Внеклассное мероприятие «В Стране безопасного движения». (Сл. 1)
Цель:
Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи:
1.Уточнить и закрепить знания детей по правилам дорожного движения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Развивать творческую активность, логическое мышление, внимательность, расширять кругозор.
3. Воспитывать культуру безопасного поведения на дороге, законопослушность.
. Актуальность:
• данное мероприятие нацелено на повышение мотивации к обучению правил дорожного движения
• является примером применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия
• не требует от учащихся специальной подготовки к данному мероприятию
• даёт возможность каждому ученику применить свои знания в неформальной игровой ситуации
• презентацию к мероприятию можно взять за основу для проведения других внеклассных мероприятий, так и по другим предметам или в воспитательной работе.
Задания можно легко менять при систематическом или повторном проведении мероприятия.
Условия реализации:
• наличие компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете
• умение учителя пользоваться данной техникой
• позитивный настрой учителя и учеников.
Ход мероприятия:
Учитель. Здравствуйте, ребята! (Сл. 2) Послушайте стихотворение В. Лебедева-Кумача
«ПРО УМНЫХ ЗВЕРЮШЕК» и догадайтесь, о чем пойдет речь на занятии.
Входит зайка чуть живой.
Где скакал? - На мостовой.
Не послушал Зайка папу -
Отдавили Зайке лапу.
На мостовой автомобили
Лисенка чуть не задавили.
На мостовую нипочем
Не надо бегать за мячом.
Кто катался без заботы,
Не глядел на красный свет,
Налетел на Бегемота,
Поломал велосипед.
Курица на улице
Едва не пропала.
Потому что курица
Ходила где попала.
Правила движения звери не знали:
Мышки-глупышки хвосты потеряли,
Хрюшки - без шляпы,
Зайки - без лапы.
Плачут звериные мамы и папы.
Филина вызвали: "Милый учитель!
Вы наших деток ходить научите!"
Филин очки роговые поправил,
Выучил всех выполнению правил.
Правила знаешь - ходи себе смело,
Будут и лапки и хвостики целы!
Радостны дети: и Мышка и Зайка.
Правила эти и ты почитай-ка!
Учитель: О чем же мы будем говорить на занятии? (Ответы детей).
Учитель: Да, ребята, сегодня на занятии речь пойдет о правилах дорожного движения. Мы живем в маленьком провинциальном городке, но даже в нем нас подстерегает множество опасностей, связанных с переходом улиц, движением транспорта и др. Наша школа и дома, где вы живете, находятся рядом с дорогой, по которой движутся автомобили, автобусы и другие транспортные средства. Чтобы не случилась беда нужно знать правила дорожного движения. На нашем занятии присутствуют герои-помощники, которые помогут вам запомнить правила дорожного движения, узнать об истории возникновения правил дорожного движения, о первом светофоре, ответить на трудные вопросы и еще выполнить творческие задания. (Сл. 3)Эти герои- помощники вам знакомы. Это Буратино, Незнайка, Мальвина, Красная Шапочка. Ну что же, ребята, давайте отправимся в Страну безопасного движения.
Учитель: Нас встречает Красная Шапочка. Давайте узнаем, что она для вас приготовила.
Красная Шапочка: Чтобы начать путешествие по Стране безопасного движения, сначала нужно узнать, когда же появились правила дорожного движения. (Сл.4)
А знали ли вы, ребята, что было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.
Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор? (Ответы детей).
Учитель: Подробнее нам об этом расскажет другой сказочный герой – Буратино. (Сл. 5)
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.
Учитель: Очень интересную информацию для нас приготовили Красная Шапочка и Буратино. Послушайте стихотворение о светофоре.
Есть у нас дружок хороший
С великаном добрым схожий!
Знай: три глаза у него –
Не боятся никого.
Утром, днём, в ночную тьму
Все горят по одному.
И у каждого – свой цвет,
Чтоб в пути нам дать совет.
Если жёлтый свет горит –
Приготовиться велит,
На зеленый нам – идти,
Всем счастливого пути!
А зажжётся красный, вдруг
Подожди немного, друг!
Торопыгой вредно быть,
Надо жизнью дорожить!
Друг зовётся "светофор",
Бессловесный разговор
Он давно с людьми ведет,
Никогда не подведёт.
Его мы слушаться должны –
И нам дороги не страшны!!!
Красный, жёлтый и зелёный,
Он на всех глядит в упор.
