МКОУ «Новомакинская сош»
ВИКТОРИНА
по русскому языку
6 класс
«ЮНЫЕ ФИЛОЛОГИ»
Провела:
учитель русского языка и литературы
Амирасланова Н. С.
2016г
Дата:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка: фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал.
Компьютерная презентация «Брейн-ринг юных филологов».
Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.
СЛОВО ВЕДУЩЕГО:
Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на брейн-ринге юных филологов, юных любителей слова. В школе продолжается неделя русского языка и литературы. Сегодня на игре встречаются сильнейшие представители 6-ых классов. Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое.
Само название «брейн-ринг» говорит о том, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Задания, общие для двух команд, будут высвечиваться на экране. Выполняются они письменно. Капитан поднятием руки сообщает о завершении работы и сдаёт лист с выполненным заданием членам жюри. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы . В каждом раунде несколько заданий, за каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Время размышления над вопросом - 1 минута. После завершения каждого раунда жюри будет объявлять результаты. Итак, приглашаем команды занять свои места. Команда «ЗНАТОКИ » (называются фамилии и имена участников). Команда « ЛИНГВИСТЫ »(называются фамилии и имена участников). А теперь представляем наше уважаемое жюри, которому предстоит нелёгкая задача: оценивать ответы команд и подсчитывать баллы, заработанные в упорной борьбе каждой командой.
Прошу учесть! Победители не зазнаются – это всего лишь счастливый случай, а побеждённые – не плачут. Фортуна непременно улыбнётся вам завтра! И ещё!
Болельщики должны в минуту обсуждения соблюдать идеальную тишину!
Любая попытка дать подсказку, будет расцениваться, как нарушение правил и команда будет удалена из игры.
Но я думаю, что такого у нас не будет! Ведь все настроены доброжелательно, в конце концов – это просто игра!
Ведущий: (слайд 1)
Брейн-ринг пора уж начинать!
Что я хочу вам пожелать?
Не будет пусть у вас проблем,
Пусть интересны будут всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята.
Приветствие команд.
Это домашнее задание. Команды должны были подготовить эмблемы и приветствия. Итак, слушаем приветствие команд.
Раунд первый «Блицопрос».(слайд 2)
Уважаемые игроки, в этом раунде каждый сможет проверить свои знания. Командам по очереди будут задаваться вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Если команда не знает ответ, на вопрос могут ответить соперники и заработать дополнительный балл.
6 «Б» класс
1.Наименьшая значимая часть слова. (морфема)
2.Разговор двух или более лиц (диалог)
3.Слова каждого участника диалога (реплика)
4. Что в переводе с греческого означает неологизм? (новый, слово)
5. Слова с противоположным значением. (антонимы)
6. Что изучает синтаксис? (раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи)
7. Построение текста – рассуждения ( тезис, доказательство-аргумент, вывод)
8. Морфологические признаки имени существительного.
9. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?( пунктуация)
10. Сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически.(словосочетание)
: 6 «А» класс
1. Несвободное, неделимое, устойчивое по своему составу и структуре сочетание слов (фразеологизм)
2. Отступ вправо в начало строки, красная строка. (абзац).
3. Что изучает фонетика?(звуки речи, способы их образования)
4. Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются (паронимами).
5. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.(заимствованные)
6. Слова, которые вышли из живого, повседневного употребления. (устаревшими)
7. Образование слов путём сложения.(сложные слова)
8. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?(прилагательное)
9.Главная морфема, в котором заключено общее лексическое значение всех родственных слов.( корень)
10.Что называется словообразованием?( раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования новых слов)
Жюри объявляет итоги блиц-опроса
Раунд второй «Собери пословицы» (слайд3)
Ведущий:
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится – Ведь с ней и горе – не беда. И наша речь красна пословицей! Ну что ж, приступим, господа?
Пословицы разделились на две части и смешались. Вверху даны начала пословиц, а внизу - их концовка. Не спеши языком; делу время; труд человека кормит; что посеешь; ученье – свет; по одёжке встречают; терпение и труд; любишь кататься.
Не ученье – тьма; по уму провожают; а лень – портит; торопись делом; то пожнёшь; потехе час; люби и саночки возить; всё перетрут.
Раунд третий «Орфоэпическая дуэль».(слайд4)
Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:
- Предоставляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения.
Раунд четвёртый «Орфографическая дуэль».(слайд 5)
-
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.
Раунд пятый «Фразеология» (слайд6)
Вам нужно заменить фразеологизм синонимом. Вы можете не записывать сами фразеологизмы. Достаточно записать номер и ответ.
Раунд шестой. Конкурс капитанов « Кто составит больше слов.» Составить слова из одного слова. СОРЕВНОВАНИЕ слайд 7)
Раунд седьмой «Анаграмма»(слайд 8)
Может быть, не все знают, что анаграмма – это слово, в котором при перестановке букв слово приобретает новое значение (сон – нос). Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, известный русский писатель 18 века Антиох Кантемир подписывался как «Харитон Макетин».
Раунд восьмой «Корректор» (слайд9)
Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.
