СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Е Й С К И Й М Е Д И Ц И Н С К И Й К О Л Л Е Д Ж» министерства здравоохранения Краснодарского края (ГБПОУ «Ейский медицинский колледж») |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого внеаудиторного мероприятия
студенческой викторины
Тема: «Познавая себя, познаешь других»
учебная дисциплина
ОП.02 Психология
специальность 31.02.01 Лечебное дело
Разработчик: Демина А.В.
преподаватель
2 024
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол от «___» ____2024 года № __ Председатель ЦК_______Е.Н. Медведева
| СОГЛАСОВАНО Методист по научно- исследовательской работе ________ И.Н. Гришко «__»__________ 2024 г. |
Разработчик:
Демина Анна Владимировна, преподаватель
психологии ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»
Рецензент:
Гришко Ирина Николаевна, методист по научно - исследовательской работе ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные викторины, интеллектуальные и интерактивные игры. Они вызывают интерес и активность обучающихся, давая им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, а также способствуют более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала с тем, чтобы не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, поскольку стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать новое.
Викторина «Познавая себя, познаешь других» представляет собой обучающую игру, в которой ярко выражено направление на выявление и приобретение знаний по психологии, а также является стимулом к расширению и закреплению знаний по данной дисциплине. Викторина носит познавательный характер, где каждый студент может показать свои знания, а в ходе участия – получить новые. Увлекательный способ подачи и проверки знаний, который проходит в виде соревнования, помогает в развлекательной форме упорядочить знания, пробудить интерес к познавательной деятельности, расширить кругозор.
Положительное влияние на личность обучающихся оказывает и групповая деятельность. В отличие от других видов внеаудиторной работы ключевой особенностью викторины является ориентация на коллективную работу и способность выделять различные аспекты взаимодействия в группе: как соревновательные, так и объединяющие.
В процессе подготовки викторины студенты осознают сущность и социальную значимость своей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес; пытаются самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, организовать собственную деятельность, выполняя тренировочные и творческие задания, а также оценить их эффективность и качество. Викторина помогает студентам применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины и ее участников, подборе ведущих, а также в эмоциональном настрое студентов, который необходим, чтобы мероприятие прошло весело, интересно и дало положительный эмоциональный отклик.
Методическая разработка включает в себя: пояснительную записку, Положение о проведении викторины, задания для студентов, эталоны ответов к заданиям, критерии оценивания, оценочные листы жюри, бланки ответов студентов, протокол, рецензию.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении студенческой викторины по учебной дисциплине
ОП.02 Психология
«Познавая себя, познаешь других»
«Познай самого себя и познаешь весь мир»
Сократ
1. Общие положения
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения студенческой викторины, его организационно-методическое обеспечение, порядок участия в викторине и определения победителей.
Настоящее положение разработано согласно индивидуальному плану работы преподавателя на 2024 -2025 учебный год.
2. Цели и задачи викторины:
2.1. Цели:
учебные:
углубить и расширить знания обучающихся по разделам Введение в предмет и Психологическая оценка личности учебной дисциплины «Психология»;
закрепить основные понятия и термины по данным разделам.
развивающие - создание условий для:
развития у обучающихся логического мышления;
раскрытия творческих способностей у обучающихся;
развития положительных эмоций;
расширения кругозора обучающихся.
воспитательные - создание условий для:
воспитания чувства ответственности, внимательности, аккуратности, самостоятельности;
воспитания любви к будущей профессии, готовности к оказанию помощи;
развития эстетического вкуса.
2.2. Реализуемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ЛР10. Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике.
3. Образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, игровые.
4. Методы и приемы обучения: мозговой штурм, круглый стол, интерактивный урок.
5. Дата проведения: 25.10.2024 г.
6. Продолжительность: 50 минут.
7. Место и время проведения: аудитория 34, 15.10.
8. Участники: обучающиеся специальности 31.02.01 Лечебное дело 431 и 432 группы.
9. Оснащение:
компьютер, проектор
электронная презентация
дидактический материал
10. Подготовка к викторине:
10.1. Обучающимся:
Повторить:
Историю развития психологии.
Термины и понятия.
Основные направления психологии и ее деятелей.
Темперамент и акцентуации характера.
10.2. Подготовить электронную презентацию.
10.3. Подобрать членов жюри и участников викторины.
10.4. Порядок организации и проведения викторины.
10.5. Общее руководство по организации и проведению студенческой викторины осуществляет преподаватель учебной дисциплины ОП.02 Психология.
10.6. Преподаватель оказывает консультативную и методическую помощь.
10.7. Преподаватель подбирает членов жюри. Членами жюри являются преподаватели цикловой комиссии общепрофессиональных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
10.8. Члены жюри проверяют задания по ключам, считают баллы, сообщают итоги.
10.9. Преподаватель:
определяет критерии оценки заданий;
анализирует и обобщает итоги.
Карта межпредметных связей
Дисциплина, ПМ | Тема |
Обеспечивающие | |
Учебная дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» | Терминология
|
Обеспечиваемые | |
Учебная дисциплина «Гигиена и экология человека» | Компоненты здорового образа жизни человека и пути их формирования |
Внутрипредметные связи | |
Учебная дисциплина «Психология»
| Раздел 1. Введение в предмет Раздел 2. Психологическая оценка личности |
Хронологическая карта викторины
«Познавая себя, познаешь других»
№ п/п | Вид деятельности | Время (мин) |
1. | Организационный момент. Вступительное слово – сообщение темы, целей и плана викторины, представление участников и членов жюри (преподаватель) |
3 мин |
2. | Жеребьевка | 1 мин |
3. | Первый этап – представление команд | 6 мин |
4. | Второй этап - Блиц-турнир “Эрудит” | 10 мин |
5. | Третий этап – конкурс “Психология в ребусах” | 5 мин |
6. | Четвертый этап – конкурс “Знатоки психологии” | 6 мин |
7. | Пятый этап – конкурс “Психология в литературе” | 6 мин |
8. | Шестой этап – конкурс “ПСИХОЛОГиЯ” | 7 мин |
9. | Подведение итоговых результатов. Награждение победителей (вручение грамот и дипломов). Заключительное слово преподавателя. |
6 мин |
10. | Всего | 50 мин |
План проведения
В викторине принимают участие студенты четвертого курса специальности 31.02.01 Лечебное дело, 431 и 432 групп.
