В результате освоения программы дети
должны знать:
-что такое семья, имена, отчества, фамилии членов своей семьи и близкого окружения,
-особенности русского гостеприимства,
-название столицы нашей Родины,
-символы Российского государства и родного края,
-название своего населённого пункта, его тип,
-номер своей школы, ФИО директора школы (заведующей д/с), учителей (воспитателей), которые работают в классе, группе,
-исторические события, связанные с родным краем,
-традиционные ремёсла и промыслы родного края,
-российские города - центры развития русской истории,
-города Ярославского края,
-историю обыкновенных вещей и её связь с потребностями эпохи,
-наиболее значительные памятники культуры страны и родного края, имена их создателей,
-значение природы в жизни человека,
-простейшие топографические знаки;
должны уметь:
-описывать герб и флаг России, герб и флаг родного края и города,
-соблюдать правила поведения в семье и окружающем мире,
-составлять родословную своей семьи,
-объяснять взаимосвязи между человеком и природой,
-давать оценку своих поступков и поступков других по отношению к себе, другим людям, природе,
-связно и логично отвечать на поставленные вопросы,
-самостоятельно строить рассказ на основе прочитанной литературы к теме занятия,
-самостоятельно выполнять творческие задания;
должны воспитывать в себе:
-патриотические чувства, такие, как: любовь к матери, родному очагу, родному краю, своей стране,
-коммуникативные качества,
-творчески мыслящую личность.
Содержание программы.
Введение.(1 ч )
Введение в краеведение (2-ой год обучения) Инструктаж по технике безопасности. Начальный контроль ЗУН.
Я - член моей семьи. (4 ч )
Я (значение имени). Дом, в котором я живу. (Повторение адреса проживания. Моя улица.)
Семейный очаг (из истории возникновения дома: жильё первобытных людей, деревенский дом, городской дом, дворец, дача). Мои родители. (Мамина и папина школа (чему я научился в семье)). Во что играли наши бабушки и дедушки
Дорогая сердцу вещь бабушки и дедушки. Семейные праздники. (Осенние и летние именины. «Папа, мама, я – спортивная семья». Лыжная прогулка всей семьёй (зимний день именинника). День весеннего именинника в сосновом бору.) Наш зоопарк. (Домашние любимцы.) Наш ботанический сад. (Комнатные растения.) Повторение по теме.
Я и моя школа (4 ч)
Экскурсия в компьютерный класс. Встреча с бывшим директором школы. Любимый уголок школы.
Безопасная дорога в школу.«Ты, да я, да мы с тобой» (правила поведения в школе, отношение с друзьями, песни о дружбе). Наш кабинет. (Знакомство с планом. Как улучшить наш кабинет.) Повторение по теме.
Я и мой микрорайон. ( 5 час)
Географическое положение микрорайона.
Природа края. (Дикорастущие, декоративные растения. Экскурсия «Водоёмы края. Пруд». Экскурсия «Водоёмы края. Болото»).
Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.)
Социальные объекты микрорайона. (Детская поликлиника. Офис врача общей практики.)
Предприятия микрорайона.
Мой микрорайон во время Великой Отечественной войны.
Встреча с участником ВОв.
Я - житель города Рыбинска. (17 час)
Вводное занятие «Я житель города Рыбинска». Географическое положение города на карте Евразии.
История города. Даты - 1777год. Посещение музея «История города Рыбинска»
Достопримечательности города. (Государственный историко - художественный музей-заповедник.)
Памятник Бурлаку. Памятник Ф.Ф.Ушакову. Улицы города. (Исторические: Стоялая). Природа города. (Река Черёмуха. Городской парк.) Знаменитые земляки. (Ф.Ф.Ушаков, П.И.Батов, Ф.М.Харитонов.) Обобщение по теме.
Повторение по теме.
Я - житель Ярославской области. (18 час)
Я житель Ярославской области. Географическое положение области на карте Евразии. Наши соседи.
Поверхность края (возвышенности, низменности). Полезные ископаемые: глина. Экскурсия на Первомайский фарфоровый завод.
Водоёмы области: реки.
Города области. (Рыбинск - второй по величине город области. «Екатерининские» города. Поездка в город Пошехонье.)
История ярославского края. Нашествие монголо-татар.
Знаменитые земляки. (Александр Невский.)
Обобщение по теме. Игра «А вокруг меня Ярославия».
Повторение по теме.
Моя Родина - Россия. (10 час)
Я - гражданин России. Географическое положение России.