Ведущий: Пока команды работают, я предлагаю нашим зрителям отгадать загадки, а потом из первых букв слов-отгадок мы составим на доске второе название нашей игры брейн-ринга. Ведущий: Пока команды собирают пословицы, предлагаю зрителям поиграть в игру «Кто больше?»
Я называю часть тела человека, а вы должны назвать как можно больше фразеологизмов с этим словом. Побеждает тот, кто назвал фразеологизм последним.
ГОЛОВА (Человек с головой, морочить голову, повесить голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, как снег на голову и т.д.)
НОС (Зарубить на носу, не видеть дальше своего носа, бояться нос показать, остаться с носом, встретиться носом к носу и т.д.)
ГЛАЗ (Мозолить глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, как бельмо на глазу, пускать пыль в глаза, хоть глаза выколи и т.д.)
УХО (Держать ухо востро, развесить уши, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, ушам своим не верить, медведь на ухо наступил и т.д.)
НОГА (Встать с левой ноги, путаться под ногами, потерять почву под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять, со всех ног и т.д.)
Закутан ребёнок в сто пелёнок. (капуста)
По горам, по долам ходят шуба да кафтан.(овца)
Кто один имеет рог? Ну конечно…(носорог)
Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня.(крапива)
Две антенки на макушке, а сама сидит в избушке.(улитка) На себе её везёт, очень медленно ползёт 6. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.(раки)
7.Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, (сушки)…
8.Лист бумаги по утрам на квартиру носят к вам.(газета)
На одном таком листе много разных новостей.
Если ей работу дашь - зря работал карандаш.(резинка)
Стоит на крыше всех труб выше.(антенна)
Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.(муравей)
Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут.(облака)
Поэт закончил строчку, в конце поставил…(точку)
Она зимой и летом одним бывает цветом.(ель)
Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ежиха)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный?(волк)
Ответ: КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ
Ведущий: Ну что ж, надеюсь, наши грамотеи нашли и исправили все ошибки, ну а если какие-то и пропустили, то их смогло найти жюри, которое и объявит результаты второго раунда.
Жюри объявляет результаты
Раунд 9 – «Чёрный ящик».(слайд 11)
В ящике спрятаны 4 предмета. Каждой команде нужно отгадать по два предмета.
1 команда
2 команда
Когда тесно, то ему негде упасть. Из-за него начинается вражда. (Яблоко)
Он бывает насущный, бывает чужой. Про него говорят, что он всему голова. (Хлеб)
Глупый человек ищет её в скошенной траве. Тот, кто волнуется, сидит как на них.(Иголка)
Чтобы узнать кого-то хорошо, нужно с ним съесть её 16,38 килограмма. Её подают гостям вместе с хлебом. (Соль)
Этот предмет использовался ещё древним человеком и изготавливался из костей рыб. Но вот уже более 2000 лет этот предмет делают из металла. При использовании этого предмета надо выполнять определённые правила безопасности. Этот предмет есть в каждом доме, в каждой семье. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные замечательные вещи, а можно убить страшного героя русских сказок (игла).
Жюри оценивает ответы команд
Раунд десятый «Подбери антонимы»(слайд 12)
Проверка
Конец – начало
Холод – жара
Злость – доброта
Сила – слабость
Счастье – горе
Наказание – награда
Молодость – старость
Аккуратность - неряшливость
Задания для болельщиков:
1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)
2. Как называется часть слова без окончания? (основа)
3. Как можно превратить мел в мелкое место? (добавить ь)
4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
5. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
6. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
7. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква р)
9. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)
10. Название какого города состоит из птицы и животного?
(Ворон – еж)
11. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
(Гоголь)
«Угадай слово»
1.Отгадать здесь будет надо,
Кто пасёт овечье стадо. (Чабан)
2.Есть для духовного звания
особенное название. (Сан) 3.Так и сияет бриллиантами это,
Когда на шее у дамы надето. (Колье)
4.Вещает он нам с телеэкрана
О важных событиях в разных
странах,
А после того о погоде расскажет
И о кинофильмах ближайших даже. (диктор)
5. Создатель какого-нибудь произведения? (автор)
6. Краткий рассказ с остроумной концовкой (анекдот)
7. Литература о будущем. (фантастика)
8. Документ об окончании учебного заведения. (аттестат)
9. Коровы мычат, собаки лают, овцы - … (блеют)
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас – атлас)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А «И» ты впереди прибавишь –
И стану птицей я лесной.
(Волга – иволга)
По мне движется кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если же, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Вена – Нева)
Подведение итогов брейн-ринга. Ведущий: Уважаемое жюри! Прошу Вас подвести общий итог сегодняшней игры. Я же хочу закончить наше мероприятие стихотворением поэта Р.Фархади «Земные слова»
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные. И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди. Мы – дети планеты одной.
Жюри объявляет команду – победителя игры. Награждение победителей и участников игры.
Ведущий: Спасибо всем, кто принял участие в нашей игре и, конечно, нашему уважаемому жюри! До новых встреч!