Для оценки этапов викторины выбирается компетентное жюри из числа преподавателей колледжа. Каждому члену жюри готовятся оценочные листы, условия викторины, ответы на конкурсные этапы.
Этапы викторины оцениваются по установленной шкале баллов, дополнительные баллы назначаются за правильные исправления, дополнения, пояснения, оригинальные ответы.
Викторина проводится в пять этапов:
Первый этап викторины – представление команд.
В представлении команда представляет эмблему, название команды и девиз.
Максимальное количество баллов 5 (по каждой номинации):
- название;
- эмблема;
- девиз.
Каждой из команд дается по 3 минуты.
Второй этап викторины – блиц-турнир «Эрудит» (приложение 1)
Принимают участие все члены команды. Каждый правильный и полный ответ оценивается в 1 балл, дополнения и исправления соперников по 1 баллу.
Время на совещание – не более 0,5 мин.
Третий этап викторины - конкурс «Психология в ребусах» (приложение 2)
Принимают участие все члены команды. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, исправления соперников по 1 баллу.
Время на совещание – не более 0,5 мин.
Четвертый этап викторины – конкурс «Знатоки психологии» (приложение 3)
Принимают участие все члены команды. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, дополнения и исправления соперников по 1 баллу.
Время на совещание – не более 1 мин.
Пятый этап викторины – конкурс «Психология в литературе» (приложение 4)
Принимают участие все члены команды. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, дополнения и исправления соперников по 1 баллу.
Время на совещание – не более 1 мин.
Шестой этап викторины – конкурс «ПСИХОЛОГиЯ» (Приложение 5)
Принимают участие все члены команды. Правильный ответ оценивается в 3 балла, дополнения и исправления соперников по 1 баллу.
Время на совещание – не более 1 мин.
Протоколы с аргументацией оценок сдаются председателю жюри после выполнения каждого этапа конкурса.
5. Жюри конкурса.
Осуществляет объективную оценку выполнения конкурсных заданий викторины в соответствии с утвержденными эталонами.
Определяет победителей.
Оформляет протоколы (приложение 6).
Порядок награждения победителей.
По окончании выступления всех участников жюри подсчитывает количество набранных командами баллов. Члены жюри объявляют призовые места, высказывают свое мнение, пожелания, награждают команды дипломами и грамотами.
Ход проведения викторины
1 ТУР
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
Добрый день, уважаемые гости и участники нашей викторины! Мы рады приветствовать Вас на викторине по психологии «Познавая себя, познаешь других» среди студентов четвертого курса специальности 31.02.01 Лечебное дело.
И сегодня мы узнаем, кто является лучшим знатоком в области психологии!
Встречайте наших участников:
Команда № 1___________________ капитан команды – ...
Команда № 2______________________ капитан команды – ...
Разрешите представить наше объективное жюри:
Председатель жюри:
Члены жюри:
А сейчас, я попрошу капитанов команд подойти ко мне для проведения жеребьевки.
Итак, по итогам жеребьевки:
под № 1 выступает команда _____________________
под № 2 команда ______________________________
1. Первый этап нашей викторины – приветствие команд.
В приветствии команда обращается к жюри конкурса, соперникам и болельщикам, представляет эмблему, название, девиз команды. Уважаемые члены жюри, каждая номинация оценивается по пятибалльной системе.
И мы предоставляем слово нашим участникам (капитаны команд знакомят зрителей со своей командой).
Итак, встречаем команду ...!
Спасибо, это была команда – «……………...»
Команда ...!
Спасибо, это была команда– «………………»
Жюри оглашает результаты конкурса.
2. А теперь мы переходим ко второму этапу викторины – блиц–турнир «Эрудит».
Обеим командам предлагается перечень из 20 определений. Участники, посовещавшись между собой, должны назвать понятия, соответствующие этим определениям. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. При этом оценивается правильность и полнота ответов.
Полный и правильный ответ дает команде 1 балл.
Студенты из других команд могут дополнять или исправлять ответы своих соперников и за правильное дополнение или исправление заработать 1 балл.
Время на совещание не более 0,5 мин.
Приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Адаптация
Сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект. Внимание
Свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа. Восприятие
Психическое явление, становящееся побуждением к действию. Мотив
Сложный психический процесс, понимаемый как способность к получению, сохранению и последующему воспроизведению ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память
Совокупность психических процессов и явлений. Психика
Состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий. Стресс
Качество личности, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной степени определяющее стиль его поведения и деятельности. Темперамент
Познавательный процесс, способность к созданию новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение
Способность сознательно регулировать собственное поведение, проявляющееся в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воля
Способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений. Эмпатия
Способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения, поддерживать и сохранять их в общении и взаимодействии с окружающими. Коммуникабельность
Терпимость, снисходительное уважение к иным идеям, чуждым взглядам, концепциям, вкусам. Толерантность
Процесс сознательного отражения действительности в таких объективных свойствах, связях, отношениях, в которые включаются недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта. Мышление
Совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает. Мимика
Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение. Бессознательное
Совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков. Группа
Класс психических процессов и состояний, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру в целом. Эмоции
Ощущение психологического или физиологического недостатка в чем-либо, возникающее у индивида, группы, коллектива или общества. Потребность
Индивидуальное развитие человека, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом. Онтогенез.
