Этап урока
|
Действия учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
1.Организационный этап
(3 мин)
|
Приветствие.
Проверка готовности класса к уроку. Организует работу
учащихся в группах. 4 группы, у каждой группы карточка действий. Норма оценивания на каждом этапе обучения:
6-7баллов -«3»
8-9баллов - «4»
более 10 -«5»
|
Дежурный сообщает о количестве присутствующих.
|
|
2.Актуализация знаний.
(7 мин)
|
Прежде чем приступить к изучению новой темы учитель вспоминает с ребятами ранее изученный материал по теме «Классификация неорганических веществ» и предлагает учащимся выполнить задание «Знакомые все лица…» (тексты задания находятся на столах): «Определите класс неорганических веществ, химические формулы которых представлены в таблице. Обведите буквы, соответствующие правильным ответам и составьте из них фамилию шведского химика, предложившего современные знаки химических элементов, классификацию элементов, соединений и минералов».
Формулы веществ
|
Классы неорганических соединений
|
металлы
|
переходные элементы
|
неметаллы
|
бинарные соединения
|
кислоты
|
амфолиты
|
основания
|
соли
|
PCl3
|
М
|
Э
|
М
|
Ц
|
И
|
З
|
Т
|
Ф
|
HClO2
|
А
|
Ъ
|
С
|
И
|
Е
|
Б
|
О
|
Е
|
Be(OH)2
|
П
|
Х
|
Ч
|
Т
|
А
|
Л
|
Г
|
Д
|
Zn
|
Р
|
Е
|
Я
|
Ь
|
Д
|
И
|
Н
|
Б
|
Ba(OH)2
|
О
|
Щ
|
Ф
|
Б
|
С
|
М
|
И
|
С
|
Ca
|
Б
|
Г
|
Й
|
Ю
|
П
|
П
|
К
|
Р
|
S8
|
Л
|
Н
|
Р
|
Ж
|
О
|
У
|
д
|
Т
|
Ca3(PO4)2
|
Д
|
Ш
|
Ц
|
П
|
Ы
|
Я
|
Б
|
У
|
Ga(OH)3
|
Ж
|
К
|
У
|
О
|
В
|
С
|
А
|
Я
|
Ответ: Берцелиус
|
Работают в команде.
Аргументируют свои позиции.
|
Коммуникативные: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.
-Аргументация своей позиции.
Регулятивные:
Адекватное оценивание своих возможностей
самостоятельной деятельности и основы саморегуляции
эмоционального состояния.
|
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(3 мин)
|
Подводит к формулировке темы урока.
Сообщает, что разные вещества имеют различное строение. Наводит на мысль о том, что между атомными частицами существуют силы, которые обуславливают взаимодействие атомных частиц
- А теперь нам нужно определить, что мы должны выяснить на этом уроке, т.е. поставить перед собой цель.
Направляет на постановку целей.
(экран временно выключает)
|
Формулируют с помощью учителя тему и цели:
1) Что такое химическая связь?
2)Почему атомы взаимодействуют?
3)Как они взаимодействуют?
|
Регулятивные: целеполагание, планирование
Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели
|
3. Воспроизведение на нового материала
(4мин)
|
-вопрос о том, что такое электроотрицательность?
- стр 192 вопрос 1.
Электроотрицательность – это способность атомов химического элемента оттягивать электроны от других атомов.
По табл. на стр.192 (значения ЭО)
P Mg B Cs O Si K C H Li F S Al Ca
2,2 1,2 2,0 0,7 3,5 1,8 0,8 2,5 2,1 1,0 4,0 2,5 1,5 1,0
=> в порядке увеличения электроотрицательности:
Cs – K – Li – Ca – Mg – Al – Si – B – H – P – C – S – O – F
|
Работа с учебником
(индивидуально)
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
|
4. Изучение нового материала уровне.
(9 мин)
|
Объясняет новый материал, с наводящими вопросами
В зависимости от того, между атомами каких элементов (металлов, неметаллов) образуется химическая связь, выделяют следующие виды химической связи:
Виды химической связи
ковалентная ионная металлическая
неполярная полярная
Нам предстоит изучить подробно каждый вид химической связи.
I. Ковалентная химическая связь.
Это связь между атомами неметаллов.
А) Ковалентная неполярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью (т.е. между одинаковыми атомами неметаллов).
Б) Ковалентная полярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с разной электроотрицательностью (т.е. между разными атомами неметаллов
2.Ионная химическая связь – образуется между ионами металлов и неметаллов
|
Отвечают, строят предположения
(команда)
|
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Личностные:
смыслообразование.
Коммуникативные: сформировать учебное сотрудничество, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(7мин)
|
На этом этапе урока ученики тренируются в определении типа химической связи. Предлагается выполнить несколько заданий:
Задание «Крестики-нолики» : «Соедините прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи»:
а) ковалентная неполярная
CF4
|
KI
|
O3
|
C60
|
I2
|
Mg3N2
|
Cl2
|
NaCl
|
NaNO2
|
Ответ: Cl2 – I2– O3.
б) ионная
KNO3
|
Se
|
H2S
|
MgF2
|
Cs2O
|
NaF
|
SO2
|
HCl
|
N2O
|
Ответ: MgF2 – Cs2O – NaF.
в) металлическая
K
|
C2H5OH
|
NO2
|
O2
|
C60
|
F2
|
Zn
|
Au
|
Rb
|
Ответ: Zn – Au – Rb.
г) ковалентная полярная
Cl2O
|
H3PO4
|
Na2O2
|
Li3N
|
N2O3
|
LiOH
|
H2Se
|
P4
|
CS2
|
Ответ: Cl2O – N2O3 – CS2.
д) смешанный тип связи
PH4OH
|
Na3N
|
Sr(OH)2
|
H2SO3
|
KClO
|
HNO2
|
Ca(ClO)Cl
|
Cl2O7
|
As
|
Ответ: Ca(ClO)Cl – KClO – Sr(OH)2.
Задание «Кто точнее» : «Определите по формуле вещества тип химической связи, используя обозначения, приведенные ниже».

1 вариант
|
H2SiO3
|
SO2
|
Br2
|
Pt
|
K2SO4
|
O3
|
CaO
|
N2H4
|
Hg
|
BaBr2
|
2 вариант
|
Cr
|
N2O
|
PH3
|
H2Se
|
CS2
|
RbOH
|
I2
|
CO
|
NH4OH
|
LiI
|
|
На этом этапе урока ученики тренируются в определении типа химической связи. Предлагается выполнить несколько заданий
(по 1мин на каждое задание) Учащиеся могут выполнить самостоятельно, а затем вместе с учителем выполнить проверку.
Время на выполнение работы 3 минуты. Затем ребята меняются с соседями работами и осуществляют проверку. За правильно определенный тип химической связи для 9-10 веществ – «отлично», 7-8 веществ – «хорошо», 5-6 веществ – «удовлетворительно», менее 5 веществ – «неудовлетворительно».
|
Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: сформировать учебное сотрудничество, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(3 мин)
|
Повторить все виды связи.
§55 N2, тест
|
Записывают в дневник
|
Личностные: самоопределение
|
9.Рефлексия
(4 мин)
|
Организует беседу с классом по вопросам:
1.Достигли ли мы поставленные в начале урока цели ?
2.Что было главным на уроке?
3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
4. Что нового вы узнали?
5.Что было интересным?
6. Чему вы научились?
7. Что больше всего понравилось на уроке?
8. А что не понравилось?
Комментарий (итог урока)
|
Отвечают на вопросы
|
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
|