СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние кобудо на саморазвитие школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние кобудо на саморазвитие школьников»

25


Министерство образования и молодежной политики

Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Влияние кобудо на саморазвитие школьников»




Выполнил:
Пугачев Антон Дмитриевич,
студент 1 курса
Специальность:

49.02.01 Физическая культура


Руководитель проекта:
Мартынова Алена Дмитриевна,
преподаватель дисциплин профессионального цикла



2024 г



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Обзор литературы……………………………………………………..5

1.1Что такое кобудо………………………………………………………..5

1.2 История возникновения кобудо……………………………………….6

1.3 Виды кобудо и их особенности………………………………………..7

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...11

ГЛАВА II. Исследования………………………………………………………..12

2.1 Исследование № 1…………………………………………………….12

2.2 Исследование № 2…………………………………………………….13

2.3 Исследование № 3…………………………………………………….14

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….20

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….21

















ВВЕДЕНИЕ


Кобудо – один из видов Восточного Боевого Единоборства. Первоначально Восточное Боевое Единоборство зародилось в Японии в виде карате. Карате было не просто видом спорта, а целым учением, образом жизни. Идеология, история и все аспекты карате отражены в книге Фунакоси Гитина «Карате-до Кёхан». В процессе его развития и распространения по другим территориям стали появляться разновидности карате, в том числе выделилось боевое карате – кобудо.

Достаточно большой дефицит двигательной активности в современной жизни школьников становится реальной угрозой нормальному их физическому и духовному развитию. Актуальность данной темы заключается в том, что роль восточных боевых единоборств, в частности, Кобудо, в саморазвитии ребенка просто неоценима. Как показывает практика, существующие в её арсенале  средства и методы возбуждают интерес у детей, приковывают их внимание не только экзотичностью вида, но и видимым эффектом всестороннего развития. Этот динамичный, эмоционально насыщенный и увлекательный вид единоборства создаёт уникальную воспитывающую среду социального развития личности, формирует у детей стрессоустойчивый тип поведения и  подлинно культурное отношение к собственной жизни.

Цель: изучить влияние кобудо на саморазвитие детей.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения кобудо;

  2. Сравнить виды кобудо и выявить на какие стороны жизни человека они влияют;

  3. Исследовать влияние кобудо на саморазвитие учащихся, занимающихся этим видом спорта.

Методы исследования:

- Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.

- Эмпирический: мониторинг – наблюдения.

- Математический: статистика и обработка результатов.

- Экспериментальный: проведение исследований.































ГЛАВА I. Обзор литературы

1.1 Что такое кобудо


Кобудо (ко — старинный, бу — воинский, до — путь) — традиционное окинавское боевое искусство работы с холодным оружием. Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй.

Кобудо является исконно воинским направлением. Первый иероглиф (ко) означает «старый, старинный», второй иероглиф (бу) означает «воинский», третий иероглиф (до) означает «путь».  Само название несет в себе истинный смысл и предназначение кобудо.  Техника истинного воинского искусства кобудо легко адаптировалась в современных спецподразделениях, но есть еще одно поле сражений. Это поле битвы на спортивных аренах.  Во время соревнований появляется возможность попробовать свои силы и еще раз убедиться в том, что техника кобудо является совершенной системой, над которой не подвластно время.

















    1. История возникновения кобудо


В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие из-за действовавшего на тот момент закона, стали использовать предметы и инструменты повседневного назначения (в основном, сельскохозяйственные). Таким образом, в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо — работа с оружием. Так орудия труда, под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие.

Эффективность школ Кобудо определяется тем, что создавались они, действительно, в условиях борьбы невооружённого простолюдина с вооружённым самураем. В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие, для защиты стали использовать предметы повседневного пользования. В основном, использовались сельскохозяйственные орудия труда, превращенные в грозное оружие — БО, сай, тонфа, КАМА, нунчаки и др.

Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воина того времени, но тем не менее бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств. Таким образом, в течение нескольких столетий, сформировалось новое боевое искусство — Кобудо. В современном мире Кобудо развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь Кобудо с самого начала было представлено для реальной, надежной и эффективной защиты от агрессора.

В г. Муроме кобудо появилось в 2012 году. Первым стал его преподавать Абрамов Сергей Леонидович. Позже так же преподавать кобудо стал ученик Сергея Леонидовича Трифонов Антон Андреевич.



    1. Виды кобудо и их особенности

Обучение проводится по нескольким разделам: Ниппон-Кэмпо (японский рукопашный бой), Тайходзюцу (демонстрация приемов самообороны с оружием и без), групповые и одиночные ката (комплексы упражнений с окинавскими и японскими видами оружия), кумитэ на нунчаку (поединки с тренировочными нунчаку) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Виды кобудо и их особенности

Вид

Дата появления

Что положено в основу

Что характерно

На что влияет

Ниппон кэмпо

1932

В основу положены приемы каратэ, дзю-дзюцу и другие боевые направления Японии.

Поединки по Ниппон кэмпо проходят в полный контакт, используется ударная и бросковая техника, а также работа в партере, разрешены заломы, удержания и добивы.



