СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Венурочная деятельность "Моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате освоения программы дети узнают название столицы нашей Родины,символы Российского государства

Просмотр содержимого документа
«Венурочная деятельность "Моя малая родина"»


В результате освоения программы дети

должны знать:

-что такое семья, имена, отчества, фамилии членов своей семьи и близкого окружения,

-особенности русского гостеприимства,

-название столицы нашей Родины,

-символы Российского государства и родного края,

-название своего населённого пункта, его тип,

-номер своей школы, ФИО директора школы (заведующей д/с), учителей (воспитателей), которые работают в классе, группе,

-исторические события, связанные с родным краем,

-традиционные ремёсла и промыслы родного края,

-российские города - центры развития русской истории,

-города Ярославского края,

-историю обыкновенных вещей и её связь с потребностями эпохи,

-наиболее значительные памятники культуры страны и родного края, имена их создателей,

-значение природы в жизни человека,

-простейшие топографические знаки;

должны уметь:

-описывать герб и флаг России, герб и флаг родного края и города,

-соблюдать правила поведения в семье и окружающем мире,

-составлять родословную своей семьи,

-объяснять взаимосвязи между человеком и природой,

-давать оценку своих поступков и поступков других по отношению к себе, другим людям, природе,

-связно и логично отвечать на поставленные вопросы,

-самостоятельно строить рассказ на основе прочитанной литературы к теме занятия,

-самостоятельно выполнять творческие задания;

должны воспитывать в себе:

-патриотические чувства, такие, как: любовь к матери, родному очагу, родному краю, своей стране,

-коммуникативные качества,

-творчески мыслящую личность.



Содержание программы.

Введение.(1 ч )

Введение в краеведение (2-ой год обучения) Инструктаж по технике безопасности. Начальный контроль ЗУН.

Я - член моей семьи. (4 ч )

Я (значение имени). Дом, в котором я живу. (Повторение адреса проживания. Моя улица.)

Семейный очаг (из истории возникновения дома: жильё первобытных людей, деревенский дом, городской дом, дворец, дача). Мои родители. (Мамина и папина школа (чему я научился в семье)). Во что играли наши бабушки и дедушки

Дорогая сердцу вещь бабушки и дедушки. Семейные праздники. (Осенние и летние именины. «Папа, мама, я – спортивная семья». Лыжная прогулка всей семьёй (зимний день именинника). День весеннего именинника в сосновом бору.) Наш зоопарк. (Домашние любимцы.) Наш ботанический сад. (Комнатные растения.) Повторение по теме.

Я и моя школа (4 ч)

Экскурсия в компьютерный класс. Встреча с бывшим директором школы. Любимый уголок школы.

Безопасная дорога в школу.«Ты, да я, да мы с тобой» (правила поведения в школе, отношение с друзьями, песни о дружбе). Наш кабинет. (Знакомство с планом. Как улучшить наш кабинет.) Повторение по теме.

Я и мой микрорайон. ( 5 час)

Географическое положение микрорайона.

Природа края. (Дикорастущие, декоративные растения. Экскурсия «Водоёмы края. Пруд». Экскурсия «Водоёмы края. Болото»).

Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.)

Социальные объекты микрорайона. (Детская поликлиника. Офис врача общей практики.)

Предприятия микрорайона.

Мой микрорайон во время Великой Отечественной войны.

Встреча с участником ВОв.

Я - житель города Рыбинска. (17 час)

Вводное занятие «Я житель города Рыбинска». Географическое положение города на карте Евразии.

История города. Даты - 1777год. Посещение музея «История города Рыбинска»

Достопримечательности города. (Государственный историко - художественный музей-заповедник.)

Памятник Бурлаку. Памятник Ф.Ф.Ушакову. Улицы города. (Исторические: Стоялая). Природа города. (Река Черёмуха. Городской парк.) Знаменитые земляки. (Ф.Ф.Ушаков, П.И.Батов, Ф.М.Харитонов.) Обобщение по теме.

Повторение по теме.

Я - житель Ярославской области. (18 час)

Я житель Ярославской области. Географическое положение области на карте Евразии. Наши соседи.

Поверхность края (возвышенности, низменности). Полезные ископаемые: глина. Экскурсия на Первомайский фарфоровый завод.

Водоёмы области: реки.

Города области. (Рыбинск - второй по величине город области. «Екатерининские» города. Поездка в город Пошехонье.)

История ярославского края. Нашествие монголо-татар.

Знаменитые земляки. (Александр Невский.)

Обобщение по теме. Игра «А вокруг меня Ярославия».

