ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
Работу выполнила: Каракозян Ю.М .
.
Виды и формы речи
при афазии
2020
Содержание:
1.Речь. Классификация видов речи.
2.Экспрессивная, импрессивная речь.
4. Детская афазия и её классификация Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/aphasia
5. Симптомы, диагностика и лечение детской афазии Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/aphasia
Речь - является средством и формой общения, реализует функцию посредством разных видов и форм. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Согласно учению И.П.Павлова, для развития и формирования речи необходимо, чтобы у ребенка были нормальными двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения .
Речь
Классификация видов речи
Внутренняя (опосредствует устную и письменную речь)
Устная (внешняя)
Письменная
Импрессивная (восприятие и понимание)
Экспрессивная
Разговорная
Чтение
Письмо
Экспрессивная речь:
1. Автоматизированная речь
2.Рядовая речь
3. Повторная и номинативная речь, является наиболее важным видом речи, т.к. влияет на правильное понимание нарушения разных форм речи.
3. Диалогическая – естественная речь
4. Монологическая – искусственная форма речи.
Формы речи
Групповая
Монологическая
Диалогическая
Импрессивная речь
Одна из сторон речевой деятельности которая помогает воспринимать и понимать речь.
Нарушения устной и письменной импрессивной речи характерны для различных форм афазии и обусловлены дефектами различных звеньев речевой функциональной системы в зависимости от локализа-ции очага поражения в коре головного мозга (левого полушария у правшей).
-Устная импрессивная речь у глухих выражается в зрительном восприятии произносимых слов посредством чтения с губ .
-Письменная импрессивная речь у слепых заключается в тактильном восприятии рельефного текста, напечатанного на бумаге или передаваемого читальной машиной, а также в слуховом восприятии фони-ческих сигналов читальной машины.
-Дактильная импрессивная речь основана на зрительном (для глухих) или на осязаемом (для слепых) восприятии обозначений букв.
Импрессивная речь
Письменная
Устная (слуховое восприятие)
(зрительное восприятие)
www.sfedu.ru
Детская афаз и я – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью.
Развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.
www.sfedu.ru
Классификация детской афазии
Афазия, возникшая в результате органического или структурного изменения коры головного мозга .
Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия .
Эпилептиформная
активность
Вследствие опухолей
Вследствие травм
Вследствие
патологии сосудов
Симптомы детских афазий
Акустико-гностическая
Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.
или сенсорная
Акустико-мнестическая
Афферентная моторная
Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.
Эфферентная моторная
Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.
Поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия .
Динамическая
Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.
Синдром Ландау-Клеффнера .
Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость,
эмоциональная лабильность . Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.
www.sfedu.ru
Диагностика детских афазий
3. Лабораторные и инструментальные методы исследования. В данном случае малоэффективны, в некоторых случаях могут указывать на возможную этиологию. Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ , рентгенография черепа , КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.
2. Объективный осмотр и общение с ребенком. При этом обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. Оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.
1. Сбор анамнестических данных. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования.
www.sfedu.ru
Лечение детских афазий
Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов.
Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек.
Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток.
www.sfedu.ru
Для устранения афазии используют два направления:
логопедическое
медицинское
Невролог назначает курсовой прием препаратов, которые расширяют сосуды, улучшают метаболизм и кровообращение. Дополнительные средства стимулируют работу нервной системы — это лечебная физкультура, массаж, физиотерапия
Афазия может характеризоваться разными проявлениями, поэтому логопед составляет коррекционную работу исходя из индивидуальных особенностей больного.
Работа проводится под контролем лечащего врача, так как ухудшение состояния ребенка (снижение речевых функций) свидетельствует о повышении артериального давления и развития других проблем.
Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов:
формы и длительности заболевания
тяжести поражения ЦНС
этиологического фактора
возраста ребенка
момента начала терапии
Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.
Прогноз и профилактика детских афазий
Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы, предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой, охрана органов слуха, попадание инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
www.sfedu.ru
Intoduction_neuropsychology.djvu C:\Users\user\Downloads\0295_vvedenie_v_neiiropsihologiyu_i_vosstanovitelnoe_obuchenie_-_tsvetkova_l_s_2005_1337831251.pdf