Ката


Ката выполняются с различными видами оружия:

БО, ТОНФА, НУНЧАКУ, КАМА, НИТЁГАМА,

ЕКУ, СУРУЧИН, НАГА СУРУЧИН, ТАН СУРУЧИН.


Это формализованная последовательность движений, связанных друг с другом принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников в строго установленной последовательности.

В ката необходима особая концентрация, сила и дух, способность до последнего движения сохранять ясный ум, выдержку и спокойствие, сосредоточенность в каждом движении, контроль ритма собственного дыхания.

Тайхо-дзюцу


Демонстрация приемов самообороны с оружием и против него.

На соревнованиях по тайхо-дзюцу оценивается правильная техника, четкость исполнения элементов, амплитуда и чистота падения, сложность выполнения самообороны, реальное применение приема, артистизм и многое, многое другое.


Отработка различных приемов на тренировке требует особой подготовки и специальных навыков.

Кумитэ - нунчаку


Одно из самых популярных восточных видов холодного оружия. Нунчаку представляют собой две короткие палочки, соединенные между собой веревкой или цепью.



Кобудо, как и любой вид спорта влияет на саморазвитие человека:

  1. При регулярных занятиях спортом улучшается осанка. Это способствует правильному расположению всех человеческих органов.

  2. Кости и связки становятся прочнее, что уменьшает риск травм при падениях и сильных ушибах.

  3. Сердце становится более выносливым, а, значит, снижается возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте.

  4. Физические упражнения улучшают кровообращение.

  5. Спорт помогают выглядеть лучше: обеспечивают красивую подтянутую фигуру.

  6. Регулярные физические нагрузки снимают стресс, улучшают настроение и повышают работоспособность человека. Может быть, поэтому люди, занимающиеся спортом с юношеских лет, даже в пожилом возрасте выглядят молодо, меньше страдают от недомоганий и всегда улыбаются.

  7. Кобудо помогает укреплять дух человека, а также помогает в развитии его как личности.

  8. Кобудо помогает развивать память, внимание, ответственность.
























ВЫВОДЫ


Кобудо (ко — старинный, бу — воинский, до — путь) — традиционное окинавское боевое искусство работы с холодным оружием. Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй.

В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие из-за действовавшего на тот момент закона, стали использовать предметы и инструменты повседневного назначения (в основном, сельскохозяйственные). Таким образом, в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо — работа с оружием. Так орудия труда, под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие.

При регулярных занятиях спортом улучшается осанка. Это способствует правильному расположению всех человеческих органов.

Сердце становится более выносливым, а, значит, снижается возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте.

Спорт помогают выглядеть лучше: обеспечивают красивую подтянутую фигуру.

Регулярные физические нагрузки снимают стресс, улучшают настроение и повышают работоспособность человека. Может быть, поэтому люди, занимающиеся спортом с юношеских лет, даже в пожилом возрасте выглядят молодо, меньше страдают от недомоганий и всегда улыбаются.








ГЛАВА II. Исследования

2.1 Исследование № 1


Работая над темой, был проведен опрос среди школьников, которые занимаются в секции кобудо. Занимающимся были заданы следующие вопросы:

Анкета «Твое отношение к занятиям кобудо»

  1. Какие причины побудили тебя заниматься кобудо?

  2. Связаны ли кобудо и твои успехи в школе?

  3. Есть ли у вас вредные привычки?

  4. На какие стороны твоей жизни влияет кобудо?

В опросе участвовали 20 обучающихся с 4 класса по 10 класс. В ходе опроса были получены следующие результаты (см. диаграммы 1.1, 1.2 , приложение 1).

Как видно из диаграммы 65% опрошенных стали заниматься кобудо для того чтобы иметь хорошую физическую подготовку. 72 % считают, что занятия данным видом спорта влияют на успехи в школе. Все опрошенные не имеют вредных привычек. На вопрос: «На какие стороны твоей жизни влияет кобудо?» занимающиеся ответили: здоровье, дисциплина, память, внимание, характер, соблюдение режима дня. На основании этого можно вывод, что занятия кобудо положительно влияют на саморазвитие школьников.










2.2 Исследование № 2


Вторым этапом исследования стало изучение личных показателей.

Секцию кобудо стал посещать с 2013 года. В настоящее время являюсь кандидатом в мастера спорта по данному виду. 23 ноября 2023 года выполнил норматив мастера спорта. Успешно выступаю на соревнованиях различного уровня.

Основной задачей исследования на втором этапе стало выявление изменений в саморазвитии и личных показателей.

Каждый спортсмен секции обязан вести дневник учета занятий. На первом этапе спортивной карьеры данный дневник помогали вести родители. В ходе спортивного развития учет занятий проводится самостоятельно. Такой вид деятельности помог сформировать самодисциплину, что является важным фактором не только для спортивных занятий, но и в учебной деятельности.

Это можно рассмотреть на примере затраты времени на выполнение домашнего задания в распорядке дня (см. таблица 2)

Таблица 2

Сравнение нормы с личными затратами времени на выполнение домашнего задания

Класс

Домашнее задание, ч

Норма, ч

Затраты времени учащимися класса (ср. показатель)

5

2

2

2,5

8

1,5

2,5

3

10

2

3,5

3,5

Вывод: самоорганизация и самодисциплина позволили снизить затраты времени на выполнение домашнего задания.