Символика государства. (Герб.)
Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.)
Праздники моей Родины. (9 Мая - День Победы.)
Обобщение по теме.
Повторение по теме.
Туристскими тропами. (8 час)
Я - туристёнок. Техника безопасности туриста.Собери рюкзак в поход.
Лесными тропами. Лесная аптека. Съедобные ягоды. Ядовитые ягоды. Съедобные и несъедобные грибы.
Игры на свежем воздухе. Прогулка в сосновом бору.
Обобщение по теме.
Итоговое занятие. 1 ч
Подведение итогов.
Тематический план второго года обучения
Тема | Всего часов |
Введение | 1 |
Я - член моей семьи | 4 |
Я и моя школа | 4 |
Я и мой микрорайон | 5 |
Я – житель города Рыбинска | 17 |
Я – житель Ярославской области | 18 |
Моя Родина – Россия | 10 |
Туристскими тропами | 8 |
Итоговое занятие | 1 |
Итого | 68 |
| |
Содержание 2 года обучения
Дата | Тема | Формы работы по теме | Методическое и дидактическое обеспечение Демонстрационный и раздаточный материал. | Контроль по теме |
| 1.Введение. Введение в краеведение (2-ой год обучения) Инструктаж по технике безопасности. | Беседа. Беседа. Практическая работа «Дорожные Знаки». Викторина. | Альбомы, фотографии. Иллюстрации Е.Кочетова, дизайн А.Айгинина «Безопасное поведение на природе» (Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром), ООО «Маленький Гений – Пресс» | Викторина. |
| Я - член моей семьи.4ч 1Я (значение имени). Моя улица. Семейный очаг (из истории возникновения дома: жильё первобытных людей, деревенский дом, городской дом, дворец, дача). 2.Мамина и папина школа (чему я научился в семье).Во что играли наши бабушки и дедушки Дорогая сердцу вещь бабушки и дедушки. 3.Семейные праздники. Осенние и летние именины 4.«Папа, мама, я - спортивная семья». | Посещение библиотеки, работа с литературой, выполнение творческой работы «Моё имя». Беседа. Рисование. Изготовление аппликации деревенского дома. Беседа. Работа с литературой. Рисование. Выставка детских работ и работ родителей. Беседа. Изготовление игрушек | Д.И.Латышина «Живая Русь», М., Центр гуманитарного образования,1995 Сценарий «Папа, мама, я - спортивная семья», сост. Громова В.М. | Сочинение. Праздник. Соревнования |
| Я и моя школа 4 ч 1.Экскурсия в компьютерный класс. Любимый уголок школы. 2«Ты, да я, да мы с тобой» (правила поведения в школе, отношение с друзьями, песни о дружбе). 3.Наш кабинет. Знакомство с планом. Как улучшить наш кабинет. 4.Наш «зоопарк».Наш «ботанический сад».Экскурсия в экологический центр | Экскурсия. Работа в группах: «Корректировка правил поведения в школе для себя и товарищей». Работа в группах. Вычерчивание плана класса. Рисование домашних животных. Рассказы по рисункам. Работа с энциклопедией, рисование комнатных растений, рассказ о любимом растении. | Альбом - тетрадь по краеведению. Дорожные знаки. Устав школы. План класса. | Индивидуальная проверка знаний правил поведения обучающихся. Защита проектов. |
| Я и мой микрорайон.5 ч 1.Географическое положение микрорайона . Природа края. Дикорастущие, декоративные растения. 2.Экскурсия «Водоёмы края. Пруд». 3.Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.) 4.Социальные объекты микрорайона. Детская поликлиника.Офис врача общей практики. 5. Предприятия микрорайона. Мой микрорайон во время Великой Отечественной войны. Встреча с участником ВОв. | Работа с картой. Дидактическая игра. Экскурсия. Экскурсия, разговор с работниками. Экскурсия, разговор с работниками. Заочная экскурсия. Встреча с участником ВОв. Игра - викторина «Мой микрорайон». | Карта города Рыбинска. Дидактическая игра «Что, где выросло» | |
| Я - житель города Рыбинска.17ч 1.Вводное занятие «Я житель города Рыбинска». Географическое положение города на карте Евразии.История города. Даты - 1777год. 2.Памятник Бурлаку. Памятник Ф.Ф.Ушакову. Экскурсия в музей Ф Ф.Ушакова 3.Экскурсия в музей Ф Ф.Ушакова 4. Посещение музея «История города Рыбинска» Достопримечательности города 5-6.Экскурсия в государственный историко - художественный музей-заповедник. 7. Природа города.Река Черёмуха. 8 .Природа Рыбинска. 9.Водоёмы. (Рыбинское водохранилище. Карякинский парк.) 10.Улицы города. Улицы, названные в честь знаменитых земляков: Кустова, Суркова, 11.Улицы, названные в честь знаменитых земляков:.Ошанина, Карякинская 12.Улицы города. Улицы, названные в честь знаменитых земляков. Площадь Дерунова. 13.Улицы, названные в честь героев ВОв:, Б.