Веб – квест как одна из форм организации сетевого взаимодействия
Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с обучающимися, новую модель, позволяющую обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности. Во многом потенциал такой деятельности заключается в грамотной организация сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. Одним из способов организации сетевого взаимодействия является веб-квест.
Веб-квест (от английского webquest) буквально – Поиск в Интернете. Сейчас, когда понятия Интернет и Обучение уже не столь далеки друг от друга, как казалось совсем недавно, это название звучит все чаще. И считается новым словом в образовательных технологиях.
Может быть, потому что слово красиво-непонятное? Попробуем разобраться с тем, что же это такое и как мы можем это использовать при организации сетевой проектной и исследовательской деятельности студентов.
В начале 80-х гг. прошлого века телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене писем между обучающимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа обучающихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества обучающихся разных образовательных учреждений, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности обучающихся в Сети стал сетевой учебный проект. В процессе работы над сетевым проектом обучающиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
В классическом варианте веб-квест – не что иное, как способ организации проектной деятельности обучающихся. Как и любой проект, он может предполагать индивидуальную и совместную работу, может быть растянут на весь учебный год или ограничен спаренным уроком.
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Задания web – квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта студент был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.
К основным требованиям к образовательному веб-квесту, предназначенному для самостоятельной работы с ним обучающегося, можно отнести следующие.
Веб-квест должен иметь:
• Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
• Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы обучающегося.
• Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения учащимися задания. Этот список должен быть аннотированным.
• Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому обучающемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы).
• Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.
• Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен обучающимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом:
1. На первом этапе преподаватель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулируется проблема.
2. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки обучающихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Студенты приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством преподавателя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.
3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. 4. Обсуждение результатов работы над web – квестами можно провести в виде конференции, чтобы обучающиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для преподавателей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях. Перечислю ее главные достоинства: web-квесты дают преподавателю ясный образец того, как проводить проектную работу; модель работы с web-квестами используют огромное число преподавателей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив); в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны преподавателям, желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для преподавателей о том, как и где, найти полезные сайты при создании web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию.
Мотивация обучающихся к непрерывному обучению в течение всей жизни очень важна для обучения будущего, и мы должны принимать во внимание новые возможности познания мира. Веб-квест – это уникальная возможность использования всемирной сети для обучения. Традиционное обучение часто побуждает собирать готовые ответы, накапливая информацию, но наиболее насущные вопросы требуют от обучающегося больше времени тратить именно на размышление над значением и степенью важности информации. Веб-квест позволяет студентам делать открытия, а не просто усваивать информацию, повышает уверенность в собственных силах, пробуждает интерес и самооценку обучающихся.