2.3 Исследование № 3


В рамках проекта нами было осуществлено психологическое исследование с целью изучения влияния занятий кобудо на развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление).

Для исследования типа памяти, была включена методика «Тип памяти» (автор Т.Г. Богданова). Она позволила определить преобладающий тип памяти и динамику его изменений в процессе тренировок. Для изучения умственной работоспособности использована методика «Таблицы Крепелина» Э. Крепелин. Для исследования активности мышления воспользовались методикой И.М. Лущихиной «Методика исследования активности мышления». Данный тест позволяет оценить способность индивида использовать свой интеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достижения конкретных целей. Для оценки берутся такие динамические характеристики особенностей протекания мыслительных процессов как беглость и гибкость.

При помощи подобранных методик мы провели тестирование в начале эксперимента и по его окончании. Все результаты представлены в сравнении с одноклассником, который не занимается данным видом спорта.

Данные, полученные в ходе исследования по методике «Тип памяти» (Т.Г. Богдановой) представлены на диаграмме 2.










Диаграмма 2

Исследование типа памяти

Как видно из представленных показателей у 1 испытуемого (который занимается кабудо), объем слуховой памяти - 6 единиц, зрительной - 6 единиц, моторной - 7 единиц, зрительно-слуховой-моторной-8 единиц.

У испытуемого 2 (который не занимается данным видом спорта) объем слуховой памяти- 6 единиц, зрительной - 6 единиц, моторной - 4 единиц, зрительно-слуховой-моторной-5 единиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что у спортсменов, которые занимаются кабудо, преобладает тип памяти зрительно-слуховой-моторной, у не спортсменов слуховой тип и зрительный тип памяти.

Данные полученные по методике «Таблицы Крепелина» Э. Крепелина представлены на диаграмме 3.








Диаграмма 3

Исследование умственной работоспособности

Результаты, полученные по данной методике показывают, что коэффициент умственной работоспособности у спортсменов-кобудистов выше, чем утех, кто не занимается данным видом спорта, а следовательно, можно предположить, что занятия кобудо способствуют развитию умственной работоспособности.

Результаты, полученные по методике «Исследования активности мышления» И.М. Лущихиной, представлены на диаграмме 4.











Диаграмма 4

Результаты, полученные по методике «Исследование активности мышления»

Полученный результат позволяет сделать вывод, что занятия кобудо способствуют развитию умственной работоспособности.















ВЫВОДЫ


Данные, полученные при помощи методики «Исследование активности» позволяют констатировать, что у спортсменов, занимающихся кобудо, лучше сформирована образная беглость, вербальная и образная гибкость мышления. У одноклассников достаточный уровень сформированности только по одному параметру мышления - образная беглость.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия кобудо способствуют развитию зрительно-слухо-моторной памяти, умственной работоспособности, образной беглости, вербальной и образной гибкости.

Однако следует отметить, что не только самоорганизация и самодисциплина повлияли на успеваемость и время выполнения домашнего задания. Важную роль также сыграл комплекс разных упражнений, выполняемых в ходе тренировок, которые помогли развить не только память, но и концентрацию, внимание и мелкую моторику.

Проведенное исследование доказывает то, что занятия кобудо положительно влияют не только на состояние здоровья, но и саморазвитие.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Можно сделать вывод, что физическая культура и спорт не только являются способом физического совершенствования, укрепления здоровья, одной из форм проведения досуга, но и оказывают существенное влияние на формирование нравственных и интеллектуальных качеств, на процесс самопознания, самосовершенствования, формирования воли.

Из теоретического анализа становится ясно, что кобудо положительно влияет на саморазвитие детей.

Материал данного индивидуального проекта, я считаю, может использоваться на уроках физической культуры, а также может быть интересен всем людям.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Андрис Э. Р., Арзуманов Г.Г., Годик М.А. Выбор тренировочных средств в зависимости от структуры соревновательного упражнения. – ТиП, 2020, 159 с.

  2. Готовцев П.И., Дубровский В.И Самоконтроль при занятиях физической культурой. – М.: ФиС, 2021, 283 с.

  3. Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина "КОБУДО": Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. - М.: Прометей, 2019. – 324 с. 

  4. Книга об истории карате ,,Карате-до Кёхан” автор Фунакоси Гитин. – 2020, 346 с.

  5. Ларин А Кобудо – М – 2020, 254 с.

  6. Линдер И Кобудо Уроки мастера - Рипол Классик – 2021, 14 с.

  7. http://futagawa.ru/stati/article_post/vidy-oruzhiya-kobudo

  8. http://mega-fight.ru/styles/kobudo.html

  9. http://futagawa.ru/stati/article_post/motivatsiya-k-zanyatiyam-kobudo
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Связаны ли кобудо и твои успехи в школе?







Есть ли у вас вредные привычки?

Н

а что оказывают влияние занятия спортом?

Диаграмма.1.1, 1.2 - Результаты анкетирования