Новикова, Захарова, Б.Рукавицына, братьев Орловых, Вихарева, Тарасова, Смирнова. 14. Городской парк.Знаменитые земляки. П.И.Батов, Ф.М.Харитонов. 15.Центральная городская библиотека 16. Городской драматический театр. 17 ..Обобщение по теме «Я - житель города Рыбинска.» | Беседа, повторение, фронтальный опрос. Работа с картой. Посещение музея. Рассматривание фотографий, открыток, воспоминания о посещениях. Работа с картой, рассказ Экскурсия. Чтение, рассуждения о прочитанном. .Природа Рыбинска. Водоёмы. (Рыбинское водохранилище. Карякинский парк.) . 2.Улицы города. Улицы, названные в честь знаменитых земляков: Кустова, Суркова, Ошанина, Карякинская. Площадь Дерунова. Улицы, названные в честь героев ВОв: Харитонова, Блюхера, Батова, Б.Новикова, Захарова, Б.Рукавицына, братьев Орловых, Вихарева, Тарасова, Смирнова. 4.Центральная городская библиотека Городской драматический театр. 5.Обобщение по теме. | Физическая карта полушарий. «Рыбинск. Документы и материалы по истории города», Яр, 1980г. «Старый Рыбинск. История города в описании современников XIX - XX вв. Открытки, статьи из газеты «Рыбинские известия» План города, контурная карта города. Физическая карта Ярославской области, контурные карты Ярославской области для каждого обучающегося. Рыбинск. Документы и материалы по истории города», Я., 1980г. М.А.Портер «Где эта улица?», «Михайлов посад», «Рыбинское подворье», 1995г. Составители И.И.Сидоров, Б.П.Румянцев «Герои огненных лет», Я., «Верхне-Волжское книжное изд», 1985г. Карта Ярославской области. Дидактическая Фото-игра «Где эта улица, где этот дом» | Игра-викторина «Где эта улица, где этот дом», карта-схема города, фотографии, открытки. |
| Я - житель Ярославской области.18ч Я житель Ярославской области. Географическое положение области на карте Евразии.Наши соседи. 3.Поверхность края (возвышенности, низменности).Полезные ископаемые: глина. 4. История ярославского края. Нашествие монголо-татар. 5.Знаменитые земляки. Александр Невский. 6.Водоёмы области: реки.Города области. 7.Рыбинск - второй по величине город области. 8.Водоёмы области..Рыбинское водохранилище. Флора. 9.Рыбинское водохранилище. Фауна. 10.Дарвинский заповедник 11.«Екатерининские» города. 12.Города области.Старинные города ярославского края (обзор).Ростов Великий. 13.Ярославль - главный город нашей области. 14.Города области. 15.Старинные города ярославского края. 16..Углич 17..Переславль. 18.Ярославский край во время Великой Отечественной войны. | Работа с картой, с контурной картой. Практическая работа. Экскурсия. Работа с картой. Составление шифрограмм. Повторение. Игра-поезд. Беседа. Игра - путешествие. | Физическая карта Ярославской области, контурные карты Ярославской области. Набор «Полезные ископаемые», оборудование для проведения опытов «История Ярославского края», Ярославль,2000г. «Ярославский край», учебное пособие по истории | |
| Моя Родина - Россия.10 ч 1.Я - гражданин России. Географическое положение России. 2.Символика государства.(Герб.) 3.Города России. Обзор. 4.Санкт - Петербург. 5.Рыбинск городок - Петербурга уголок. 6-7.Города - герои. 8.Праздники моей Родины. День Защитника Отечества. 9 декабря - День героя России 9.Праздники моей Родины. 9 Мая - День Победы 10.Обобщение по теме «Моя Родина - Россия.» | Работа по карте, «фотовыставка». Сравнивание, работа по планам-схемам городов. Создание проекта открыток к празднику. Работа с картой. Игра - путешествие. | Карта полушарий. Таблицы, альбом - тетрадь по краеведению. План-схема городов Санкт-Петербурга и Рыбинска,. | Игра - путешествие «Моя Родина Россия». |
| Туристскими тропами.8ч 1.Я - туристёнок. Техника безопасности туриста. 2.Собери рюкзак в поход. 3. Лесными тропами. 4.Лесная аптека. 5. Съедобные ягоды. 6. Ядовитые ягоды. 7-8.Съедобные и несъедобные грибы. | Практическое занятие. Игра «Кто быстрей и правильней». дидактическая игра «Распредели по группам» Игра - эстафета «Собери грибы». | С.Вохринцева «Окружающий мир. Съедобные грибы. Ядовитые грибы» (Дидактический материал) П.Голосов, «Лесной светофор», | Игра-викторина «Что лишнее». |
| Итоговые занятия.1 ч Подведение итогов. Итоговый контроль ЗУН. | Анкетирование «Что особенно запомнилось на занятиях , что не понравилось». | | Викторина. |
Проверка знаний, умений, навыков обучающихся по программе «Моя малая родина» (1-4).
