СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и особенности внеаудиторной самостоятельной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа  является одной из форм развития готовности обучающихся к профессиональному самообразованию, способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций. Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения - такая задача стоит перед каждым преподавателем.

Просмотр содержимого документа
«Виды и особенности внеаудиторной самостоятельной работы»

Внеаудиторная самостоятельная работа ни что иное, как домашнее задание.


Самостоятельная работа является одной из форм развития готовности обучающихся к профессиональному самообразованию, способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций.


Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения - такая задача стоит перед каждым преподавателем.


По итогам самостоятельной работы студенты должны:

● развить такие универсальные умения, как умение

учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать

свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;

● научиться проводить рефлексию: формулировать полу

чаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы,

корректировать свой образовательный маршрут;

• познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.


На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий студентов.


Существует множество видов и форм самостоятельной работы, но из этого разнообразия я хотела бы остановиться на тех, которые мы активно используем в своей работе.



1. Подготовка информационного сообщения (мини-сообщение, сообщение-доклад) – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.


Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).


Роль преподавателя:

● определить тему и цель сообщения;

● определить место и сроки подготовки сообщения;

● оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

● рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;

● оценить сообщение в контексте занятия.

Критерии оценки:

● актуальность темы;

● соответствие содержания теме;

● глубина проработки материала;

● грамотность и полнота использования источников;

● наличие элементов наглядности.


2. Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.


Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.


Роль преподавателя:

● помочь в выборе источников по теме;

● помочь в формулировании темы, цели, выводов;

● консультировать при затруднениях.

Критерии оценки:

● новизна, оригинальность идеи, подхода;

● реалистичность оценки существующего положения дел;

● полезность и реалистичность предложенной идеи;

● значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

● художественная выразительность, яркость, образность изложения;

● грамотность изложения;

● эссе представлено в срок.


3. Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.


Роль преподавателя:

● определить тему, рекомендовать источник информации;

● проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

Критерии оценки:

● соответствие терминов теме;

● многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

● соответствие оформления требованиям;

● работа сдана в срок.


4. Составление схем – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Могут быть включены второстепенные детали описательного характера.


Роль преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;

  • проверить исполнение и оценить в контексте задания.

Критерии оценки:

● соответствие содержания теме;

● правильная структурированность информации.

● наличие логической связи изложенной информации;

● аккуратность выполнения работы;

● творческий подход к выполнению задания;

● работа сдана в срок.


5. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.


Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.


Роль преподавателя:

● конкретизировать задание, уточнить цель;

● проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Критерии оценки:

● соответствие содержания теме;

● грамотная формулировка вопросов;

● кроссворд выполнен без ошибок;

● работа представлена на контроль в срок.


6. Составление вопросов интервью и беседы. Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, её структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать её в вопросной форме.

Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.


Роль преподавателя:

● дать целевую установку на выполнение задания;

● консультировать при затруднении;

Критерии оценки:

● соответствие вопросов теме;

● охват всей проблематики темы;

● корректная формулировка вопросов;

● соответствие оформления требованиям;

● работа представлена в срок.


7. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.


Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.


Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

  • консультировать при затруднениях.

Критерии оценки:

● соответствие содержания теме;

● правильная структурированность информации;

● наличие логической связи изложенной информации;

● эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

● работа представлена в срок.


Не стоит забывать и про традиционные перевод и пересказ текста, написание писем.


Также в качестве внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы задания для подготовки к ролевой игре, например, написание резюме и анкеты для ролевой игры «Устройство на работу».


Относительно новая форма самостоятельной работы – учебно-контрольный файл.

Необходимость создания учебно-контрольного файла возникает в том случае, когда преподаватель использует личностно-ориентированные технологии.


Ежегодно в нашем колледже проходит «Фестиваль любимых праздников стран изучаемого языка». Подготовку к нему студенты всегда ведут с большим энтузиазмом и изобретательностью. Мы считаем это тоже формой внеаудиторной самостоятельной работы.


Все задания внеаудиторной самостоятельной работы носят преимущественно индивидуальный характер исполнения и предусматривают 3 (продуктивный) уровень освоения материала.

(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)