Жюри оглашает результаты конкурса.
3. Переходим к следующему этапу нашего конкурса – конкурс «Психология в ребусах».
Обеим командам предлагается решить серию из 10 ребусов. Участники, посовещавшись между собой, должны назвать понятия, скрывающиеся в них. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. При этом оценивается правильность ответа.
Правильный ответ дает команде 1 балл.
Студенты из других команд могут исправлять ответы своих соперников и за правильное исправление заработать 1 балл.
В ремя на совещание не более 0,5 мин.
Жюри оглашает результаты конкурса.
4. В качестве четвертого этапа нашей викторины я хочу предложить вам конкурс, который называется «Знатоки психологии», где каждой из команд предлагается продемонстрировать знание темпераментов.
Обеим командам предлагается решить три ситуационных задачи по определению темперамента. Участники, посовещавшись между собой, должны дать ответы на каждую из задач. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. При этом оценивается правильность ответа.
Правильный ответ дает команде 2 балла.
Студенты из других команд могут дополнять и исправлять ответы своих соперников и за правильное дополнение или исправление заработать 1 балл.
Время на совещание не более 1 мин.
В психологии традиционно выделяют четыре типа темперамента человека. Давайте вспомним, какие.
Холерик. Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Конфликтен.
Сангвиник. Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются.
Флегматик. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.
Меланхолик. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции.
1) Соотнесите иллюстрации и описания к ним с соответствующими типами темперамента.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
Обидчивый Тревожный Необщительный Сдержанный | Агрессивный Импульсивный Лидирующий Активный | Пассивный Спокойный Миролюбивый Вдумчивый | Общительный Беззаботный Открытый Инициативный |
2) Представьте следующую ситуацию: на автобусной остановке оказываются несколько мужчин, каждый из которых уже опаздывает на важную для него встречу.
Один из них, назовем его А., гневно и громко критикует работу общественного транспорта, а также пассажиров, не желающих проходить в середину салона автобуса. У него напряженное лицо, он сильно волнуется, активно жестикулирует.
Другой, назовем его Б., не проявляет явного беспокойства, однако страдальческое выражение лица показывает, что он очень переживает по поводу опоздания. Изредка он тяжело вздыхает и говорит сам себе: «Вот так всегда…»
Третий, назовем его В., абсолютно спокоен, невозмутим, происходящее с А. и Б. его не касается. Он стоит немного в стороне и без видимого напряжения ожидает, когда подойдет автобус.
Четвертый Г., сообразив, что в ближайшие 15-20 минут автобус не ожидается, решает добираться до места встречи на трамвае и отправляется на трамвайную остановку, расположенную поблизости. Происходящее его не очень огорчает.
3) Какими типами темперамента обладают следующие известные персонажи: Вин–Пух, ослик Иа, Сова, Колобок, Буратино, Пьеро, Карлсон, Баба Яга, Карабас Барабас?
5. Пятый тур нашей викторины называется «Психология в литературе».
И здесь я предлагаю вам, уважаемые участники, угадать бессмертное произведение художественной литературы по его краткому содержанию.
Как и на предыдущих этапах викторины, после непродолжительного обдумывания отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Студенты из других команд могут дополнять и исправлять ответы своих соперников и за правильное дополнение или исправление заработать 1 балл.
Время на совещание не более 1 мин.
Итак, приступим!
1. «Трагедия этого молодого человека – в пренебрежении им законами чистоты, что привело его к печальному исходу. Он оказался изолированным от всех предметов домашнего обихода и личных вещей. В произведении проблема чистоты как в нравственном, так и в психологическом аспекте поставлена с большой остротой!» (МОЙДОДЫР. К.И. Чуковский)
2. «Таинственная находка крупной суммы денег. Большой банкет по этому поводу. Появление на банкете таинственного убийцы! Предательство гостей! Жестокие пытки хозяйки дома! Эмоциональное потрясение! Неожиданный спаситель! Смертельный поединок. Голова, срубленная с плеч на всем скаку! Счастливая свадьба хозяйки дома со своим спасителем!» (МУХА–ЦОКОТУХА К.И. Чуковский)
3. «Веселая и беззаботная прогулка на различных видах транспорта прервана злодеем. Суета и паника среди гуляющих. Страх и ужас за жизнь своих детей загнали в леса и болота. Неожиданный спаситель раскрыл глаза обществу, спас от великана. Поздравления и прославления спасителю!» (ТАРАКАНИЩЕ К.И. Чуковский)
4. Сказка о подрастающем ребенке, который проходит 4 ступени инициации: выход из родительского мира в компанию сверстников, наставничество учителей, начальство на работе и, наконец, брак. Под попыткой «съесть» его понимается желание окружающих сделать из личности свой слепок. (КОЛОБОК)
5. Сказка о любви к морю, ненасытной жадности и о том, как важно контролировать свои желания и не рисковать остаться ни с чем в конце жизни. (СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ А.С. ПУШКИН)
6. В начале пути три брата совершают свой выстрел из лука. Их выстрел символичен и обрастает намерениями. Но Великое и Прекрасное откроется лишь тому искателю, который рассчитывает на духовный поиск, не боится перемен, стоек духом. Даже если на поиски истины уходит целая жизнь. «Просвещенный дурак» в погоне за «кощеевым яйцом» мудрости, способном приблизить его к истине. (СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ)
6. И, наконец, завершает нашу викторину тур под названием «ПСИХОЛОГиЯ».
