физического развития детей, основы развития возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, его физической сферы.
2. Функции
Основными направлениями деятельности учителя-логопеда являются:
организация и осуществление учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими
отклонения в речевом развитии;
обследование детей, определение структуры и степени выраженности имеющихся у
детей дефектов;
проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в
речевом развитии, восстановление нарушенных речевых функций;
ведение необходимой документации.
3. Должностные обязанности.
3.1. В составе ПМПк ДОУ обследует состояние речи детей. Формирует группы детей с однородными нарушениями речи ( ОНР – до 3-5 чел., ФФНР – до 5-6, заикание – до 5-6). В течение учебного года обследует состояние речи детей средних и младших групп с целью раннего выявления тяжелых нарушений речи.
3.2. Организует и осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии воспитанников;
создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей.
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком).
Периодичность групповых занятий:
ОНР – не менее 3 раз в неделю;
ФФНР и ФНР (фонематическое) – не менее 2 раз в неделю;
ФНР (фонетическое) – не менее 1 раза в неделю;
Заикание – не менее 3 раз в неделю.
Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере исправления у них дефектов речи, на освободившиеся места зачисляются дети, нуждающиеся в логопедической помощи. В случае необходимости автоматизации 1 звука ребенок выводится из списка занимающихся на логопункте при условии осуществления контроля за самостоятельной речью со стороны логопеда, воспитателей, родителей.
Распределение рабочего времени учителя-логопеда: 75% - работа с детьми, 15% - консультативно-методическая работа, 10% - работа с документацией.
Организовывает и поддерживает речевое общение детей на занятиях и вне занятий, побуждает внимательно выслушивать других детей, фиксирует внимание ребенка на содержании высказываний детей.
Создает ситуации общения для обеспечения мотивации речи. Воспитывает у ребенка отношение к сверстнику как объекту взаимодействия. Следит за пониманием детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности.
Стимулирует обращение к взрослому и сверстнику с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний). Учит детей отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные ситуации с помощью речи.
Создает условия для уточнения понимания речи в зависимости от ситуации и контекста. Развивает вариативность лексики, способствует формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и др., дает возможность оперировать речемыслительными категориями. Особое внимание уделяет формированию понимания и использования в активной речи малых фольклорных форм (метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выражений, поговорок, загадок и др.).
Создает педагогические условия развития речи. Развивает и поощряет все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий. Формирует навыки самоконтроля и критического отношения к речи.
Соблюдает голосовой режим: разговаривает и проводит занятия голосом разговорной громкости, не допускают форсирования голоса, крика. Следит за голосовым режимом детей.
Уточняет звуковое оформление слов. Побуждает детей прислушиваться к правильному произношению и самостоятельно произносить звуки, слоги, слова и т.д.
Упражняет в координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики, артикуляционного аппарата и общей моторики.
Расширяет активный словарный состав новыми словами с правильно произносимыми звуками, уточняя их толкование и смысловое значение.
Привлекает внимание детей к длине слова, последовательности и месте звуков в слове, проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля.
Организует игры и упражнения по развитию слухового внимания, направленные на точное восприятие вопросов, понимание словесных инструкций («Небылицы», «Бывает — не бывает», «Будь внимателен»).
Организует игры на развитие словесной памяти, соотнесение слухового и зрительного образов слов и фраз, уточняет понимание смысловой стороны воспринимаемых высказываний.
Создает условия для развития речевого слуха детей.
В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов-названий, свойств, действий фиксирует внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении (послушай, повтори, скажи, назови).
Привлекает внимание детей к восприятию интонационной стороны речи, побуждает соотносить интонацию с характером, настроением людей.
Вместе с музыкальным руководителем планирует на занятиях по логоритмике проведение разнообразных игр с музыкальными инструментами, направленных на узнавание, соотнесение и развитие голоса, интонации, речевого и слухового внимания.
В процессе чтения и рассказывания направляет внимание детей на полноценное слушание, фиксирует последовательность событий.
Проводит специальные упражнения по формированию восприятия фонематической стороны речи: учит определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
На музыкальных занятиях по логоритмике дает упражнения, развивающие звукоразличение, фонетические представления, фонематическое восприятие. Внимательно следит за формированием ритмических структур, включая речевой ритм.
