Виды речевой деятельности. Виды аудирования и чтения.
ЦЕЛИ
- дать представление о 4 видах речевой деятельности
- объяснить структуру каждого из них
- Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.
- Речь может быть устной, письменной и внутренней.
- В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке: говорение, слушание, чтение, письмо.
- Каждый из четырех видов речевой деятельности включает в себя три части. Прежде всего говорящий или адресат речи должен понять:
- С какой целью он вступает в общение (зачем он это будет слушать, говорить и т.д.).
- Восприятие и понимание заложенной в высказывание информации.
- Это восприятие на основе полученной информации решения, чаще всего сопровождающееся последующим говорением или письмом.
По последним научным данным время, затрачиваемое на четыре вида речевой деятельности человека, распределяется следующим образом: аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 6%, письмо – 9%.
ГОВОРЕНИЕ
Устной речи свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени. Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.
Ситуации использования говорения:
- разговор;
- лекция;
- выступление на собрании;
- пересказ текста учеником и т.д.
СЛУШАНИЕ
Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.
Слушание используется во многих ситуациях:
- студенты или школьники слушают преподавателя;
- друг слушает рассуждения своего друга;
- люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.
ЧТЕНИЕ
Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения. Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы. Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.
Обычно выделяют три вида чтения:
- ознакомительное;
- поисковое;
- изучающее.
ПИСЬМО
Это процесс создания собственного письменного текста. Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного. Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности. Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.
Официально-деловой стиль:
- заявление;
- акт приемки товара.
Публицистический стиль:
- очерк;
- полемическая статья.
Стиль художественной литературы:
Разговорный стиль:
- дружеское письмо;
- записка.
Научный стиль:
- диссертация;
- энциклопедическая статья.
Прослушайте рассказ К.Г. Паустовского и выполните задания
- Почему кот приводил в отчаяние постояльцев?
- он не давал спать своим воем
- он постоянно проказничал и портил вещи
- он обворовывал их каждую ночь
2. Как прозвали кота?
3. Куда подевались черви для рыбалки?
- кот вырыл банку из земли
- расползлись
- их склевали куры
4. Какую кражу кота назвали грабежом средь бела дня?
- кусок мяса из кухни
- десять жирных окуней из погреба
- кусок ливерной колбасы со стола
5. Откуда удалось вытащить кота?
- из чулана
- из норы
- из лаза под домом
6. Кто его поймал?
- бесстрашный и ловкий мальчик Лёнька
- сын хозяина дома
- Рувим
- серый с тёмными полосками, облезлый кот
- тощий, ярко-рыжий беспризорник
7. Как выглядел Ворюга?
8. Как решили перевоспитать кота?
- вздуть его за бандитские проделки
- выдрать
- накормить как следует
9. Как вёл себя довольный кот?
- сел на пороге и мылся
- долго фыркал и тёрся головой об пол
- растянулся у печки и мирно захрапел
10. Какой благородный поступок совершил кот?
- перестал воровать
- переловил мышей в погребе
- прогнал со стола наглых кур
11. Как переименовали кота?
12. Как, по мнению автора, нужно воспитывать?
- строгостью
- добротой
- безразличием
«5» – 14 – 13 баллов
«4» – 12 – 11 баллов
«3» – 10 – 8 баллов
«2» – 7 баллов и ниже
ВИДЫ СЛУШАНИЯ (АУДИРОВАНИЯ)
Аудирование (слушание) — это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Основная цель аудирования (слушания) — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.
СЛУШАНИЕ
- Выборочное
- Ознакомительное
- Детальное
Выборочное аудирование — выделение в речевом потоке необходимой или интересующей информации. Это могут быть конкретные данные (даты, числа, собственные имена, географические названия и т.п.) или же более развёрнутые сведения в виде аргументов, примеров, деталей, оценочных суждений. Ненужная информация при этом игнорируется.
Ознакомительное аудирование — извлечение основной информации текста. Он прослушивается для того, чтобы выделить и закрепить в памяти наиболее важные сведения аудиотекста, определить его тему, основную мысль и отделить существенную информацию от несущественной.
Детальное аудирование — это полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второстепенных фактов, содержащихся в ней. При детальном аудировании предполагается способность слушающего воспроизвести исходный аудиотекст в виде устного пересказа или письменного изложения. При этом передложение содержания может быть подробным или сжатым, полным или выборочным.
Успешному слушанию способствует:
- богатый словарный запас слушающего;
- зрительная наглядность, сопровождающая звучащий текст: схемы, таблицы, картинки, список ключевых слов, план;
- концентрация на говорящем: внимание к его голосу, мимике, жестам, интонации, позе и т.д.;
- некритичное слушание: восприятие сообщения как оно есть до его окончания, без критики, перебивания, спора.
ЧТЕНИЕ
- Изучающее
- Ознакомительное
- Просмотровое
- Поисковое
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
Это детальное чтение , которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующем информации, полученной из текста.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Внимание уделяется только главной информации , второстепенные детали менее значимы. Это чтение без выписок, для удовольствия.
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ
Мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/неинтересное, ценное/ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ
Это чтение, при котором человек ищет определенную информацию в указанном тексте.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Какие выделяют виды речевой деятельности?
- Что характерно для устной речи?
Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.
- Что характерно для письменной речи?
Письменной – продуманность и стилистическое единство.
- Какие виды слушания существуют?
- Какие виды чтения существуют?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Спишите, вставьте буквы, раскрывая скобки, и напишите проверочные слова.
Сыплет осе…ий до(ж/ш)(т/д)ь. (До)листика вым..кли кусты и д..рев..я. Лес пр..тих и (в)дру(г/к) л..сную т..ш..ну нарушает борм..тание тетерева. Певчий дро(ст/зд) (от)кликнулся – пр..св..стел свою песню. З(а/о)тенькала пеноч?ка. И на (о/а)пушке, и (в)глуб..не леса п..слышались птич?и г..л..са. Это прощ..льные песни птиц.