Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся и исключительно разносторонний ученый, проявивший свой талант почти во всех отраслях науки, реформист русского языка, художник и просветитель, опередивший время на века феномен.
М.В. Ломоносов
1711-1765
В Архангельской губернии, а именно в деревне Мишанинской, располагавшейся на Курострове в низовье Северной Двины и насчитывающей тогда всего лишь 5 дворов, в царствование Петра Великого, в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова 19 ноября 1711 г. появился на свет мальчик, которого назвали Михаил.
Сейчас эта деревня называется Ломоносово.
Его отец Василий Дорофеевич был работящим, мужественным, строгим, но добрым и религиозным человеком. Выходец из крестьянской семьи, он занимался зверобойным и опасным в суровых северных морях рыбным промыслом, имел свое судно, землю, дом, хозяйство, нажитые тяжелым трудом. Он первым из поморов построил судно типа «гукор», с помощью которого не только ловил рыбу, но и доставлял грузы.
Мать Михаила, Елена Ивановна, дочь просвирницы-вдовы дьякона из близлежащего села, не уступала мужу в трудолюбии и была заботливой и любящей матерью.
Единственный сын Ломоносовых рос смышленым, пытливым и рассудительным ребенком. Он быстро всему учился, с детства помогал родителям по дому, подростком ходил с отцом на охоту.
С десяти лет помогал отцу рыбачить: ставил с ним сети, перебирал пойманную рыбу. А в штормовую погоду, когда волны захлёстывали судно, вычерпывал из него воду.
Однако его беззаботное детство закончилось в 1720 году, когда умерла мама. Отец привел вначале одну, а после ее смерти вторую мачеху, что сделало родной дом чужим и холодным для мальчика.
Михаил рано выучился читать. Но читать приходилось украдкой. Завидев мальчика с книгой, мачеха нашёптывала отцу:
«Гляди, сынок твой…
Дармоедом растёт!»
И всё-таки мальчик не расставался с книгой. Но теперь он забирается в такие укромные места, где бы его никто не мог увидеть.
Летом 1724 г. умерла мачеха Михаила.
Тогда, через несколько месяцев, вернувшийся с промыслов отец женился в третий раз— на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Он старался поменьше оставаться с нею, часто напрашивался с отцом и другими поморами на промысел. Михаилу очень нравились эти путешествия по бескрайним морским просторам, он любил эти волны, голубые льды, и зелень, и пейзажи
удаляющихся берегов. Он с легкостью преодолевал препятствия, которые стали для него настоящей закалкой силы и духа. Он наблюдал за природой, обогащая свои знания о природе и окружающих его явлениях.
А когда всё же бывал дома, старательно учился грамоте. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного).
Потом с Ломоносовым занимался дьяк
Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Тот не раз оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. «Вратами учёности», по собственному выражению Михайлы Ломоносова, для него делаются добытые им с помощью всё того же дьячка книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого, а также стихотворная «Псалтырь» Симеона Полоцкого. В итоге к 14 годам Михайло уже был грамотеем, чем почему-то вызвал ещё большую ненависть со стороны мачехи.
Чтобы окончательно выжить его из дома, мачеха посоветовала отцу женить Михаила. Тот, прознав про такие намерения, сначала сказался больным, из-за чего свадьбу пришлось отложить, а сам тем временем принял решение сбежать из дому.
В декабре 1730 г. подвернулась оказия, — в Москву уходил рыбный обоз.
Ночью Михайло накинул на себя две рубахи, нагольный тулуп, прихватил две рубахи, котомку с едой и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику» – пустился догонять ушедший обоз. А нагнав, упросил поморов дать и ему возможность добраться с ними до Москвы.
Целый месяц длилась дорога. Лишь в январе показались златоверхие купола московских церквей. Теперь дело за главным – начать учиться.
Москва поразила любознательного юношу. Здесь он надеялся получить знания, к которым так стремился.
В столице же 20-летний Михайло прямиком отправился в Славяно-греко-латинскую академию, куда и поступил учиться 15 января 1731 г.
Здесь Михаил не знал ни единого человека. Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением.
Но учиться там могли лишь дети дворянского рода, а крестьянских и на порог не пускали. Чтобы быть принятым на учёбу,
Ломоносову пришлось пойти
на подделку документов,
он выдал себя за
холмогорского
состоятельного
дворянина.
Его, 19-летнего, посадили в самый низший класс. Школяры смеялись над ним. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.
В жизни Ломоносова начался довольно сложный период: нищенское существование (ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день).
Терпя насмешки и несказанную бедность, Ломоносов учился упорно и настойчиво. Первые три класса он прошёл за один год.
Учителя дивились необыкновенному трудолюбию и способностям.
