Организация начала урока Цель: Психологический настрой на урок, организация рабочее место | Прозвенел звонок. Начинается урок. Быстро вместе в группы сели. Дружно и правильно задания выполнять. Тему новую изучать! - Распределите роли в группе: командир, спикер, секретарь. | Настраиваются на работу Распределение ролей в группе. | Регулятивные: саморегуляция, организация рабочего места |
Актуализация знаний учащихся Цель: Вспомнить и воспроизвести имеющуюся информацию по карте и «ленте времени» 3 «ленты времени» 3 конверта с датами Мотивация к учебной деятельности Цель: Обеспечить мотивацию учащихся и включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия | Наталья Кончаловская написала такие строки: Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной. Пусты русские амбары были каждою весной… - О чем говорится в этом четверостишье? Работа с исторической картой и «лентой времени». - С помощью «ленты времени» перенесемся в прошлое в то время, когда Русь платила дань Золотой орды. - Пред вами «лента времени», где указаны века и основные исторические события. В конвертах даты этих исторических событий. Распределите правильно даты на «ленте времени». - Какое событие вам не известно? С ним вы сегодня познакомитесь. - Проверьте свою работу. (Располагаю правильно даты на доске) - Оцените. Слайд1 -Сколько прошло лет после Куликовской битвы до 1480 года? Прошло 100 лет после Куликовской битвы. На престол взошёл правнук Дмитрия Донского. Это русский московский правитель. Его прозвали Великий и ещё «государем всея Руси». - О ком я говорю? Так называется тема нашего сегодняшнего уроке. Где можно посмотреть? - Почему его называли Великий, «государем всея Руси»? - Какой вклад он внес в развитие Руси за годы правления? «Проблемная ситуация» - Что сегодня на уроке будем изучать? | Предположения учащихся. Об ордынской зависимости Руси. Работа в группах. - Учащие располагают даты на «ленте времени». - Стояние на р. Угре. - Сверяют свою работу с образцом. Оценивают в листах самооценки. - Высказывают предположения по названию темы в учебнике (об Иване Третьем) В содержании учебника. Определяют учебную задачу. - Мы будем изучать деятельность Ивана 3 и его вклад в развитие Руси. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, с достаточной полнотой выражать мысли Предметные: уметь соотносить историческое событие и дату. |
Изучение нового материала Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала Выполнение конкретно-практических заданий Цель: Обеспечить глубокое понимание и усвоение знаний, определить пробелы, внести необходимые коррективы | - Чтобы открылся портрет Ивана 3, прочитайте текст в учебнике, найдите новую информацию и заполните кратко таблицу. Таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» Слайд 2 Рассказ учителя об Иване 3 ( Открывает портрет и несколько слов говорит об Иване 3) Слайд 3 Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался. Работа с картой по условным обозначениям и «лентой времени». - Давайте проследим описываемые события по карте на с. 73. - Почему событие названо «Стояние на р. Угре»? Слайд 4-5 - Что общего у всех событий на ленте времени? …Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет, Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна. Пусть отныне снова вольной будет наша сторона» Каблуком перед послами растоптал он ханский знак: «С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!» Летописцы в толстых книгах записали в этот год: «Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!» | Работа в группах Работают по учебнику, выделяют новую информацию, обсуждают и заполняют таблицу. Выступление спикера группы, дополнение информации другими группами. Оценка работы по образцу в листах самооценки. Ученики слушают рассказ учителя
Ученики работают с картой по условным обозначениям. Проверка и оценка.
Слушают стихотворение.
| Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, карты, «Ленты времени» строить речевое высказывание в устной и письменной форме; отвечать на простые и сложные вопросы учителя Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации • пересказывать текст сжато, устно и письменно; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Работа с текстом: оценка информации • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Регулятивные: сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: сотрудничать в поиске и выборе информации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Предметные: |
| Слайд 6-8 - Уже при Дмитрии Донском Московское княжество процветало и объединило вокруг себя много земель, а при Иване 3 этот процесс продолжился. Москва при Иване Третьем преобразилась. Сравните иллюстрации. - Как выглядела Москва при Иване 3? - Организует работу с текстом учебника на с.76-78 - Какие главные перемены произошли в облике Москвы и России при Иване 3? В каждом абзаце найдите и подчеркните ключевые слова и коротко зафиксируйте на листе. Слайд 9 1.Перестройка Кремля: - новые кирпичные стены и башни; - Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы; - Грановитая палата; - колокольня Ивана Великого. 2. Усилился международный авторитет Руси (иностранные посланцы приезжали в Москву); 3. Расширились торговые связи. 4. На печати Ивана 3 впервые появился двуглавый орел. -Какая главная заслуга Ивана 3? - Почему его называли Великий, «государь всея Руси»? | - Предположения учеников, а затем выводы на основании текста.
Сравнивают иллюстрации. Выступают от группы.
- Находят новую информацию, подчеркивают ключевые слова, выписывают. Делают вывод об изменениях, произошедших в Москве в правление Ивана Третьего. Записывают коротко информацию на листах. Выступление спикеров от группы.
Осуществляют самопроверку с помощью слайда Оценивают свою работу на листе самооценки. Сравнивают результаты своей работы с надписью на слайде. Освобождение Руси от монголо-татарского ига. - При Иване 3 практически завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Страна сделала огромный скачок в своем развитии и поэтому народ дал прозвище «Великий» | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, плана, иллюстраций учебника; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; отвечать на простые и сложные вопросы учителя Регулятивные: сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: сотрудничать в поиске и выборе информации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Предметные: |