На слайде приведены понятия и определения этих понятий. Предлагаю вам подобрать к каждому из них свое определение.
Участвуют все члены команды. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
Правильный ответ приносит команде 3 балла.
Дополнения и исправления соперников приветствуются и оцениваются в 1 балл.
Время на обдумывание не более 1 мин.
Психиатр | Психолог | Психотерапевт |
Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». |
|
|
|
Это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических болезней.
| Это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям.
| Это специалист может оказывать помощь человеку в решении его психологических проблем с применением психологических средств. |
Ощущение | Восприятие | Представление |
Образ, отражение, след. Простейший познавательный процесс.
| Это слово происходит от латинского «перцепция», или чувственное познание. | Физиологическую основу составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений ЦНС при восприятии. |
|
|
|
Чувственные элементы восприятия объекта. Элементарный чувственный образ. | Целостная «картина» объекта. Целостный чувственный образ. | Воспоминания об объекте. |
Темперамент | Характер | Типы нервной деятельности по И.П. Павлову |
Это слово происходит от латинского «соразмерность, умеренность». | Это слово происходит от древнегреческого «черта, знак, примета». | Типология представляет собой совокупность врождённых свойств нервной системы, определяющих индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и характер взаимодействия организма с окружающей средой. |
|
|
|
Генетически первичен. Проявляется во всех сферах жизни. Не определяет отношение к миру. Связан с особенностями нервной системы. Ярче проявляется в трудных ситуациях. | Прижизненное формирование. Связан с определенными ситуациями. Формируется под воздействием воспитания. Связан с социальными ситуациями. Выражает отношение к миру. | Выделяет три основных свойства нервной системы: сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность. Сочетание этих свойств образует четыре основных типа нервной системы, которые соответствуют четырем типам темперамента. |
Сестрогении | Эгротогении | Эгогении |
Это слово происходит от латинских «сестра» и «делать». | Это слово происходит от латинских «больной» и «порождающий, вызывающий». | Это слово происходит от латинских «я» и «порождающий, вызывающий». |
|
|
|
Психические нарушения, возникающие у пациента вследствие неосторожных слов или действий медсестры. | Негативное психологическое влияние больных друг на друга при их длительном общении. | Восприятие воображаемых и усиление имеющихся болезненных проявлений непосредственно самим больным (самовнушение болезни, «уход в болезнь»). |
Буллинг | Газлайтинг | Абьюзинг |
Это слово происходит от английского «запугивать, травить, задирать». | Это слово происходит от английского названия пьесы «Газовый свет». | Это слово происходит от английского «злоупотребление, оскорбление». |
|
|
|
Агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных его членов или его части. | Форма психологического насилия и социального паразитизма; определённые психологические манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву «дефективной», ненормальной, либо заставить её саму мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. | Это отношения, в которых один человек нарушает личные границы другого, допуская физическую или психологическую жестокость с целью подавления всех желаний жертвы, а также с целью сделать жертву зависимой в том или ином аспекте. |
Эмоции | Чувства | Настроение |
Это слово происходит от латинского «возбуждать, волновать». | Это слово происходит из старославянского и имеет тот же корень, что и «чуять». | Это слово происходит от древнеанглийского «военная храбрость», но могло относиться к юмору или характеру. |
|
|
|
Это класс психических процессов и состояний, которые отражают непосредственную субъективную оценку и переживание отношения к различным объектам, явлениям и ситуациям или к жизнедеятельности в целом. | Процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Привязаны к объектам, т.е. возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. | Достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. |
Ретроградная амнезия | Конградная амнезия | Антероградная амнезия |
Это слово происходит от латинского «отступать, идти назад». | Это слово происходит от латинских «совместно, вместе» и «идти». | Это слово происходит от латинских «прежде» и «идти». |
|
|
|
Утрата памяти на события, которые предшествовали травме или заболеванию, вызвавшему нарушения психической функции. | Выпадение воспоминаний полное или частичное, ограничиваемое только событиями острого периода болезни. | Это расстройство долгосрочного запоминания событий, происходящих после возникновения патологических изменений. |
Ну, вот и закончились этапы нашей викторины, посвященной знанию психологии. Но волнение не покидает участников! Ведь это так естественно – впереди объявление результатов. И до этого остались считанные минуты!
Вот и настал этот долгожданный момент! Слово для подведения итогов конкурса и награждения участников предоставляется председателю жюри.
Поздравляем наших победителей!!!
Викторина по психологии «Познавая себя, познаешь других» среди студентов четвертого курса специальности «Лечебное дело» подошла к концу.
Благодарим всех за внимание!!! До новых встреч!!!
Приложение 1
Второй этап викторины – блиц–турнир «Эрудит»
Вопросы для проведения блиц–турнира «Эрудит»:
Приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям.
Сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект.
Свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа.
Психическое явление, становящееся побуждением к действию.
Одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
Совокупность психических процессов и явлений.
Состояние напряжения, подавленности, спада, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий.
Качество личности, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной степени определяющее стиль его поведения и деятельности.
Познавательный процесс, способность к созданию новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно регулировать собственное поведение. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений.
Способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения, готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.
Качество терпимости, снисходительного уважения к иным идеям, чуждым взглядам, концепциям, вкусам.
Психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
Эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Индивидуальное развитие человека, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом.
