ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
«Виды упражнений
по совершенствованию
техники чтения
учащихся начальной школы»
Учитель начальных классов:
Каракозян Ю.М.
г. Зерноград
2019
Техника чтения
осознанность
беглость
выразительность
правильность
1. Логические упражнения
Упражнение “Составь новое слово”.
колос
сани
Волга
носки
было
катки
Найди четвертое слово.
- Песня – композитор. - Самолет - ? (конструктор)
-Нож – сталь. - Стул - ? (дерево)
-Утро – ночь. - Зима - ? (лето)
Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил
Назови одним словом:
- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
- шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
- картофель, свёкла, лук, капуста; лошадь, корова, свинья, овца;
- туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна;
- курица, утка, гусь, индейка; зеленый, синий, красный, желтый.
Какое слово лишнее и почему?
- Красивый, синий, красный, желтый;
- минута, время, час, секунда;
- дорога, шоссе, тропинка, путь;
- молоко, сметана, простокваша, мясо;
- Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
- ель, сосна, кедр, осина;
- лук, огурец, морковь, яблоко;
- гриб, ландыш, ромашка, василек.
Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
1. У них одинаковое количество букв;
2 . Они одного рода;
3. Они состоят из двух слогов.
Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог:
- колос, рота, ваза;
- кора, лото, боксер;
- молоко, нерест, тарелка.
Составь новое слово,
взяв у каждого второй слог:
- зима, рама;
- пуговица, молоток, лава;
- укор, бузина, тина;
- поворот, пороша, канава.
2. Игры по составлению слов
Найди слово в слове:
Гроза, шутка, часовщик, газета, поднос, щепка, кустарник, шоколадка, ярмарка.
Подбери пару:
песня
площадь
прилежный
подруга
праздничный
почтальон
полосатый
полотенце
полотняный
подарок
прекрасный
портфель
примерный
практичный
парикмахер
приятный
Закончите предложение:
По утрам у Айболита лечат зубы:
збреы, уызбр, итгир, вдрыы, оыббр.
Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М :
ма ти ма си ра му ло ка до
Найдите животное среди строк:
Насос с осёт р ечную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди куст ов ца рит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
3. Работа с деформированными, неоконченными предложениями, текстами
Восстанови текст:
Да! Стать учёным не легко! (4)
Писать красиво не легко…(1)
Вздохнём сначала глубоко… (2)
За буквой букву вывожу… (3)
- Да! Стать учёным не легко! (4) Писать красиво не легко…(1) Вздохнём сначала глубоко… (2) За буквой букву вывожу… (3)
Работа с текстом:
1) Расположите вопросы по порядку содержания текста.
2) Зачитайте ответ на второй вопрос.
3) Поставьте вопросы ко второму абзацу текста.
4) Перескажите текст (или часть текста) по вопросам.
сок
лещ
машина
игра
ножницы
ручка
Чтение слов:
мышка – мошка – мишка – миска;
куст – стук, сосна – насос, масло – смола, мышка – камыш, марка – рамка, мошкара – ромашка, марш – шрам;
приехал, пришёл, принёс, припев.
Развитие периферического (бокового) зрения
Развитие выразительности чтения.
Упражнения по отработке дикции:
- Читайте шепотом и медленно: чистоговорки.
- Читайте тихо и умеренно:
урма – урта зелка – земка
юдра – едры умву – омво
- Читайте громко и уверенно:
зарь – варь – марь- ларь – фарь – карь – тарь - барь Зверь – дверь – червь
- Чтение слова с разными оттенками интонации.
- Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
- Упражнения дыхания.
- Упражнения для развития голоса.
- Упражнения для дикции.
- Чтение небольших стиховПрочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
- 8. Чтение по ролям, в лицах.
- 9. Использование «памятки»:
- а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
- б) читай четко слова и окончания;
- в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Спасибо за внимание!