Второй год обучения.
Начальный контроль ЗУН (2год обучения).
1.Напиши своё имя, отчество, фамилию. 3 балла.
2.Запиши свой домашний адрес. 3 балла.
3.Напиши 6 названий растений. 6 баллов.
4.Перечисли 4 названия городов. 4 балла.
5.Столица нашего государства. 1 балл.
6.Название города, в котором живёшь. 1 балл.
7. Главная улица г.Рыбинска. 1 балл.
8. Название улицы, на которой расположена школа. 1 балл.
9.Главный город области. 1 балл.
10.Самые крупные озёра области. 2 балла.
Высокий уровень - 19 - 23 балла.
Выше среднего - 15 – 18 баллов.
Средний - 10 - 14 баллов.
Ниже среднего - 5 - 9 баллов.
Низкий - 0 - 4 балла.
Промежуточный контроль ЗУН (2год обучения).
1.Напиши своё имя и значение своего имени. 3 балла.
2. Напиши 4 названия домашних животных. 4 балла.
3. Выпиши растения, у которых в пищу употребляют листья: капуста, морковь, свёкла, лук, кукуруза, горох, укроп, салат. 4 балла.
4.Узнай растение по описанию и запиши его название: «Растение от 99 болезней. Целитель ран» 1 балл
5.Выбери и подчеркни верный ответ.
С помощью ветра распространяются семена: рябины, одуванчика, лопуха. 1 балл.
6. Соотнеси стрелками название части растения и время его сбора.
Корни.
Кора. Весна.
Почки. Лето.
Цветы. Осень.
Плоды.
Семена. Зима. 6 баллов.
7. Как на Руси называли мастеров, которые делали для детей игрушки? Подчеркни верный ответ.
Мастер «забавных дел».
Мастер «потешных дел».
Мастер «кукольных дел». 1 балл.
8. Как называются большие торги к определённым срокам (праздникам)? 1 балл.
9. Главный герой Богородской игрушки. Подчеркни верный ответ.
заяц медведь лев 1 балл
Высокий уровень- 19 - 22 балла.
Выше среднего - 14-18 баллов.
Средний - 9-13 баллов.
Ниже среднего - 3 -8 баллов.
Низкий - 0 – 3 балла.
Итоговый контроль ЗУН (2год обучения).
1.Запиши свой домашний адрес. 1 балл.
2. Распредели в группы следующие растения: берёза, крапива, роза, гладиолус, горец птичий, лилия, георгин, одуванчик.
Декоративные растения. Дикорастущие растения. 4 балла.
3. Распредели в группы следующие растения: ландыш, бегония, традесканция, кактус, подорожник, липа, пеларгония, шиповник.
Лекарственные растения. Комнатные растения. 4 балла.
4. Запиши названия 4 городов Ярославской области. 4 балла.
5.Подчеркни название столицы России.
Ярославль Рыбинск Москва 1 балл.
6.Подчеркни название главной улицы г.Рыбинска.
Гастелло Крестовая Стоялая 1 балл.
7. Вспомни и запиши 2 правила дорожного движения. 4 балла
Высокий уровень - 16 – 19 баллов.
Выше среднего - 12 -15 баллов.
Средний - 8 - 11 баллов.
Ниже среднего - 4 - 7 баллов.
Низкий - 0 – 3 балла.