«_________________________________________________________»
Эталоны ответов
2 этап
Блиц-турнир «Эрудит»
№ п/п | Ответы на вопросы |
1. | Адаптация; |
2. | Внимание; |
3. | Восприятие; |
4. | Мотив; |
5. | Память; |
6. | Психика; |
7. | Стресс; |
8. | Темперамент; |
9. | Воображение; |
10. | Воля; |
11. | Эмпатия; |
12. | Коммуникабельность; |
13. | Толерантность; |
14. | Мышление; |
15. | Мимика; |
16. | Бессознательное; |
17. | Группа; |
18. | Запоминание; |
19. | Мотив; |
20. | Онтогенез. |
«_________________________________________________________»
Бланк для ответов
2 этап
Блиц-турнир «Эрудит»
№ п/п | Ответы на вопросы |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
11. |
|
12. |
|
13. |
|
14. |
|
15. |
|
16. |
|
17. |
|
18. |
|
19. |
|
20. |
|
Приложение 2
Третий этап викторины - «Психология в ребусах»
Вопросы для проведения третьего этапа викторины «Психология в ребусах»:
1.
2.
3 .
4 .
5.
6
.
7.
8.
9.
10.
«_________________________________________________________»
Эталоны ответов
3 этап «Психология в ребусах»
№ п/п | Ребус | Ответы на вопросы |
1. |
| Общение; |
2. |
| Познание; |
3. |
|
Память; |
4. |
|
Психология; |
5. |
|
Темперамент; |
6. |
|
Память; |
7. |
|
Характер; |
8. |
|
Личность; |
9. |
|
Психология; |
10. |
|
Индивид. |
«_________________________________________________________»
Бланк для ответов
3 этап «Психология в ребусах»
№ п/п | Ответы на вопросы |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
Приложение 3
Четвертый этап викторины – «Знатоки психологии»
Вопросы для проведения четвертого этапа викторины:
В психологии традиционно выделяют четыре типа темперамента человека.
Холерик. Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Конфликтен.
Сангвиник. Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются.
Флегматик. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.
Меланхолик. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции.
1) Соотнесите иллюстрации и описания к ним с соответствующими типами темперамента.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
Обидчивый Тревожный Необщительный Сдержанный | Агрессивный Импульсивный Лидирующий Активный | Пассивный Спокойный Миролюбивый Вдумчивый | Общительный Беззаботный Открытый Инициативный |
2) Представьте следующую ситуацию: на автобусной остановке оказываются несколько мужчин, каждый из которых уже опаздывает на важную для него встречу.
Один из них, назовем его А., гневно и громко критикует работу общественного транспорта, а также пассажиров, не желающих проходить в середину салона автобуса. У него напряженное лицо, он сильно волнуется, активно жестикулирует.
Другой, назовем его Б., не проявляет явного беспокойства, однако страдальческое выражение лица показывает, что он очень переживает по поводу опоздания. Изредка он тяжело вздыхает и говорит сам себе: «Вот так всегда…»
Третий, назовем его В., абсолютно спокоен, невозмутим, происходящее с А. и Б. его не касается. Он стоит немного в стороне и без видимого напряжения ожидает, когда подойдет автобус.
Четвертый Г., сообразив, что в ближайшие 15-20 минут автобус не ожидается, решает добираться до места встречи на трамвае и отправляется на трамвайную остановку, расположенную поблизости. Происходящее его не очень огорчает.
3) Какими типами темперамента обладают следующие известные персонажи: Вин–Пух, ослик Иа, Сова, Колобок, Буратино, Пьеро, Карлсон, Баба Яга, Карабас Барабас?
« _________________________________________________________»
Эталоны ответов
4 этап «Знатоки психологии»
№ п/п | Задания | Ответы на вопросы |
1. |
|
Меланхолик |
2.
|
|
Холерик |
3. |
|
Флегматик |
4. |
|
Сангвиник |
1. |
|
А |
2. | |
Б |
3. |
|
В |
4. |
|
Г |
1. |
| Сангвиник |
2. |
| Сангвиник |
3. |
| Меланхолик |
4. |
| Холерик |
5. |
| Сангвиник |
6. |
| Меланхолик |
7. |
| Холерик |
8. |
| Флегматик |
9. |
| Холерик |
«_________________________________________________________»
Бланк для ответов
4 этап «Знатоки психологии»
№ п/п | Задания | Ответы на вопросы |
1. |
|
Меланхолик |
2.
|
|
Холерик |
3. |
|
Флегматик |
4. |
|
Сангвиник |
1. |
|
А |
2.
