Просмотр содержимого документа
«Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста»
Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста
Ведущая деятельность — термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
Для ведущей деятельности характерны следующие качественные признаки: 1)в ней зарождаются и проявляются новые виды деятельности (например, учебная деятельность впервые проявляется в дошкольном возрасте, но возникает и проявляется она в ведущей деятельности этого возраста - в игре) ; 2)она обуславливает формирование и перестройку конкретных психических процессов (например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребёнка, в учении – процессы отвлечённого мышления); 3)от неё во многом зависят основные психологические изменения личности в данный (например, ребнок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей). Исходя из рассмотренных признаков, можно заключить,что ведущая деятельность определяет важнейшие направления психического развития человека, в том числе обусловливает формирование возрастных новообразований.
Понятие «Ведущая деятельность» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности, в одном возрастном периоде, обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы .
При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущий вид деятельности: 1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность школьников; 5) интимно-личностное общение подростков; 6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности. Считается, что ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.
В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество(до 1-го года) с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство(1-3 года) с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство (3-6(7) лет)с игрой; 4) школьный возраст(6(7)-10(11 лет) с учением; 5) подростковый возраст(11-14 лет) с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский(15-17 лет) — с учебно-профессиональной деятельностью. А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.
Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.