СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В сердце все человеческое богатство». (По рассказу А. Платонова «Юшка»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««В сердце все человеческое богатство». (По рассказу А. Платонова «Юшка»).»

Тема урока:

«В сердце все человеческое богатство». (По рассказу А. Платонова «Юшка»).

Цель урока: 

Образовательные

1. Продолжить знакомство обучающихся с рассказом А.П.Платонова. «Юшка».

2. Совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением.

3. Раскрыть тему и идею произведения.

4. Проанализировать характеры персонажей.

5. Показать актуальность вопросов, поднимаемых А.П.Платоновым в рассказе «Юшка».

6. Формировать нравственные качества личности обучающихся.

7. Помочь понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви.

8. Умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

9. Формировать умение самостоятельно применять алгоритм исследования при изучении литературного произведения.

10. Формировать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, работа в группах.

Развивающие:

1. Развивать монологическую речь.

2. Формировать умение работать над художественным образом и средствами его создания.

3. Развивать логическое и образное мышление.

4. Формировать навыки комментированного чтения.

5. Развивать умение исследовательской работы с текстом.

6. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2. Воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, любви к людям, служению им.

3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Познавательные УУД:

1. Делать выводы, обобщения.

2. Осуществлять самоконтроль и самооценку.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

1. Выказывать предположения на основе наблюдений;

2. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Формировать навыки речевой деятельности.

2. Осваивать способы совместной деятельности.

3. Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

1. Самоопределение, морально – этическая ориентация.

2. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

3. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Методы организации учебной деятельности учащихся: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учащихся, словарная работа, работа с иллюстрациями, работа с художественным текстом: беседа по вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Межпредметные связи: история.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: технология сотрудничества, технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология

Рефлексия настроения и эмоционального, рефлексия деятельности (возможность оценить активность каждого обучающегося), рефлексия содержания учебного материала (подбор ключевых слов и прием синквейна).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, оформление стендов, учебник «Литература 7 класс / под ред. В.Я.Коровиной, портрет А. П. Платонова

Ход урока.

 

1.Организационное начало урока.

Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости.

Ребята, все ли приготовили?. (Учебник, тетрадь, ручки)

2. 1. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ рассказа

У меня в руках шапка, а в ней вопросы. (Использование приёма «Шапка вопросов») Как-то Андрей Платонов сказал: «В сердце все человеческое ….». Эти слова станут темой нашего урока. Но вы должны угадать слово.

Кто-нибудь из ребят вытаскивает вопрос.

-Что такое доброта? (Ребята отвечают)

-Что такое милосердие?

- Что такое сострадание?

- Как вы понимаете слово сердце (в переносном значении)

СЕРДЦЕ

1. 1.Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной полости, груди)."С. бьётся"

2. 2.ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека."Золотое с. у кого-н. об очень добром человеке"

3. 3.ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Важнейшее место чего-н., средоточие."Москва —с. нашей Родины"

Сердце... В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано три значения этого слова. Одно из них (переносное) такое: сердце - орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

Итак, какого человека можно назвать добрым?

(Добрый - 1. Делающий добро другим, отзывчивый. 2. Несущий благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. (7 значений))


Ребята тот человек, кто обладает такими нравственными качествами мы как его можем назвать? Какой он? Богатый, у него богатый внутренний мир. Значит, какое слово пропущено?

Открыли тетради и записали число и тему.

«В сердце все человеческое богатство» (По рассказу А. Платонова «Юшка»)

Какие вопросы мы будем рассматривать?

Каким же должен быть человек по мнению писателя 21 века Андрея ПлатоноваКак нужно относиться к людям? Над этим мы поразмышляем, обратившись к рассказу «Юшка».

3.Подготовка к восприятию.


Доброта испокон веков почиталась как высшая добродетель русского человека. Известный философ Владимир Соловьев считал, что истинно добрым можно признать только то, что само по себе хорошо и потому во всех случаях сохраняет свой добрый характер, никогда не становясь злым. Добро находит проявление в сострадании и милосердии.

- Как вы поступите, если вас оскорбят словом или ударят?

- Вы знаете, как нужно поступать. Но всегда ли мы задумываемся над своими поступками? Всегда ли есть в нашем сердце место милосердию, любви к ближнему? И.С. Тургенев писал: «Любовь ... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Ведь только любовь способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью. Так считает и Андрей Платонов, эту истину пытаются донести до нас его герои.

4.Знакомство с главным героем.

- На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ «Юшка».

О чем же это произведение? (В нем рассказывается о Юшке и его отношениях с людьми.)

А какой он этот Юшка? Что говорит о нем автор в начале произведения?

Зачитайте. Как называется такая характеристика героя? («Старый на вид, мал ростом и худ».)

- Какое впечатление на вас произвела внешность Юшки? (Жалость)

Что еще мы узнаем о Юшке в начале рассказа? Юшка - человек работящий.

А вы обратили внимание на то, что его называют не по имени? Как его зовут?

(Ефим Дмитриевич). Имя определяет многое в характере человека и в его судьбе . Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный. Оно очень подходит главному герою.

«Какую деталь в описании внешности героя особо выделяет автор? Почему?» «Глаза». « Говорят, глаза - зеркало души. У Юшки плачет душа».