Повторение по теме.

Моя Родина - Россия. (10 час)

Я - гражданин России. Географическое положение России.

Символика государства. (Герб.)

Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.)

Праздники моей Родины. (9 Мая - День Победы.)

Обобщение по теме.

Повторение по теме.

Туристскими тропами. (8 час)

Я - туристёнок. Техника безопасности туриста.Собери рюкзак в поход.

Лесными тропами. Лесная аптека. Съедобные ягоды. Ядовитые ягоды. Съедобные и несъедобные грибы.

Игры на свежем воздухе. Прогулка в сосновом бору.

Обобщение по теме.

Итоговое занятие. 1 ч

Подведение итогов.




Тематический план второго года обучения


Тема

Всего часов

Введение

1

Я - член моей семьи

4

Я и моя школа

4

Я и мой микрорайон

5

Я – житель города Рыбинска

17

Я – житель Ярославской области

18

Моя Родина – Россия

10

Туристскими тропами

8

Итоговое занятие

1

Итого

68























Содержание 2 года обучения


Дата

Тема

Формы работы по теме

Методическое и дидактическое обеспечение

Демонстрационный и раздаточный материал.

Контроль по теме


1.Введение.

Введение в краеведение (2-ой год обучения)

Инструктаж по технике безопасности.





Беседа.

Беседа.

Практическая работа

«Дорожные Знаки».

Викторина.


Альбомы, фотографии.


Иллюстрации Е.Кочетова, дизайн А.Айгинина «Безопасное поведение на природе» (Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром), ООО «Маленький Гений – Пресс»






Викторина.


Я - член моей семьи.4ч

1Я (значение имени). Моя улица.

Семейный очаг (из истории возникновения дома: жильё первобытных людей, деревенский дом, городской дом, дворец, дача).

2.Мамина и папина школа (чему я научился в семье).Во что играли наши бабушки и дедушки

Дорогая сердцу вещь бабушки и дедушки.

3.Семейные праздники.

Осенние и летние именины

4.«Папа, мама, я - спортивная семья».




Посещение библиотеки, работа с литературой, выполнение творческой работы «Моё имя».


Беседа.

Рисование.

Изготовление аппликации деревенского дома.

Беседа. Работа с литературой. Рисование. Выставка детских работ и работ родителей.

Беседа. Изготовление игрушек



Д.И.Латышина «Живая Русь», М., Центр гуманитарного образования,1995



Сценарий «Папа, мама, я - спортивная семья», сост. Громова В.М.







Сочинение.



Праздник.






Соревнования










Я и моя школа 4 ч

1.Экскурсия в компьютерный класс.

Любимый уголок школы.


2«Ты, да я, да мы с тобой»

(правила поведения в школе, отношение с друзьями, песни о дружбе).

3.Наш кабинет. Знакомство с планом.

Как улучшить наш кабинет.


4.Наш «зоопарк».Наш «ботанический сад».Экскурсия в экологический центр



Экскурсия.

Работа в группах: «Корректировка правил поведения в школе для себя и товарищей».

Работа в группах.

Вычерчивание плана класса.

Рисование домашних животных. Рассказы по рисункам.

Работа с энциклопедией, рисование комнатных растений, рассказ о любимом растении.





Альбом - тетрадь по краеведению.

Дорожные знаки.


Устав школы.





План класса.


Индивидуальная проверка знаний правил поведения обучающихся.






Защита проектов.



Я и мой микрорайон.5 ч

1.Географическое положение микрорайона .

Природа края.

Дикорастущие, декоративные растения.


2.Экскурсия «Водоёмы края. Пруд».

3.Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.)


4.Социальные объекты микрорайона.

Детская поликлиника.Офис врача общей практики.

5. Предприятия микрорайона.

Мой микрорайон во время Великой Отечественной войны.

Встреча с участником ВОв.




Работа с картой.

Дидактическая игра.

Экскурсия.


Экскурсия, разговор с работниками.

Экскурсия, разговор с работниками.

Заочная экскурсия.

Встреча с участником ВОв.

Игра - викторина «Мой микрорайон».


Карта города Рыбинска.


Дидактическая игра «Что, где выросло»














Я - житель города Рыбинска.17ч

1.Вводное занятие «Я житель города Рыбинска».

Географическое положение города на карте Евразии.История города. Даты - 1777год.

2.Памятник Бурлаку.

