"Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад №16 "Крепыш" г.Димитровграда Ульяновскй области"
по теме: «Влияние системы дидактических игр на развитие мелкой моторики руки при подготовке детей к школе» Работу выполнил а:
Воспитатель 1 категории
Тухветова Наталья Васильевна
Димитровград,2019г.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. И не всегда уровень подготовленности ребенка соответствуем этим требованиям. Дети часто испытывают затруднения с письмом, многие из которых обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью координации движений. К сожалению, об этих проблемах большинство родителей узнают только перед школой.
Качественное изменение контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.
Цель исследования : изучение педагогических условий развития мелкой моторики старших дошкольников.
Объект исследования : развитие мелкой моторики старших дошкольников.
Предмет исследования : влияние специально отобранных дидактических игр на развитие мелкой моторики старших дошкольников
Гипотеза : специально отбранные дидактические игры положительно влияют на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: при специальном отборе дидактических игр; при определении последовательности использования дидактических игр; при включении данных дидактических игр в разнообразные формы организации педагогического процесса.
Задачи работы:
- провести теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у старших дошкольников;
- выявить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать систему педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у старших дошкольников средствами дидактических игр;
- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством дидактических игр.
В исследовании использовались следующие методы : теоретический анализ литературы, наблюдение, психолого-педагогические методы диагностики, методы статистического анализа результатов.
Исследование проводилось на базе МБДОУ - детского сада №16 г.Димитровграда. В исследовании приняли участие 20 воспитанников подготовительных групп ДОУ, которые для чистоты эксперимента были разделены на две исследовательские группы
экспериментальная группа :
10 воспитанников подготовительной группы А (в рамках формирующего этапа исследования помимо основной общеобразовательной программы занимались по системе дидактических игр)
контрольная группа:
10 воспитанников подготовительной группы Б занимались только по основной общеобразовательной программе и использованием тех дидактических игр, которые уже имелись в группе
Теоретический анализ литературных источников показал, что неподготовленноcть к пиcьму, недоcтaточное развитие мелкой моторики, зрительного воcприятия, внимaния может привеcти к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного cоcтояния ребенкa в школе. Поэтому в дошкольном возрacте вaжно рaзвить мехaнизмы, необходимые для овлaдения пиcьмом, cоздaть уcловия для нaкопления ребенком двигaтельного и прaктичеcкого опытa, рaзвития нaвыков ручной умелоcти.
Исследование осуществлялась в три этапа:
Результат частотного анализа данных констатирующей диагностики
Цель формирующей работы : разработать систему педагогической деятельности, направленную на развитие мелкой моторики у детей исследуемой группы.
Задачи формирующего этапа :
- составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук у детей подготовительной группы А (экспериментальная группа);
- подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка «Ловкие пальчики»;
- привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.
В своей работе мы использовали разные дидактические игры как средство развития мелкой моторики:
игры с мозаикой
игры с пробками
игры с резинками
игры с прищепками
игры с природным материалом
игры со шнуровкой
игры с бросовым материалом
игры со счетными палочками
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Результат частотного анализа данных контрольной диагностики
Результат сравнительного анализа данных
Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что применение дидактических игр эффективно влияет на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования доказана.
Кроме того, замечено, что систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.