Перекрёсток оживлённый,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит день и ночь
зелёный,
жёлтый,
красный.
На красный свет – дороги нет,
На жёлтый – подожди
Когда горит зелёный свет,
Счастливого пути!
Учитель: О чём говорится в стихотворении?
Назовите цвета светофора и что они обозначают.
А теперь отдохнём и поиграем в игру «Светофор».
Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:
красный – стоять на месте
жёлтый – хлопать в ладоши
зелёный – шагать на месте.
Учитель: Ребята, а если сломается светофор, как быть? (Ответы детей).
Буратино: Если сломался светофор, тогда на помощь придёт регулировщик. (Сл. 5) Послушайте, что обозначают его движения. Когда регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены - движение всем транспортным средствам и пешеходам запрещено. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.
Если регулировщик поднял руку вверх, это равносильно желтому сигналу светофора.
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены – автотранспорту разрешается движение прямо и поворот направо, пешеходам разрешается переходить проезжую часть. Это соответствует зеленому сигналу светофора.
Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук, понятные всем участникам движения. Полицейский жезл – верный помощник регулировщика. Он похож на волшебную палочку: его взмаху подвластны все машины на улице.
Учитель: Очень полезной информацией поделился с нами Буратино.
Учитель: Скажите, а без чего нельзя обойтись на дорогах?
(Без дорожных знаков).
Ребята, посмотрите, какие задания для нас приготовила Мальвина.
Мальвина: Отгадайте знак по описанию. (Сл. 6)
Знак “Дети”:
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.
Затихают все моторы
И внимательны шоферы
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад!»
2. Знак “Движение пешеходов запрещено”:
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.
3. Знак “Велосипедная дорожка”:
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
4 Знак “Пешеходный переход”:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
5 Знак “Остановка автобуса”:
Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – остановка.
6 Знак “Переезд со шлагбаумом”:
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор?
Учитель: Ребята, а сейчас мы рассмотрим рисунки и обсудим изображенные ситуации.(Приложение 1)
Молодцы. Чтобы продолжить работу разделимся на пары и выполним творческое задание.
Вам нужно нарисовать дорожные знаки, которые вы запомнили. (Приложение 2)
Ну а сейчас с нами ждет встречи Незнайка.
Незнайка: Я, ребята, предлагаю вам поиграть.
Игра “Разрешается – запрещается”
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
А сейчас я вам задам вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства, узнаем как вы знаете сказки, внимательно ли вы читаете сказки! Игра «Знатоки сказок». (Сл. 7)
-На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
-Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
-Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)
-Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)
-Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
-На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)
-Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)
-На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)
-На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
-На чём катался Кай? (На санках)
Учитель .Ребята, давайте проверим, внимательно ли вы сегодня слушали.
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте только «ДА» или «НЕТ».
Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения? (ДА)
Вот в светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? (НЕТ)
Ну а зеленый горит вот тогда
Можно идти через улицу? (ДА)
Сел ты в автобус, не взял ты билет,
Так поступать полагается? (НЕТ)
Старушка – преклонные очень года,
Уступишь ей место в автобусе? (ДА)
Мчит по дороге велосипед,
Ты тоже гоняешь по улицам? (НЕТ)
А чтоб не случилась с тобою беда,
Следишь за движеньем внимательно? (ДА)
А вот светофор не горит, света нет,
Ты быстро бежишь через улицу? (НЕТ)
Скажите а папы и мамы всегда
Следуют этим правилам? (ДА)
Теперь постарайтесь дать точный ответ,
Можно не следовать правилам? (НЕТ)
Чтение стихотворения.
По городу, по улице
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Как урок
Как таблицу умножения,
Знай правила движения!
Учитель. Дорогие ребята, наше мероприятие подошло к концу. Давайте поблагодарим наших сказочных героев- помощников. Не забывайте о правилах дорожного движения и расскажите о них вашим друзьям.
Чтобы подвести итог нашему мероприятию, я предлагаю вам принять участие в конкурсе «Домашнее задание по ПДД». Для этого вам нужно нарисовать рисунок на тему «Я соблюдаю правила безопасного поведения на дорогах». (Работы выполнены. См. приложение 3).
Лучшие работы мы отправим на фотоконкурс.
Группа ребят приняла участие во Всероссийском конкурсе «Схема дорожной безопасности».(Приложение 4)
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Всероссийский конкурс «Схема дорожной безопасности»