Памятник Ф.Ф.Ушакову. Экскурсия в музей Ф Ф.Ушакова

3.Экскурсия в музей Ф Ф.Ушакова



4. Посещение музея «История города Рыбинска»

Достопримечательности города

5-6.Экскурсия в государственный историко - художественный музей-заповедник.

7. Природа города.Река Черёмуха.

8 .Природа Рыбинска.

9.Водоёмы. (Рыбинское водохранилище.

Карякинский парк.)

10.Улицы города. Улицы, названные в честь знаменитых земляков: Кустова, Суркова,

11.Улицы, названные в честь знаменитых земляков:.Ошанина, Карякинская


12.Улицы города. Улицы, названные в честь знаменитых земляков. Площадь Дерунова.

13.Улицы, названные в честь героев ВОв:, Б.Новикова, Захарова, Б.Рукавицына, братьев Орловых, Вихарева, Тарасова, Смирнова.


14. Городской парк.Знаменитые земляки.

П.И.Батов, Ф.М.Харитонов.



15.Центральная городская библиотека


16. Городской драматический театр.

17 ..Обобщение по теме «Я - житель города Рыбинска.»






Беседа, повторение, фронтальный опрос.

Работа с картой.

Посещение музея.

Рассматривание фотографий, открыток, воспоминания о посещениях.

Работа с картой, рассказ

Экскурсия.

Чтение, рассуждения о прочитанном.


.Природа Рыбинска.

Водоёмы. (Рыбинское водохранилище.

Карякинский парк.)


.






2.Улицы города. Улицы, названные в честь знаменитых земляков: Кустова, Суркова, Ошанина, Карякинская. Площадь Дерунова.

Улицы, названные в честь героев ВОв: Харитонова, Блюхера, Батова, Б.Новикова, Захарова, Б.Рукавицына, братьев Орловых, Вихарева, Тарасова, Смирнова.


4.Центральная городская библиотека

Городской драматический театр.

5.Обобщение по теме.


Физическая карта полушарий.

«Рыбинск. Документы и материалы по истории города», Яр, 1980г.

«Старый Рыбинск. История города в описании современников XIX - XX вв.

Открытки, статьи из газеты «Рыбинские известия»

План города, контурная карта города.

Физическая карта Ярославской области, контурные карты Ярославской области для каждого обучающегося.

Рыбинск. Документы и материалы по истории города», Я., 1980г.

М.А.Портер «Где эта улица?», «Михайлов посад», «Рыбинское подворье», 1995г.

Составители И.И.Сидоров, Б.П.Румянцев «Герои огненных лет», Я., «Верхне-Волжское книжное изд», 1985г.


Карта Ярославской области.



Дидактическая Фото-игра «Где эта улица, где этот дом»















Игра-викторина «Где эта улица, где этот дом», карта-схема города, фотографии, открытки.




Я - житель Ярославской области.18ч

    1. Я житель Ярославской области.

Географическое положение области на карте Евразии.Наши соседи.


3.Поверхность края (возвышенности, низменности).Полезные ископаемые: глина.


4. История ярославского края. Нашествие монголо-татар.

5.Знаменитые земляки. Александр Невский.


6.Водоёмы области: реки.Города области.

7.Рыбинск - второй по величине город области.

8.Водоёмы области..Рыбинское водохранилище. Флора.

9.Рыбинское водохранилище. Фауна.

10.Дарвинский заповедник

11.«Екатерининские» города.

12.Города области.Старинные города ярославского края (обзор).Ростов Великий.

13.Ярославль - главный город нашей области.

14.Города области.


15.Старинные города ярославского края.


16..Углич

17..Переславль.


18.Ярославский край во время Великой Отечественной войны.







Работа с картой, с контурной картой.

Практическая работа.


Экскурсия.

Работа с картой. Составление шифрограмм.

Повторение. Игра-поезд.

Беседа.

Игра - путешествие.


Физическая карта Ярославской области, контурные карты Ярославской области.

Набор «Полезные ископаемые», оборудование для проведения опытов

«История Ярославского края», Ярославль,2000г.

«Ярославский край», учебное пособие по истории


















Моя Родина - Россия.10 ч

1.Я - гражданин России.

Географическое положение России.

2.Символика государства.(Герб.)

3.Города России. Обзор.

4.Санкт - Петербург.

5.Рыбинск городок - Петербурга уголок.

6-7.Города - герои.

8.Праздники моей Родины. День Защитника Отечества. 9 декабря - День героя России

9.Праздники моей Родины. 9 Мая - День Победы

10.Обобщение по теме «Моя Родина - Россия.»








Работа по карте, «фотовыставка».

Сравнивание, работа по планам-схемам городов.

