СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Весёлый урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием занимательных материалов. Все дети активно включаются в урок и с интересом участвуют в его проведении.

Просмотр содержимого документа
«Весёлый урок русского языка»

Весёлые уроки русского языка Ведущий: Все знают, что урок русского языка – дело серьёзное. И многие из вас огорчаются, увидев много ошибок в тетради. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения. Как известно: слова состоят из звуков, а звуки на письме обозначаются значками – буквами. А что может случиться, если перепутать буквы в словах, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение А.Шабаева «Грустные вести».

Пришло письмишко мне гляжу, -

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…»

Читаю дальше: «Здесь лиса. Красивый дивный прут».

И что такое он плетёт, не разберусь, хоть тресни:

«Когда отрят идёт в похот, я запиваю песни»

«На днях в лису я грусть нашёл и очень был доволен»…

Нет! Нет! Не шутит он. Боюсь:

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить: заставить правила учить.

( выделенные предложения написать на доске)

Ведущий: какие правила не знает мальчик? Помогите ему исправить ошибки.( за каждую исправленную ошибку - 1 балл команде )



ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ с командами и жюри.

1 команда «ГЛАСНЫЕ», 2 команда «СОГЛАСНЫЕ», 3 команда «ЗНАКИ Ъ и Ь»,

4 команда «СЛОВО» ( каждая команда о себе рассказывает)



Выступление команд:

1. Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

2 . А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть. Но не хочется им петь.

1. Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт. Звук получается… ( гласный )

2. Воздух рвёт преграды, шум получается.

Голоса нет совсем, но звук прорывается.

Как называется звук такой? Это … ( согласный глухой )

4. Дружат гласные с согласной, образуют вместе слог.

«МА» и «ША» ( запомни: МАША ), к нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом – получаются слова.

«ТЫ» и «КВА» , а вместе – «ТЫКВА»

«СО» и «ВА» - читай «СОВА».

Сколько в слове гласных – столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

3. Мягкий знак и твёрдый знак разговаривают так:

- Сколько я пирожных съем ?

Мягкий знак ответит: «Семь!»

Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак.

Он не произносится, но в слово часто просится.

Почему у дома УГОЛ превратился сразу в УГОЛЬ?

Без пожара, просто так. Это сделал мягкий знак.

Молчаливый твёрдый знак не произносится никак.

Но нужен многим он словам, его учить придётся нам.

Хотите, не хотите – стоит он в алфавите.



1 конкурс. К нам на праздник прислали телеграмму, но в ней перепутаны слоги. Поменяйте слоги местами и прочитайте текст.

РЕБЯ ДОРО ЗДРАВ ГИЕ ТА ПО ЛЯЕМ ВАС С ПРАЗД КА РУС

ЯЗЫ СКОГО НИКОМ !

( Дорогие ребята! Поздравляем вас с праздником русского языка.)



2 конкурс. А) Убери цветок и найди название овоща: ОГРУОМРАЕШЦКА.

Б) Найди деревья : ТОБПЕРОЁЛЗАЬ.

В) Найди два фрукта: ЯБГЛРОУШКАО.



Ведущий: Все знают, что уроки русского языка – дело серьёзное. Однако и в такой серьёзной дисциплине есть повод для шуток. В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно – звучащих, но разных по значению слов. Называется это – каламбуром ( в переводе с французского « игра слов» ). Игры со словами могут быть разными. Вот известная многим игра со словом «победа»:

- В какой гостинице вы жили? ( ПОБЕДА )

- Чего вы ждали? ( ОБЕДА )

- Случилось что? ( БЕДА )

- Пропала что? ( ЕДА )

- Вы кричали? (ДА )

- А что кричали? ( А…А …А )



Сценка «УДАРЕНИЕ» ( комната, девочка Таня ходит по комнате и держится за голову)

Таня: Очень болит голова, а так хочется пойти в школу. Надоело болеть. Нужно лекарство принять. ( берёт бутылочку с лекарством и читает) «Принимать 3 раза в день по 1 столовой ложке. После приёма – пищи. ( Таня принимает лекарство и начинает пищать: пи-пи-пи…)

Брат: Что случилось, Таня? Почему ты пищишь?

Таня: Я лекарство приняла. И там написано… ( читает )

Брат: Таня, ты неверно прочитала. Принимать надо … после приёма пищи! ( то есть после еды )

Таня: Ой! И правда. Учительница в школе нам говорила, что от постановки ударения меняется смысл слова.



Ведущий: В русском языке таких слов, похожих как две капли воды немало. Слушаем стихи и постараемся их закончить.

В дом войти никто не мог - на двери висел … ( замок )

Я песок руками рою. Королевский … ( замок ) строю.

Из стенки… ( гвоздики ) торчат, повешу – ка на них плакат.

А на день рождения Вике в подарок я несу … ( гвоздики )

( Белки ) прыгают по веткам, принесли орешки деткам.

Ты печенье испеки: взбей яичные … ( белки )



3 конкурс. Загадки для зрителей.

А) Грамоты не знаю, а весь век – пишу. ( перо )

Б) Чёрный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом поведёт, там заметку кладёт. (карандаш)

В) Белый зайчик прыгает по чёрному полю. ( мел и доска )

Г) Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. ( книга )

Д) Пять чуланов, а одна дверь. ( перчатка )

Е) Новая посудина, да вся в дырках. ( сито )

Ж) Одну меня не едят, а без меня редко едят. ( соль )

И) Висит сито, не руками свито. ( паутина )

К) В лесу родился, а дома хозяйничает. ( веник )

Л) Не для рыб, а сети расставляет. ( паук )



4 конкурс. Проверим знание алфавита. ( каждая команда получает карточку со словами, которые нужно расставить в алфавитном порядке )

УХО, ЗОНТ, ЧАСЫ, КОТ, ПЕНАЛ, ГОРОД, ЕЛЬ, ЯКОРЬ, СТУЛ, АЙВА, ОКНО, ЩУКА, КОРОВА, ХЛЕБ, ЭКРАН

( айва, город, ель, зонт, корова, кот, окно, пенал, стул, ухо, хлеб, часы, щука, экран, якорь )



5 конкурс. Отгадай знаки препинания.

1. На крохотное ушко похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляйся дальше в путь.

Выйдет на дорожку – всем подставит ножку. ( запятая )

2. Ляжет палочкой на строчку –

Проходите по мосточку. ( тире )



3. Оно глазастое. Ходит, знаками хвастая.

Так и хочется ему разъяснить нам что к чему. ( двоеточие )

4. Стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком.

Какими – то далёкими туманными намёками. ( многоточие )

5. Всегда подслушать норовят то, что другие говорят. ( кавычки )

6. Словам раскрывают объятья:

- Ждём в гости вас, милые братья! ( скобки )



Ведущий: А вот известная всем фраза. Поставьте, где надо запятую.

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. ( на доске написать )



6 конкурс. Отгадай имя. (вписать в пустые клетки первые буквы слов – картинок. Получишь по вертикали имя мальчика – известного героя произведения Л.Толстого )



Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.