Просмотр содержимого документа
«Вклад казахских педагогов в дидактику»
Вклад казахских педагогов в дидактику
Развитие педагогической мысли на казахской земле началось с VII века. Вопросы, касающиеся педагогики, были обнаружены в Орхон-Енисейских памятниках в трудах Иолыгтеги и нашли свое развитие в трудах таких мыслителей, как: Коркыт-ата, Аль-Фараби, Жусипа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Жуйнеки, Хожа Ахмета Ясави, Сайфа Сараи.есенес бар.
Проблемы этнопедагогики и этнопсихологии нашли широкое отражение в произведениях Шокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая.
Рассмотрим взгляды
некоторых из них.
Ибрай Алтынсарин был идейным выразителем нового прогрессивного течения, направленного против отсталости и консерватизма. В условиях Казахстана Ибрай Алтынсарин стал первым глашатаем педагогических идей Ушинского.
Вот его принципы:
- Конец учения – знание. - Учиться – иглой рыть колодец. - Ученый идет вперед, неученый назад. - Учись до самой смерти. - Ученый против течения поплывет.
- Грамотный человек не умрет, а безграмотный не может жить.
Образовательные задачи
Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.
Абай ставит знания превыше всего – богатства, славы, почета. Он не только учит молодежь, призывает их к овладению науками, но и указывает пути и способы достижения этих знаний. Он считает, что обучение должно быть увлекательным, наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения – самый эффективный путь прочности знаний у детей.
Великий мыслитель так определил дидактические принципы: 1. Обучение от простого к сложному.
2. Обучение должно вестись с учетом того, что близко
детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но еще недоступно его пониманию. 3. Человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда он стремится к нему сам, если на это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний. 4. Требуется наглядность в обучении. «Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая ушами, прикасаясь к предмету руками, вдыхая запах носом, определяя вкус языком» /7/. 5. Нужно учитывать возрастные особенности детей в обучении. 6. Обучение должно вестись на родном языке. Самые азы, основы знаний ребенок должен усвоить на родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков.
М.Ауэзовым был написан примерный вариант хрестоматии как пособия для преподавания русского языка – языка межнационального общения – в начальных классах казахской школы. Учебник был издан под названием «Новый аул».
В 1930 году М.Ауэзов издает в Кзыл-Орде книгу «Подросток», которая была составлена в соответствии с учебной программой начальных классов как учебное пособие для молодежных школ. Книгу нужно рассматривать как научный труд, дающий объяснение новым политическим явлениям, зародившимся в общественной жизни казахского народа. М.Ауэзов, как ученый-педагог, придавал большое значение воспитанию молодого поколения, обогащению его знаний путем самообразования.
Спасибо за внимание!