|
|
Б |
3. |
|
В |
4. |
|
Г |
1. |
| Сангвиник |
2. |
| Сангвиник |
3. |
| Меланхолик |
4. |
| Холерик |
5. |
| Сангвиник |
6. |
| Меланхолик |
7. |
| Холерик |
8. |
| Флегматик |
9. |
| Холерик |
Приложение 4
Пятый этап викторины – «Психология в литературе»
Вопросы к пятому этапу викторины:
1. «Трагедия этого молодого человека – в пренебрежении им законами чистоты, что привело его к печальному исходу. Он оказался изолированным от всех предметов домашнего обихода и личных вещей. В произведении проблема чистоты как в нравственном, так и в психологическом аспекте поставлена с большой остротой!» (МОЙДОДЫР. К.И. Чуковский)
2. «Таинственная находка крупной сумы денег. Большой банкет по этому поводу. Появление на банкете таинственного убийцы! Предательство гостей! Жестокие пытки хозяйки дома! Эмоциональное потрясение! Неожиданный спаситель! Смертельный поединок. Голова, срубленная с плеч на всем скаку! Счастливая свадьба хозяйки дома со своим спасителем!» (МУХА–ЦОКОТУХА К.И. Чуковский)
3. «Веселая и беззаботная прогулка на различных видах транспорта прервана злодеем. Суета и паника среди гуляющих. Страх и ужас за жизнь своих детей загнали в леса и болота. Неожиданный спаситель раскрыл глаза обществу, спас от великана. Поздравления и прославления спасителю!» (ТАРАКАНИЩЕ К.И. Чуковский)
4. Сказка о подрастающем ребенке, который проходит 4 ступени инициации: выход из родительского мира в компанию сверстников, наставничество учителей, начальство на работе и, наконец, брак. Под попыткой «съесть» его понимается желание окружающих сделать из личности свой слепок. (КОЛОБОК)
5. Сказка о любви к морю, ненасытной жадности и о том, как важно контролировать свои желания и не рисковать остаться ни с чем в конце жизни. (СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ А.С. ПУШКИН)
6. В начале пути три брата совершают свой выстрел из лука. Их выстрел символичен и обрастает намерениями. Но Великое и Прекрасное откроется лишь тому искателю, который рассчитывает на духовный поиск, не боится перемен, стоек духом. Даже если на поиски истины уходит целая жизнь. «Просвещенный дурак» в погоне за «кощеевым яйцом» мудрости, способном приблизить его к истине. (СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ)
«_________________________________________________________»
Эталоны ответов
5 этап «Психология в литературе»
№ п/п | Ответы на вопросы |
1. | Мойдодыр, К.И. Чуковский |
2.
| Муха-цокотуха, К.И. Чуковский |
3.
| Тараканище, К.И. Чуковский |
4.
| Колобок |
5.
| Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин |
6.
| Сказка о царевне-лягушке |
«_________________________________________________________»
Бланк для ответов
5 этап «Психология в литературе»
№ п/п | Ответы на вопросы |
1. |
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
6.
|
|
Приложение 5
Шестой этап викторины – «ПСИХОЛОГиЯ»
Вопросы к шестому этапу викторины:
Установите соответствие.
Психиатр | Психолог | Психотерапевт |
Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». |
|
|
|
Это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических болезней.
| Это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям.
| Это специалист может оказывать помощь человеку в решении его психологических проблем с применением психологических средств. |
Ощущение | Восприятие | Представление |
Образ, отражение, след. Простейший познавательный процесс.
| Это слово происходит от латинского «перцепция», или чувственное познание. | Физиологическую основу составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений ЦНС при восприятии. |
|
|
|
Чувственные элементы восприятия объекта. Элементарный чувственный образ. | Целостная «картина» объекта. Целостный чувственный образ. | Воспоминания об объекте. |
Темперамент | Характер | Типы нервной деятельности по И.П. Павлову |
Это слово происходит от латинского «соразмерность, умеренность». | Это слово происходит от древнегреческого «черта, знак, примета». | Типология представляет собой совокупность врождённых свойств нервной системы, определяющих индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и характер взаимодействия организма с окружающей средой. |
|
|
|
Генетически первичен. Проявляется во всех сферах жизни. Не определяет отношение к миру. Связан с особенностями нервной системы. Ярче проявляется в трудных ситуациях. | Прижизненное формирование. Связан с определенными ситуациями. Формируется под воздействием воспитания. Связан с социальными ситуациями. Выражает отношение к миру. | Выделяет три основных свойства нервной системы: сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность. Сочетание этих свойств образует четыре основных типа нервной системы, которые соответствуют четырем типам темперамента. |
Сестрогении | Эгротогении | Эгогении |
Это слово происходит от латинских «сестра» и «делать». | Это слово происходит от латинских «больной» и «порождающий, вызывающий». | Это слово происходит от латинских «я» и «порождающий, вызывающий». |
|
|
|
Психические нарушения, возникающие у пациента вследствие неосторожных слов или действий медсестры. | Негативное психологическое влияние больных друг на друга при их длительном общении. | Восприятие воображаемых и усиление имеющихся болезненных проявлений непосредственно самим больным (самовнушение болезни, «уход в болезнь»). |
Буллинг | Газлайтинг | Абьюзинг |
Это слово происходит от английского «запугивать, травить, задирать». | Это слово происходит от английского названия пьесы «Газовый свет». | Это слово происходит от английского «злоупотребление, оскорбление». |
|
|
|
Агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных его членов или его части. | Форма психологического насилия и социального паразитизма; определённые психологические манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву «дефективной», ненормальной, либо заставить её саму мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. | Это отношения, в которых один человек нарушает личные границы другого, допуская физическую или психологическую жестокость с целью подавления всех желаний жертвы, а также с целью сделать жертву зависимой в том или ином аспекте. |
Эмоции | Чувства | Настроение |
Это слово происходит от латинского «возбуждать, волновать». | Это слово происходит из старославянского и имеет тот же корень, что и «чуять». | Это слово происходит от древнеанглийского «военная храбрость», но могло относиться к юмору или характеру. |
|
|
|
Это класс психических процессов и состояний, которые отражают непосредственную субъективную оценку и переживание отношения к различным объектам, явлениям и ситуациям или к жизнедеятельности в целом. | Процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Привязаны к объектам, т.е. возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. | Достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. |
Ретроградная амнезия | Конградная амнезия | Антероградная амнезия |
Это слово происходит от латинского «отступать, идти назад». | Это слово происходит от латинских «совместно, вместе» и «идти». | Это слово происходит от латинских «прежде» и «идти». |
|
|
|
Утрата памяти на события, которые предшествовали травме или заболеванию, вызвавшему нарушения психической функции. | Выпадение воспоминаний полное или частичное, ограничиваемое только событиями острого периода болезни. | Это расстройство долгосрочного запоминания событий, происходящих после возникновения патологических изменений. |
«_________________________________________________________»
Эталоны ответов
6 этап «ПСИХОЛОГиЯ»
Психиатр | Психолог | Психотерапевт |
Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». |
|
|
|
Это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических болезней.
