СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа на уроках русского языка.

 

Просмотр содержимого документа
«Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

Статья "Виды словарной работы на уроках русского языка

в начальной школе"

С. А. Горшкова ГБОУ лицей №486, Санкт-Петербург

Формирование орфографических навыков - одна из основных задач преподавания русского языка в начальной школе. Программа каждого класса предполагает обязательное усвоение слов, написание которых нельзя проверить. Чтобы выполнить условие хорошей устной и письменной речи, необходимо познакомить детей как можно с большим колличеством слов родного языка и развить в них умение объединять эти слова в предложения, чтобы они могли правильно и свободно передавать свои мысли. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из самых первостепенных задач, стоящих перед учителем.

Методика организации словарной работы в начальной школе позволяет:

- обогатить словарный запас: учащиеся узнают новые слова или новые знания о словах, найденных в словаре детей;

- совершенствовать словарный запас: проводить словарную работу с целью развития умения выбирать точные слова в речи;

- активизация словарного запаса: развивать у детей навыки свободного использования словарного запаса в рассказах , в беседах.

В настоящее время существует множество видов такой работы на уроках русского языка в начальной школе.

1. Представление слова (загадки, пословицы, поговорки, демонстрация образа с изображением предмета, решение ребуса, шифрование, шарады).

2. Лексическое значение этого слова.

3. Полезно знать…

4. Выполни задание.

Этап 1. Представьте слово

Ребята могут самостоятельно определить новое слово: с помощью решения ребуса; шифрования; с помощью головоломки, отгадывания загадок; демонстрация изображения с изображением изучаемого слова.

Этап 2. Лексическое значение этого слова.

Что отличает это слово от всех остальных. Ведь каждое слово имеет своё собственное звучание и своё собственное значение.

Этап 3. Это полезно знать...

На этом этапе дети изучают загадочные, интересные , захватывающие факты о слове.

Этап 4. Выполнить задание: записать слово; выделить ударение; написать транскрипцию слова; разделить слово на слоги; разделить слово для переноса; выбрать слова с тем же корнем; составить и написать предложение с этим словом, подчеркнуть правописание; составить и написать фразу с этим словом.

В дальнейшем вся работа направлена на отработку написания словарного слова. Можно использовать различные виды работ: творческая работа, в игровой форме, задания на развитие внимания у детей.

При знакомстве со словарными словами в начальной школе необходимо использовать как можно больше наглядного, иллюстративного материала, основанного на зрении, слухе, эмоциях и воображении, т.к. мышление детей начальной школы этого возраста является наглядно-образным.

Работа с головоломками, загадками особенно интересна для учеников младших классов. Слово - отгадка содержит непроверяемое написание. Дети находят и выделяют его после написания отгадок. Текст головоломки может быть показан в виде слайда, ответ даётся в виде изображения. Это особенно важно для детей, поскольку процесс анализа легче визуализировать. Поэтому особенно важна работа с использованием презентаций. Это облегчает запоминание графического представления словарных слов.

Тестирование включает в себя широкий спектр диктантов: предупреждающий, пояснительный, визуальный; выборочный, творческий, по изображению; свободное завершение предложений словарными словами и т. д. Например, игра "вставить букву", "угадать слово", "цепочка слов". Это также помогает проверить орфографическую бдительность.

На этапе закрепления правильного написания словарного запаса информационные технологии помогают нам разнообразить этот процесс.

Самый простой словарный диктант становится намного веселее для детей:

- Отобразить слова с отсутствующей буквой на экране. Слова, с пропущенной буквой появляется на короткое время (буквально несколько секунд), каждый ребёнок читает данные слова про себя, а когда словарные слова исчезают с экрана, учащиеся должны записать эти слова в тетрадь. После записи слов в тетради , на экране снова появляются данные слова с выделенными буквами, которые нужно запомнить. Учитель проводит проверку правописания в классе.

Использование этого вида работы в классе увеличивает скорость чтения, улучшает память, увеличивает читательские способности детей, развивает способность учащихся распознавать все слово.

Картинный словарный диктант.

- Провести данный вид диктанта можно разными способами.

Самый простой вариант: слайд-картинка-слово.

Вариант сложнее: одно изображение, на котором можно найти множество предметов, отмеченных в списке словарными словами.

Слова на картинке могут быть даны по темам: овощи, природа, человек и его профессии и т.п. Этот тип работы развивает внимание, концентрацию, а также способность слушать собеседника (чтобы избежать повторений).

Словарный запас необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный запас, тем богаче язык. Бедность словаря щкольниками препятствует усвоению ими орфографии, возникают трудности с подбором проверочных слов.

Если ребёнок не понимает хотя бы одно слово, то это ведёт к непониманию всего содержания прочитанного материала.

В заключении хочется сказать, что ежедневная, целенаправленная, разнообразная работа над усвоением словарного запаса орфографии приведет к успехам наших учеников.