Тренинг для педагогов
«Вместе мы сила»
Цель: Гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе
Задачи:
Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
Повысить групповую сплоченность
Снять мышечное и эмоциональное напряжение
Ход тренинга.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Это замечательно, что мы смогли с Вами встретиться и иметь возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У нас есть общие цели – наша работа связана с детьми и требует больших физических и психических усилий! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все мы нуждаемся в поддержке, и Вы можете ее получить именно в коллективе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Сегодня мы с Вами отправимся в лес на прогулку, но для начала: 1.Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Время: 5-7 минут.
2.Упражнение «Грецкий орех»
Вы наверняка были в лесу. Какие чувства мы испытываем, находясь в весеннем, летнем, осеннем лесу? Что Вам особенно запомнилось?
В лесу растет много кустарников, деревьев, цветов, растут и орехи. Вот такие.
Возьмите себе один. Внимательно рассмотрите свой орешек, изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки. А теперь соберем орехи обратно в мешок, перемешаем и снова высыпаем в центр круга. Ваша задача – найти свой орех.
Обсуждение
Кто как свой орех запоминал?
Какой стратегией пользовались, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный)?
На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только их почувствовать и понять. Можно провести аналогию между орехами и людьми. И те, и другие в куче (или в толпе) выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри – абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.
Орешки подарить участникам на память.
3.Притча о кофе
Приходит ученик к Учителю и говорит: «Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил,… что мне делать?» Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости. « Что изменилось?» - спросил он ученика «Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде» - ответил ученик. «Нет»,- сказал Учитель, «Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут» «А кофе?» – спросил ученик « О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации». |
4.Упражнение «Дождь».
5. Упражнение «Тяни-толкай»
В лесах водятся различные животные, животные которые существуют на самом деле. Назовите их. Но есть еще и сказочные, фантастические животные. Назовите их. А сегодня мы с вами вспомним Тяни-толкая. Кто это? Как выглядит? Сейчас я предлагаю Вам немного поиграть в Тяни-толкаев. Выберете, пожалуйста, себе пару и встаньте друг напротив друга. Соедините руки ладошками, и по моей команде «начали» один из Вас начнет толкать ладошками своего партнера, а другой – сопротивляться. Потом Вы поменяетесь ролями.
А теперь попробуйте толкать одновременно. Затем приложите ладошка к ладошке и совсем не сопротивляйтесь друг другу.
Обсуждение:
Какая форма общения Вам по душе? Почему?
При какой форме общения Вы чувствуете себя дискомфортно?
А теперь перенесите эти формы общения на отношения с коллегами. Как Вы думаете, что другой человек при этом чувствует?
О чем он думает? Почему так себя ведет?
Как мы на это реагируем?
5.Упражнение «Доброе животное»
Теперь встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы одно большое доброе животное. Прислушаемся к его дыханию. Все вместе делаем вдох – выдох, вдох – выдох, еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем как бьется сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз. Животное пошло. И вдруг увидело яму. Перепрыгнем ее и пойдем дальше. А теперь животное побежало. Увидело реку. Покажите как животное переплывает реку. Пошли дальше. Впереди – гора. Взберемся на нее. А теперь съедем вниз – и раз! Здорово – молодцы!
6.Релаксация «Лес».
Включается музыка для релаксации.
7. Упражнение «Неожиданные картинки».
Садимся в один общий круг. Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны. Начните рисовать «Лес» (2-3 мин.). По моей команде перестаньте рисовать и передайте рисунок соседу слева. Возьмите тот лист который передали Вам и продолжите рисовать уже начатую картинку Вашим соседом справа. И так пока Ваша картинка не вернется к Вам.