| Это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям.
| Это специалист может оказывать помощь человеку в решении его психологических проблем с применением психологических средств. |
Ощущение | Восприятие | Представление |
Образ, отражение, след. Простейший познавательный процесс.
| Это слово происходит от латинского «перцепция», или чувственное познание. | Физиологическую основу составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений ЦНС при восприятии. |
|
|
|
Чувственные элементы восприятия объекта. Элементарный чувственный образ. | Целостная «картина» объекта. Целостный чувственный образ. | Воспоминания об объекте. |
Темперамент | Характер | Типы нервной деятельности по И.П. Павлову |
Это слово происходит от латинского «соразмерность, умеренность». | Это слово происходит от древнегреческого «черта, знак, примета». | Типология представляет собой совокупность врождённых свойств нервной системы, определяющих индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и характер взаимодействия организма с окружающей средой. |
|
|
|
Генетически первичен. Проявляется во всех сферах жизни. Не определяет отношение к миру. Связан с особенностями нервной системы. Ярче проявляется в трудных ситуациях. | Прижизненное формирование. Связан с определенными ситуациями. Формируется под воздействием воспитания. Связан с социальными ситуациями. Выражает отношение к миру. | Выделяет три основных свойства нервной системы: сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность. Сочетание этих свойств образует четыре основных типа нервной системы, которые соответствуют четырем типам темперамента. |
Сестрогении | Эгротогении | Эгогении |
Это слово происходит от латинских «сестра» и «делать». | Это слово происходит от латинских «больной» и «порождающий, вызывающий». | Это слово происходит от латинских «я» и «порождающий, вызывающий». |
|
|
|
Психические нарушения, возникающие у пациента вследствие неосторожных слов или действий медсестры. | Негативное психологическое влияние больных друг на друга при их длительном общении. | Восприятие воображаемых и усиление имеющихся болезненных проявлений непосредственно самим больным (самовнушение болезни, «уход в болезнь»). |
Буллинг | Газлайтинг | Абьюзинг |
Это слово происходит от английского «запугивать, травить, задирать». | Это слово происходит от английского названия пьесы «Газовый свет». | Это слово происходит от английского «злоупотребление, оскорбление». |
|
|
|
Агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных его членов или его части. | Форма психологического насилия и социального паразитизма; определённые психологические манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву «дефективной», ненормальной, либо заставить её саму мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. | Это отношения, в которых один человек нарушает личные границы другого, допуская физическую или психологическую жестокость с целью подавления всех желаний жертвы, а также с целью сделать жертву зависимой в том или ином аспекте. |
Эмоции | Чувства | Настроение |
Это слово происходит от латинского «возбуждать, волновать». | Это слово происходит из старославянского и имеет тот же корень, что и «чуять». | Это слово происходит от древнеанглийского «военная храбрость», но могло относиться к юмору или характеру. |
|
|
|
Это класс психических процессов и состояний, которые отражают непосредственную субъективную оценку и переживание отношения к различным объектам, явлениям и ситуациям или к жизнедеятельности в целом. | Процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Привязаны к объектам, т.е. возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. | Достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. |
Ретроградная амнезия | Конградная амнезия | Антероградная амнезия |
Это слово происходит от латинского «отступать, идти назад». | Это слово происходит от латинских «совместно, вместе» и «идти». | Это слово происходит от латинских «прежде» и «идти». |
Утрата памяти на события, которые предшествовали травме или заболеванию, вызвавшему нарушения психической функции. | Выпадение воспоминаний полное или частичное, ограничиваемое только событиями острого периода болезни. | Это расстройство долгосрочного запоминания событий, происходящих после возникновения патологических изменений. |
«_________________________________________________________»
Бланк для ответов
6 этап «ПСИХОЛОГиЯ»
Психолог | Психиатр | Психотерапевт |
Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. | Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». |
|
|
|
Это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических болезней.
| Это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям.
| Это специалист может оказывать помощь человеку в решении его психологических проблем с применением психологических средств. |
Ощущение | Восприятие | Представление |
Образ, отражение, след. Простейший познавательный процесс.