«Можно ли судить о человеке по внешнему виду?» (Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром», «Юшка добр, но внешне непривлекателен», «нельзя судить о человеке по его внешности».)

5.Беседа по сюжету. Анализ взаимоотношении.

Итак, здесь несколько проблем в одном рассказе. Разделимся на группы и анализируем. 1 я группа «Дети и Юшка», 2 группа «Взрослые и Юшка».

Значит, 1 группа вы должны сопоставить поведение детей по отношению к Юшке и каков был Юшка? 2 группа «Как вели себя взрослые по отношению к Юшке и каков был Юшка?»

Найдите из текста те слова, глаголы, эпитеты, важные характеризующие поведение детей и Юшки, поведение взрослых и Юшки.

1 группа: «Юшка и дети»

Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы: Как дети относились к Юшке? (подчеркните глаголы). Как Юшка относится к детям? (подчеркните глаголы). Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на детей?

- Зачем они добивались того, чтобы он был «как все большие люди»?

- Это их отношение к Юшке или это идёт от взрослых?

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?

- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

- Чего дети ждут от него? Как Юшка отвечает на зло? (Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом. Но он бездеятелен.)



Просмотр презентации

Дети

(переставали играть, бежали, кричали, поднимали ветки и бросали, трогали, толкали, опять толкали и кидали комья земли, сильнее толкали, кричали вокруг…)

Юшка

(ничего не отвечал и не обижался, шел тихо и не закрывал лицо, молчал, не пугал, не гнался за ними, не трогал, не отвечал им, РАДОВАЛСЯ)

Какое слово часто повторяется? Это лексический повтор, усиливает ощущение агрессивности. А помните, как Юшка разговаривал с детьми бережно? (Родные мои, маленькие мои)

А теперь рассмотрим вторую проблему «Взрослые и Юшка» Просмотр презентации

Взрослые

…обижали его…

…их сердце наполнялось лютой яростью…

…и тут же били его…

…приходили в ожесточение и били его ещё больше…

…и в этом зле забывали на время своё горе…

ЮШКА

….Юшка останавливался, слушал и молчал…

…потом долго лежал в пыли на дороге…

…очнувшись, он вставал…

…люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое Вот его всепрощение, вот его незлобливость к этому миру.

Мы снова видим лексический повтор - били, это слово усиливает и бьет прямо в сердце.

Что больше всего раздражает в Юшке взрослых и привлекает внимание детей? (То, что Юшка молчит). (То, что он молчит)


2 группа: «Юшка и взрослые»

Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы: Как относятся взрослые к Юшке? (подчеркните глаголы). Почему они обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем Юшка отвечает им? (подчеркните глаголы).

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? (Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью. Они, взрослые, омерзительны. Они очень жестокие люди).

3 я проблема «Юшка и природа» Давайте, рассмотрим, отношение Юшки к природе. Стр. 103 читайте отрывок.

Просмотр презентации

Юшка(дышал, смотрел, слушал голос рек, больная грудь отдыхала, не чувствовал недуга, не скрывал своей любви к живым существам, склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, гладил кору на деревьях, на душе было легко)

Природа(благоухание трав и лесов, безлюдно, живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работающие кузнечики издавали в траве веселые звуки)

- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни)

- А как отвечала природа к Юшке?

Мы пришли к выводу , что сердце Юшки открыто этому миру. А именно к чему? Скажите, пожалуйста. ( любовь к людям, любовь к природе, к родине, ко всему живому существу) (подымал с тропинки бабочек, жуков, которое пали замертво, и долго всматривался, чувствуя себя осиротевшим)

Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него «народ неполный». КЛАСТЕР

Давайте прочтем диалог с веселым прохожим. «Юшка и веселый прохожий»

Прочитайте по ролям и ответьте на вопросы: Почему Юшка, «осерчал» на «веселого прохожего»? Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»?

- Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? (чтение отрывка по ролям)

- Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось? (как лежит – упал навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом; взгляд прохожего и его одежда, кулаки, сила противопоставлены Юшке)

- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим?

Как стали жить люди без Юшки? Стр.105

- Какую память о себе на земле оставил Юшка после своей смерти?

У того, в ком жива любовь, есть будущее. Дочка - символ этого будущего, в ней - продолжение Юшки. Она обладает теми же качествами: бескорыстно служит людям, бескорыстно любит людей.

6.Обобщение. - Каким же, по мнению автора, должен быть человек? ( Добрым, любящим, милосердным, сердце не должно быть слепым! Ведь в нем все человеческое богатство.)

7. Домашнее задание: написание сочинения по теме «Можно ли зло победить добром?»

Выставление оценок с комментированием

8.Итог урока. - Какое впечатление на вас произвел рассказ, повлиял ли он хоть немного на ваше отношение к людям?

Рефлексия

Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:

На уроке я делал…

Своей работой я доволен/не доволен потому что…

Этот урок показался мне…

За урок я бы поставил себе, потому что…

Материал урока я освоил…

Мое настроение после занятия…





Мне бы хотелось, чтобы вы, читая рассказы Платонова, чувствовали, как в вас растет добрый человек, готовый отвечать за все на свете и приносить пользу людям, чтобы в вас его произведения пробудили размышления о смысле жизни и о родине, о счастье и будущем.