Создание проекта открыток к празднику.

Работа с картой.

Игра - путешествие.


Карта полушарий.

Таблицы, альбом - тетрадь по краеведению.

План-схема городов Санкт-Петербурга и Рыбинска,.





Игра - путешествие «Моя Родина Россия».






Туристскими тропами.8ч

1.Я - туристёнок.

Техника безопасности туриста.

2.Собери рюкзак в поход.

3. Лесными тропами.

4.Лесная аптека.

5. Съедобные ягоды.

6. Ядовитые ягоды.

7-8.Съедобные и несъедобные грибы.



Практическое занятие.

Игра «Кто быстрей и правильней».

дидактическая игра «Распредели по группам»

Игра - эстафета «Собери грибы».

С.Вохринцева «Окружающий мир. Съедобные грибы. Ядовитые грибы» (Дидактический материал) П.Голосов, «Лесной светофор»,






Игра-викторина «Что лишнее».





Итоговые занятия.1 ч

Подведение итогов.

Итоговый контроль ЗУН.

Анкетирование «Что особенно запомнилось на занятиях , что не понравилось».


Викторина.




















Проверка знаний, умений, навыков обучающихся по программе «Моя малая родина» (1-4).



Второй год обучения.

Начальный контроль ЗУН (2год обучения).

1.Напиши своё имя, отчество, фамилию. 3 балла.

2.Запиши свой домашний адрес. 3 балла.

3.Напиши 6 названий растений. 6 баллов.

4.Перечисли 4 названия городов. 4 балла.

5.Столица нашего государства. 1 балл.

6.Название города, в котором живёшь. 1 балл.

7. Главная улица г.Рыбинска. 1 балл.

8. Название улицы, на которой расположена школа. 1 балл.

9.Главный город области. 1 балл.

10.Самые крупные озёра области. 2 балла.


Высокий уровень - 19 - 23 балла.

Выше среднего - 15 – 18 баллов.

Средний - 10 - 14 баллов.

Ниже среднего - 5 - 9 баллов.

Низкий - 0 - 4 балла.


Промежуточный контроль ЗУН (2год обучения).

1.Напиши своё имя и значение своего имени. 3 балла.


2. Напиши 4 названия домашних животных. 4 балла.


3. Выпиши растения, у которых в пищу употребляют листья: капуста, морковь, свёкла, лук, кукуруза, горох, укроп, салат. 4 балла.


4.Узнай растение по описанию и запиши его название: «Растение от 99 болезней. Целитель ран» 1 балл

5.Выбери и подчеркни верный ответ.

С помощью ветра распространяются семена: рябины, одуванчика, лопуха. 1 балл.


6. Соотнеси стрелками название части растения и время его сбора.

Корни.

Кора. Весна.

Почки. Лето.

Цветы. Осень.

Плоды.

Семена. Зима. 6 баллов.

7. Как на Руси называли мастеров, которые делали для детей игрушки? Подчеркни верный ответ.

Мастер «забавных дел».

Мастер «потешных дел».

Мастер «кукольных дел». 1 балл.

8. Как называются большие торги к определённым срокам (праздникам)? 1 балл.


9. Главный герой Богородской игрушки. Подчеркни верный ответ.

заяц медведь лев 1 балл



Высокий уровень- 19 - 22 балла.

Выше среднего - 14-18 баллов.

Средний - 9-13 баллов.

Ниже среднего - 3 -8 баллов.

Низкий - 0 – 3 балла.


Итоговый контроль ЗУН (2год обучения).

1.Запиши свой домашний адрес. 1 балл.




2. Распредели в группы следующие растения: берёза, крапива, роза, гладиолус, горец птичий, лилия, георгин, одуванчик.

Декоративные растения. Дикорастущие растения. 4 балла.






3. Распредели в группы следующие растения: ландыш, бегония, традесканция, кактус, подорожник, липа, пеларгония, шиповник.

Лекарственные растения. Комнатные растения. 4 балла.






4. Запиши названия 4 городов Ярославской области. 4 балла.



5.Подчеркни название столицы России.

Ярославль Рыбинск Москва 1 балл.

6.Подчеркни название главной улицы г.Рыбинска.

Гастелло Крестовая Стоялая 1 балл.

7. Вспомни и запиши 2 правила дорожного движения. 4 балла




Высокий уровень - 16 – 19 баллов.

Выше среднего - 12 -15 баллов.

Средний - 8 - 11 баллов.

Ниже среднего - 4 - 7 баллов.

Низкий - 0 – 3 балла.