| Это слово происходит от латинского «перцепция», или чувственное познание. | Физиологическую основу составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений ЦНС при восприятии. |
|
|
|
Чувственные элементы восприятия объекта. Элементарный чувственный образ. | Целостная «картина» объекта. Целостный чувственный образ. | Воспоминания об объекте. |
Темперамент | Характер | Типы нервной деятельности по И.П. Павлову |
Это слово происходит от латинского «соразмерность, умеренность». | Это слово происходит от древнегреческого «черта, знак, примета». | Типология представляет собой совокупность врождённых свойств нервной системы, определяющих индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и характер взаимодействия организма с окружающей средой. |
|
|
|
Генетически первичен. Проявляется во всех сферах жизни. Не определяет отношение к миру. Связан с особенностями нервной системы. Ярче проявляется в трудных ситуациях. | Прижизненное формирование. Связан с определенными ситуациями. Формируется под воздействием воспитания. Связан с социальными ситуациями. Выражает отношение к миру. | Выделяет три основных свойства нервной системы: сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность. Сочетание этих свойств образует четыре основных типа нервной системы, которые соответствуют четырем типам темперамента. |
Сестрогении | Эгротогении | Эгогении |
Это слово происходит от латинских «сестра» и «делать». | Это слово происходит от латинских «больной» и «порождающий, вызывающий». | Это слово происходит от латинских «я» и «порождающий, вызывающий». |
|
|
|
Психические нарушения, возникающие у пациента вследствие неосторожных слов или действий медсестры. | Негативное психологическое влияние больных друг на друга при их длительном общении. | Восприятие воображаемых и усиление имеющихся болезненных проявлений непосредственно самим больным (самовнушение болезни, «уход в болезнь»). |
Буллинг | Газлайтинг | Абьюзинг |
Это слово происходит от английского «запугивать, травить, задирать». | Это слово происходит от английского названия пьесы «Газовый свет». | Это слово происходит от английского «злоупотребление, оскорбление». |
|
|
|
Агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных его членов или его части. | Форма психологического насилия и социального паразитизма; определённые психологические манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву «дефективной», ненормальной, либо заставить её саму мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. | Это отношения, в которых один человек нарушает личные границы другого, допуская физическую или психологическую жестокость с целью подавления всех желаний жертвы, а также с целью сделать жертву зависимой в том или ином аспекте. |
Эмоции | Чувства | Настроение |
Это слово происходит от латинского «возбуждать, волновать». | Это слово происходит из старославянского и имеет тот же корень, что и «чуять». | Это слово происходит от древнеанглийского «военная храбрость», но могло относиться к юмору или характеру. |
|
|
|
Это класс психических процессов и состояний, которые отражают непосредственную субъективную оценку и переживание отношения к различным объектам, явлениям и ситуациям или к жизнедеятельности в целом. | Процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Привязаны к объектам, т.е. возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. | Достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. |
Ретроградная амнезия | Конградная амнезия | Антероградная амнезия |
Это слово происходит от латинского «отступать, идти назад». | Это слово происходит от латинских «совместно, вместе» и «идти». | Это слово происходит от латинских «прежде» и «идти». |
|
|
|
Утрата памяти на события, которые предшествовали травме или заболеванию, вызвавшему нарушения психической функции. | Выпадение воспоминаний полное или частичное, ограничиваемое только событиями острого периода болезни. | Это расстройство долгосрочного запоминания событий, происходящих после возникновения патологических изменений. |
Приложение 6
Оценочный лист жюри
Первый этап викторины – приветствие команд
Член жюри ______________________________________________________________________
Команда | Номер по жеребьевке |
Максимальное количество баллов (по каждой номинации) – 5
| Общее количество баллов |
| ||||
Название
| Эмблема | Девиз |
| | ||||
№1
|
|
|
|
|
|
| ||
№ 2
|
|
|
|
|
|
|
Оценочный лист жюри
Этап викторины
Член жюри ______________________________________________________________________
№ п/п | Этап викторины | Оценка в баллах | Команда | |
|
| |||
1. | Второй этап викторины. Блиц-турнир «Эрудит» | Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, исправления по 1 баллу |
|
|
2. | Третий этап викторины «Психология в ребусах» | За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, исправления по 1 баллу |
|
|
3. | Четвертый этап викторины «Знатоки психологии» | За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла, исправления по 1 баллу |
|
|
4. | Пятый этап викторины «Психология в литературе» | Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, исправления по 1 баллу |
|
|
5. | Шестой этап викторины «ПСИХОЛОиЯ» | Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, исправления по 1 баллу |
|
|
Итоговый оценочный лист
викторины по психологии «Познавая себя, познаешь других»
№ этапа конкурса | Наименование этапа конкурса | Общее количество баллов
| |
|
| ||
| Представление команд
|
|
|
| Блиц–турнир «Эрудит»
|
|
|
| Конкурс «Психология в ребусах»
|
|
|
| Конкурс «Знатоки психологии»
|
|
|
| Конкурс «Психология в литературе»
|
|
|
| Конкурс «ПСИХОЛОГиЯ» |
|
|
ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
|
|
| |
МЕСТО
|
|
|
Итоговый протокол
викторины «Познавая себя, познаешь других»
по учебной дисциплине ОП.02 Психология
для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Дата проведения: «__» ________ 20 __ г.
| Место проведения: ГБПОУ «Ейский медицинский колледж» |
Наименование команды | Общее количество баллов | Место |
|
|
|
|
|
|
Члены жюри:
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________
Рецензия
на методическую разработку студенческой олимпиады
по учебной дисциплине
ОП.08. Психология
Тема: «Познавая себя, познаешь других»
Разработчик: преподаватель
ГБПОУ «Ейский медицинский колледж» Демина Анна Владимировна
Методическая разработка подготовлена для проведения олимпиады по теме: «Познавая себя, познаешь других» по учебной дисциплине ОП.08. Психология.
Разработка определяет порядок организации и проведения олимпиады, его организационно-методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде и определения победителей. Олимпиада способствует развитию творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплины, расширению кругозора знаний студентов, позволяет выявить уровень усвоения учебной информации по дисциплине ОП.08. Психология.
Олимпиада носит развивающий характер и направлена на развитие у студентов ключевых компетенций: информационных, технологических, коммуникативных. Мотивирует студентов на продолжение самостоятельного углубленного изучения дисциплины для дальнейшей профессиональной деятельности.
Побуждает студентов к мыслительной деятельности, к формированию умений и навыков самостоятельной работы.
Во время проведения олимпиады преподаватель использовал современные технологии образования: частично-поисковые, практические методы проверки знаний и умений, технологию проблемного обучения.
Рекомендую включить методическую разработку в состав учебно-методического комплекса по дисциплине ОП.08. Психология и применять данную разработку другими педагогами в своей работе.
Рецензент:
методист по научно - исследовательской работе
ГБПОУ «Ейский медицинский колледж» _____________ И.Н. Гришко
«___» _________2024 г.
Ф
отоотчет
53