Викторина по физике и информатике по теме "Физические и информационные величины". 7-й класс
Данную викторину целесообразно проводить в конце декабря, после изучения семиклассниками тем по физике «Физические величины и их измерение», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел» и информатике «Информация. Единицы измерения. Количество информации», «Представление текстовой и графической информации в памяти компьютера», «Определение объема сообщения».
Цели занятия:
обобщение и закрепление знаний по физике и информатике;
развитие умственной деятельности, познавательного интереса к изучаемым предметам, творческих способностей и интересов учащихся, их умения работать в группе;
воспитание убеждённости в практической значимости знаний, полученных на уроках физики и информатики.
Оборудование: компьютеры (5 шт. – для учащихся, 1 шт. – для учителя), проекционный экран, мультимедиа – проектор.
Время проведения занятия: 45 мин.
Перед проведением викторины класс необходимо разделить на 5 команд, каждая команда выбирает своего капитана.
Описание викторины
I. Краткое ознакомление с ходом занятия. Правила поведения для игроков команд (2 мин.)
II. Конкурс капитанов (2 мин.)
Задание конкурса (слайды презентации 1,
Капитаны команд в письменном виде дают ответы на задаваемые им вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 7 баллов.
Вопросы конкурса:
Буквенное обозначение веса тела?
Единица измерения массы тела в СИ?
Минимальная единица измерения информации?
Формула закона Гука?
Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10x10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Изображение на экране монитора формируется из…….
Количество символов в алфавите, называется его…….
III. Конкурс «Физическая разминка» (6 мин.)
Задание конкурса (слайды презентации 2
Командам необходимо дать устно правильные ответы на задаваемые им вопросы. Игроки команды, знающие ответ, поднимают руку. В случае если команда даёт неправильный ответ, заслушиваются мнения других команд. Право выбора следующего вопроса и последующего ответа на него предоставляется команде, сформулировавшей верный ответ на данный вопрос. Максимальное количество баллов за конкурс – 15 баллов.
Вопрос №1 (1 балл)
Благодаря чему происходит распространение запаха (слайд 2)?
Вопрос №2 (2 балла)
Что изображено на рисунке (слайд 3)?
Вопрос №3 (3 балла)
С какой целью между рельсами делают зазоры (слайд 4)?
Вопрос №4 (4 балла)
Груз какой массы следует подвесить к динамометру, чтобы его показания были равны верхнему пределу измерения (слайд 5)?
Вопрос №5 (5 баллов)
Какую скорость (выраженную в единицах СИ) показывает спидометр автомобиля (слайд 6)?
IV. Конкурс «Физические приборы» (7 мин.)
Задание конкурса
Команды получают листы с заданием конкурса и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов
Пример задания
Задача 1 (4 балла)
 Рис.1 | Заполните пропуски: Этот прибор (Рис 1.) называется____________________ . Он служит для измерения__________________________. Цена деления шкалы прибора равна_________________ . Значение физической величины, измеряемой данным прибором равно________________. |
Задача 2 (2 балла)
Какой объем видеопамяти необходим для хранения изображения (Рис.1), если его размер 311x499 пикселей, а битовая глубина равна 24? Ответ округлите до целых Кб.
V. Конкурс шифровальщиков (4 мин.)
Задание конкурса
Команды получают листы с заданием конкурса и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла.
Пример задания
Переведите текст и измерьте объем полученной информации (объем выразите в байтах и битах).
Crjhjcnm – dtrnjhyfz dtkbxbyf/
VI. Конкурс «Решение экспериментальных задач» (15 мин.)
Задание конкурса
Команды получают листы с заданием конкурса (необходимо решить 5 задач разного уровня сложности) и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 15 баллов.
Пример задания №1 (на 1 балл)
Определите диаметр одного шарика (Рис. 2)

Рис. 2
VII. Конкурс «Занимательная графика» (6 мин.)
Задание конкурса выполняют 1-2 игрока от каждой команды на компьютерах в графическом редакторе Paint. Полученный объект необходимо закрасить в цвет, соответствующий коду в цветовой модели RGB. Максимальное количество баллов за конкурс – 4 балла.
Пример задания | Пример выполненного задания |
 Рис. 3 |  Рис. 4 |
Остальные игроки выполняют задания заключительного конкурса «Единицы измерения».
VIII. Конкурс «Единицы измерения» (6 мин.)
Задание конкурса
Команды получают листы с заданием конкурса и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 8 баллов.
Пример задания
Представьте значения данных физических величин в единицах СИ, информационных – в б льших единицах, округлённых до сотых:
200г =
72км/ч =
0,9г/см3=
250мл =
58см =
12582912 бит =
960000 байт =
233 бит =
IX. Подведение итогов викторины (3 мин.)
После проведения каждого конкурса его результаты заносят в таблицу в конце викторины остается только подсчитать суммарное количество баллов, полученное командами.
Команды, принимавшие участие в викторине, получают сертификаты, команда-победитель – диплом. Учащиеся, отличившиеся глубокими знаниями в отдельных конкурсах, награждаются памятными призами.