Чем больше Ломоносов учился, тем больше ему хотелось знать. Когда ночью он смотрел на звездное небо, в голове неотступно вставали вопросы: далеко ли до звёзд и каковы они вблизи? Шёл ли он по полю, а мысли были: велика ли земля? Сверкала ли молния, гремел ли гром, юноша спрашивал: отчего это бывает? На все эти вопросы учителя Славяно-греко-латинской академии не могли дать ответа, и Ломоносов понял, что занятия в этой школе ничего ему больше не дадут.
Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. По истечении трех лет он писал на латыни, освоил богословие,
стихосложение.
Чтобы изучить естественные науки, он отправился в
Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву.
Зимним утром в самом начале 1736 года во двор училища влетела тройка. Из кибитки вышел приезжий, закутанный в меховую шубу.
И тотчас разнеслась весть: «Из Санкт-Петербурга
прибыл учёный! Будут отбирать в Академию наук!»
Таких нашлось всего 12 человек. Из них лучшим считался
МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ.
И вот он, град Петров! Дворцы, Нева, закованная льдами. Вот и Академия наук, где надлежит ему теперь учиться. Ходит Ломоносов по улицам города, и не верит своему счастью, своей удаче…
естественнонаучные дисциплины. В 1734 году молодой человек поступил в Киево-Могилянскую академию, где продолжил образование. В 1735-м он стал заниматься в университете при Академии наук в Северной Пальмире, а спустя год был командирован на учебу в Германию.
он стал заниматься в университете при Академии наук в Северной Пальмире, а спустя год был командирован на учебу в Германию.
В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился
пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
Все эти годы (1736-1739 гг.) его и его товарищей преследовали проблемы и неурядицы. Академия наук не вовремя перечисляла деньги, поэтому студенты жили практически в долг.
Марбургский университет в Германии
Фрайбергская Горная Академия
Начинающий ученый постигал естественные науки в крупнейших университетских
городах Европы: в Марбурге под началом ученого-энциклопедиста
Христиана фон Вольфа и во Фрайберге
у горного советника правительства Саксонии Иоганна Генкеля.
Параллельно с основным курсом и подготовкой
новаторских изысканий по химии и физике он знакомился с западноевропейской литературой, занимался стихотворными переводами, разрабатывал систему так называемого силлабо-тонического стихосложения.
Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
Михаил всегда отличался не только необычайными способностями, но и смелым поведением. В результате ссоры с Генкелем в 1740-м он покинул Фрайберг и отправился домой.
По дороге М. Ломоносов был насильно завербован в Прусскую королевскую армию.
Вскоре ему удалось сбежать в Марбург, а спустя год вернуться в Петербург.
НАУЧНОЕ СВЕТИЛО
По приезду, в течение года студент, надерзивший преподавателю и самовольно прервавший учебу в Германии, представил академикам диссертационные работы по химии и физике. В 1742 он сумел заслужить должность адъюнкта Физического класса, приступил к исследованиям, опытам, астрономическим наблюдениям, чтению публичных лекций на родном языке.
Спустя год Михаил проявил свой неукротимый норов, устроив буйное, с отборной руганью выступление против засилья
бездарных немецких профессоров в стенах
учебного заведения. И снова удивительным
образом ему удалось избежать полагавшейся
за подобное правонарушение каторги (правда,
оказался на некоторое время под стражей).
В 1745 34-летний эрудит, защитив ряд работ, стал профессором химии и получил дворянский титул. Свою интенсивную научную деятельность он соединял с литературным творчеством.
Диплом
профессора
химии
М. В. Ломоносова. 1745 год.
В 1748 году ученый основал первую в стране химическую лабораторию, воплотив революционный принцип интеграции науки и практики.
Параллельно он переводил Гомера, Горация, Вергилия, Сенеку, Руссо, писал проникнутые патриотическим пафосом оды, стихи высокого гражданского звучания и другие сочинения, включая
знаменитую «Риторику» с фундаментальными
исследованиями трактатов
лучших ораторов античности
и формулировкой принципов красноречия.
В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника. Его перу принадлежат многие выдающиеся строки:
«Науки юношей питают, отраду старцам подают...»,
«И может собственных Платонов, и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».
В 1751 академик стал основоположником не только химии научной, но и физической – первым из ученых прочел студентам курс лекций по данной теме, сопровождая его демонстрацией опытов.
Он конструировал приборы для исследований, в частности, изобрел трубу, позволявшую различать предметы в сумерках, изучал атмосферное электричество, силу тяжести, природу
северного сияния, возродил искусство мозаики.
Первая мозаика -Икона Нерукотворного Спаса
23 января 1755 года указом императрицы Елизаветы Петровны основан Московский университет – по проекту Ломоносова и графа Шувалова.
Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении.
Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность,
автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Александр Пушкин
В 1757 он вошел в состав канцелярии Академии, выпустил «Российскую грамматику», размежевав церковнославянский и русский языки, обозначив его диалекты, формы, стили.
Михаил Ломоносов руководил рядом формирований при Академии, включая Географический департамент и Историческое собрание, создал атлас страны, классификатор землетрясений, опубликовал труд о расчетах морского пути и способов нахождения географических координат, разработал проекты экспедиций, исследовал морские льды и дал их классификацию, снарядил экспедицию для освоения Северного морского пути.
Весной 1761 года Ломоносову через подзорную трубу удалось увидеть, что планета Венера окружена
воздушным слоем. Тридцать лет спустя знаменитейшие учёные мира подтвердили его открытие.
Оптические приборы Ломоносова
200 лет спустя – 12 февраля 1961 года – взяла старт к Венере советская станция «Венера-1». Она сфотографировала поверхность Венеры, и
все увидели на фотографиях горные массивы, впадины, похожие на моря, – картину, которую представлял себе Ломоносов.
В 1763 г. увидел свет его опус о путешествиях
по северным морям,
затем труды «О слоях земли», «Первые основания металлургии или рудных дел».
С восшествием на престол Екатерины II
положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.
Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884.
По слухам, Михаил Ломоносов имел не только блестящий ум, но и очень развитую интуицию, граничащую с экстрасенсорными способностями. На основе творений ученого создавали свои поэзии Жуковский и Пушкин. Классикой отечественной литературы стала «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года», автором которой стал Михаил Васильевич.
М.В. Ломоносов знал 31 язык, из них 11 в совершенстве.
Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли первостепенную роль
в развитии сознания русского общества и оставили глубокий
след в истории
русской культуры.
Литературное творчество
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од . Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам. Кроме того, оды в тот период имели особую значимость. Их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения.
Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Поэтическое творчество Ломоносова не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.
… Коль ныне радостна Россия! Она, коснувшись облаков, Конца не зрит своей державы, Гремящей насыщенна славы, Покоится среди лугов.
В полях, исполненных плодами, Где Волга, Днепр, Нева и Дон, Своими чистыми струями Шумя, стадам наводят сон...
ОДА «На день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны» (отрывок) 1748 года
Помимо од Ломоносов
писал прозу и стихотворения:
- «Слово похвальное Петру Великому…». 1755 г.
- 1739 год: Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина.
- 1747 год: «Я знак бессмертия себе воздвигнул».
- 1747 год: «Ночною темнотою покрылись небеса…».
- 1761: Неоконченная героическая поэма о
Петре Великом «Петрида».
Михаила Ломоносова не стало 15 апреля 1765 года.
Ему шел 54-й год. Летальный исход наступил из-за банального воспаления легких. В 1766 году опубликовали первый том задуманного им двухтомника под названием «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава I или до 1054 года». Поработать над вторым томом Ломоносову не довелось.
Когда умер Ломоносов, то Екатерина II приказала своему верноподданному Григорию Орлову опечатать все рукописи ученого, которые сохранились. Спустя некоторое время все бумаги и личная библиотека выдающегося ученого оказалась во дворце, с тех пор о них ничего неизвестно. Ходили слухи, что власти очень не хотели, чтобы эти документы «оказались в чужих руках».
Местом упокоения Михаила Ломоносова стало Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
«Не стало человека, имя которого составило эпоху в летописях человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вокруг многие отрасли.
Его будут чтить повсюду, где будут люди просвещённые».
Н. Леклерк, почётный член Академии наук.
(Траурное заседание 1765).
ПАМЯТЬ О ЛОМОНОСОВЕ
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. …
("Я знак бессмертия себе воздвигнул...", 1747)
Старейший в России памятник великому русскому учёному М.В. Ломоносову можно увидеть в Архангельске на набережной Северной Двины перед зданием Северного Арктического федерального университета (САФУ)
им. М.В. Ломоносова.
Он был создан в 1926 - 1929 гг. скульптором Иваном Петровичем Мартосом, торжественно открыт в 1832 году и установлен на Соборной площади. Средства на памятник были собраны за счёт пожертвований по всероссийской подписке. Памятник дважды переносился - в 1867 и 1930 годах.
Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
- Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук,
- Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова,
- Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова,
- Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.
Кроме того, его именем названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне и т.д.
Этот человек сотворил себя сам и достиг успеха, благодаря целеустремлённости, собственной воле и упорству.
«Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству».
Н.Г. Чернышевский.
Избранные сочинения. Т.4. М.,1931
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно.
М. В. Ломоносов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Прочитать «Оду на день восшествия на Всероссийский престол её Величества, Государыни Императрицы Елисаветы Петровны" 1747 г. Познакомиться с комментариями к оде.
2. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