Проводит специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
Планирует специальные занятия по постановке и выделению словесно-логического и смыслового ударения, выделению ударного слога в слове, выделению значимых отрезков текста.
Моделирует правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
Стимулирует обращение ребенка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний).
Стимулирует развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения, которое обеспечивается речевыми средствами (высказываниями, вопросами, ответами, репликами).
Создает условия для формирования диалогической речи как части совместной деятельности ребенка и взрослого. Стимулирует собственные высказывания детей — вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения. Учитывает содержательное единство вопроса-ответа (Какой? Какая? Какое? Что? Где? Когда? Куда? Откуда? Сколько? Кому?, особенно Почему? Зачем? и т.д.), единство формы и значения, звукового оформления, мелодико-интонационных компонентов, лексического содержания и
семантического значения.
Помогает перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству.
Работает с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяет развитию творческого рассказывания. Следит за пониманием детьми содержания художественных произведений (прозаических, стихотворных), поведения и отношений персонажей.
Обучение детей рассказыванию связывает с ролевой игрой, театрализованной деятельностью, рисованием.
Развивает возможности связного высказывания детей.
Учит детей строить сообщения из личного опыта, по выполнению задания объяснять, в какой последовательности были произведены действия.
Обучает детей выделению главного (важного) и второстепенного в тексте.
Обеспечивает формирование первоначальных навыков овладения письменной речью. Вводит в занятия предметы-заменители, слова-заменители, символы-заменители. Широко использует речевые игры, шарады и т.д. - формирует звуковую сторону речи.
Комплектует группы для занятий с учетом психологического состояния детей;
В своей работе использует данные медицинского обследования детей врачами-специалистами;
Принимает активное участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей;
Должен иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и работы с ними;
Оборудует логопедический кабинет;
Надлежащим образом ведет необходимую документацию: заполнение речевых карт, планов, протоколов и т.д.; обобщает полученные в результате работы данные; по требованию заведующей предоставляет отчеты о проделанной работе;
Организует закрепление полученных успехов в работе с ребенком в образовательном процессе, мобилизует для этого воспитателей и других специалистов ДОУ, поддерживая с ними постоянную связь, обогащая их соответствующими знаниями.
Регулярно и своевременно проходить обязательный медицинский осмотр и иммунопрофилактику.
4. Права
Учитель-логопед имеет право:
4.1. на участие в управлении образовательным учреждением, защиту своей профессиональной чести и достоинства;
4.2. на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, программно-методических пособий и материалов, работая в тесном контакте с Советом педагогов;
4.3. требовать от руководителя ДОУ организации условий для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми;
4.4. участвовать в работе Совета педагогов;
быть избранным председателем Совета педагогов;
знакомиться с материалами своего личного дела и другими документами до внесения их в личное дело;
требовать от администрации создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;
4.8. повышать свою квалификацию, профессиональное мастерство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
защищать спои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом профессиональной этики;
4.11. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.12. участвовать в научно-экспериментальной работе, распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;
4.13. аттестовываться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;
на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю:
на ежегодный оплачиваемый отпуск;
на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста;
4.17. на бесплатное медицинское обследование;
4.18. на вознаграждение за труд;
4.19. на отдых;
на объединение в профессиональные союзы;
на судебную защиту своих прав;
4.22. на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных
установленных законом случаях.
5. Ответственность
5.1. Учитель-логопед обязан соблюдать Устав ДОУ, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, Родительский договор и другие нормативные локальные акты ДОУ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего ДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны груда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного процесса, норм максимальной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях предусмотренных административным законодательством.
5.5. За причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей логопед несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6.Взаимоотношения, Связи по должности.
Учитель-логопед:
6.1. Работая в тесном контакте с воспитателями, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, специалистом по изобразительной деятельности, посещает занятия и согласовывает свою деятельность в рамках образовательного процесса ДОУ.
6.2. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
6.3. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками ДОУ.
_____________________ ________________ ________________
Должность составителя Подпись Ф.И.О.
Должностная инструкция составлена на _______ листах
С инструкцией ознакомлены:
№ п/п | Подпись | Ф.И.О. | Дата |
| | | |
| | | |
| | | |