СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды пейзажа.Конспект урока.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить школьников с разными видами пейзажа..

Просмотр содержимого документа
«Виды пейзажа»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 ИМ. КОНОВАЛОВА В.П.

г.Клинцы Брянской области

_______________________________________________________________________






Урок ИЗО в 6 классе по теме:



Пейзаж. Его виды и характеры.


(По программе Б.М. Неменского)














Подготовила: Сможевская А.В.











Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока: научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;

развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;

воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;

создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

Межпредметные связи: география, история.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент,

II. Объяснение новой темы (Слайд №1)

– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников

– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.

В Википедии определение следующее: пейза'ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

(Слайд №3) Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.



Сельский,

городской,

парковый,

морской,

архитектурный,

индустриальный пейзаж.


1. Сельский пейзаж (Слайд №4)

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.


2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. (Слайд №5)

Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».

Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.


3. Парковый пейзаж (Слайд №6)

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.


4. Морской пейзаж (Слайд №7)

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».


5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др. (Слайд №8)

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. (Слайд №9)

Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.


Разнообразие пейзажа по характеру.

(Слайд №10) Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.

Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.

Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.


1. Героический пейзаж (Слайд №11)

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.

В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.


2. Пейзаж настроения (Слайд №12)

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}

– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».

Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».


3. Исторический пейзаж (Слайд №13)

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.


4. Эпический пейзаж (Слайд №14)

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.

Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.




5. Романтический пейзаж (Слайд №15)

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.

Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».

Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.

Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.

В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

(Слайд №16) Природа – это книга мудрости.

Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.


III. Закрепление материала (Слайд №17)



IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».

Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).

V. Анализ работ


Просмотр содержимого презентации
«Виды пейзажа.»

Виды  пейзажа  6 класс Учитель ИЗО МБОУ-СОШ №6 им.Коновалова В.П. Сможевская А.В.

Виды пейзажа 6 класс

Учитель ИЗО МБОУ-СОШ №6

им.Коновалова В.П.

Сможевская А.В.

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников. Задачи урока: научить различать виды пейзажа и характер пейзажа; развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус; выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке; воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине; создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»
  • Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.
  • Задачи урока: научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
  • создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: сельский , городской, парковый, морской, архитектурный, индустриальный пейзаж.
  • Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра:
  • сельский ,
  • городской,
  • парковый,
  • морской,
  • архитектурный,
  • индустриальный пейзаж.
Сельский пейзаж К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.   И. И. Левитан. Владимирка.  И. И. Шишкин. Лесные дали .

Сельский пейзаж

  • К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

И. И. Левитан. Владимирка. И. И. Шишкин. Лесные дали .

Городской пейзаж Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.   Камиль Писсарро.  Оперный проезд в Париже.   Е. Лансере. Петербург начала XVIII века.

Городской пейзаж

  • Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Камиль Писсарро.

Оперный проезд в Париже.

Е. Лансере. Петербург начала XVIII века.

Парковый пейзаж

Парковый пейзаж

  • В парковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, гармонично сочетаются природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой.
Морской пейзаж Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.  Н.Айвазовский. Девятый вал. Морской берег.

Морской пейзаж

  • Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

Н.Айвазовский. Девятый вал.

Морской берег.

Архитектурный пейзаж Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве. Вермер Делфтский. Уличка.

Архитектурный пейзаж

  • Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве.

Вермер Делфтский. Уличка.

Индустриальный пейзаж В этом пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар

Индустриальный пейзаж

  • В этом пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар

Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
  • Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
  • Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Героический пейзаж Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья.   Уильям Тернер. Снежная буря во время перехода Ганнибала.

Героический пейзаж

  • Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья.

Уильям Тернер. Снежная буря во время перехода Ганнибала.

Пейзаж настроения Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения. И. И. Левитан. Владимирка., А. Васильев. Оттепель.

Пейзаж настроения

  • Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

И. И. Левитан. Владимирка., А. Васильев. Оттепель.

Исторический пейзаж

Исторический пейзаж

  • В пейзажном жанре находят свое воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этим событием, Он оживляет в памяти давно минувшее время.
  • Е. Лансере. Петербург начала XVIII века
  • Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве.
Эпический пейзаж Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. И.Шишкин. Рожь.

Эпический пейзаж

  • Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.

И.Шишкин. Рожь.

Романтический пейзаж Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра –мотивы для романтического пейзажа. Н. К. Рерих. Небесный бой   И. К. Айвазовский. Девятый вал.

Романтический пейзаж

  • Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра –мотивы для романтического пейзажа.

Н. К. Рерих. Небесный бой

И. К. Айвазовский. Девятый вал.

Природа – как книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому постепенно открывает ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно, глубоко.

Природа – как книга мудрости.

Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому постепенно открывает ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно, глубоко.

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

  • Что такое пейзаж?
  • Назови виды пейзажа.
  • Рассмотри картины. Какие пейзажи по виду изображения ты можешь назвать?
  • Каких художников- пейзажистов ты знаешь?