Н. В. БАБЦЕВА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Часть 1 ( теория )
2018
.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
„Учебно-воспитательный комплекс „Гармония“ города Донецка“
внеклассная работа --
источник формирования КЛЮЧЕвых компетенций обучающихся
методический вестник
часть первая
Донецк- 2018
Методический вестник: Внеклассная работа Немецкий язык / Авт..: Н.В. Бабцева. - Донецк., 2018. - с.84
Автор: Н.В. Бабцева,
учитель немецкого языка ,
высшая категория, методист
МОУ „УВК „ГАРМОНИЯ“ ГОРОДА ДОНЕЦКА“
Рецензент — Бочевская Н.В., главный специалист по научно-методической работе отдела образования администрации Ленинского района г. Донецка
В информационно-методическом вестнике рассматриваются актуальные вопросы содержания, функции, форм и организации внеклассной работы как источника формирования ключевых компетенций обучающихся в современной школе в образовательной области „Немецкий язык“. Приводятся примеры ранообразных форм внеклассной деятельности из опыта работы педагога, программа работы кружка “Deutsch mit Vergnügen”. Надеемся, что данный материал будет полезным для молодых учителей немецкого языка общеобразовательных учреждений.
Адрес МОУ „УВК “Гармония”
83005, г. Донецк,
ул. Пухова, 23
тел. (О62) 344 – 24 – 91
сОДЕРЖАНИЕ
І. Вступление
ІІ. Основная часть
2.1. Внеклассная работа – источник формирования ключевых компетенций
2.2. Функции внеклассной работы
ІІІ. Вывод
ІV. Внеклассные мероприятия по немецкому языку
Вступление
Изучение современных иностранных языков базируется на рекомендациях Совета Европы. Согласованные и принятые в Страсбурге документы относительно языковой политики закладывают общую основу для преподавания иностранных языков. Актуальным для нас является внедрение европейских стандартов при изучении иностранных языков. Путь к решению этих заданий лежит через гуманность образования с пониманием ее сущности, которая связана с ориентацией на личность ученика и созданием условий для нормального социокультурного диалога между представителями разных стран. Реализуется один из ключевых принципов общеевропейских рекомендаций по языковому образованию - "иностранные языки - для жизни".
Следует помнить, что в процессе разработки модели компетентного выпускника 11-летней школы стоит принять во внимание рекомендации Еврокомиссии относительно 8 ключевых компетенций, которыми должен владеть каждый европеец. К ним принадлежат: компетенция в области родного языка, компетенция в области иностранных языков, компьютерная, учебная, межличностная, культурная компетенция и другие
В центре внимания Концепции иностранных языков 11-летней школы находится целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной и личной ответственности учеников, то есть ключевые компетентности, что определяют качество современного образования. В новой учебной программе достаточно четко выписаны ключевые компетенции, которые выражаются в овладении учениками определенным комплексом способов деятельности, что позволяет человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной сфере. Речь идет о:
- речевой компетенции, которая обеспечивает выработку и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
- языковой компетенции - усвоение учениками системных знаний о языке, как средство выражения мыслей и чувств и формирования языковых умений и навыков; - социокультурной - усвоение культурных и духовных ценностей своего и других народов; норм, которые регулируют отношения между поколениями, полами, нациями, способствуют эстетическому и морально-этическому развитию; - общеучебной - формирование общеучебных умений и навыков учеников, овладения стратегией, которая определяет речевую деятельность, прежде всего направленную на решение учебных заданий и жизненных проблем. Отмеченные компетенции формируют коммуникативную компетентность личности.
ІІ. Основная часть
2.1. Внеклассная работа – источник формирования ключевых компетенций
Основной формой изучения иностранного языка является урок. Но одним из действенных инструментов гуманистического изучения иностранных языков. равно как и формирование ученической автономии в учебе, которая коррелирует с целями и заданиями новой программы по иностранным языкам, есть органическое сочетание урока и внеклассной работы по иностранному языку, который изучается в школе.
Поскольку в программе предусмотрено лишь 1-2 часа на изучение второго иностранного языка в неделю, то внеклассная работа приобретает здесь особенное значение. В первую очередь она должна как по своей форме, так и по содержанию поддерживать позитивные моменты изучения немецкого языка как второго иностранного. За последние годы сложилось четкое понимание того, что внеклассная работа имеет существенное значение как для учителя, так и для обучающихся Поэтому многие годы я организую работу кружка по немецкому языку "Alles Gute".
Внеклассная работа имеет также практическую, образовательную, развивающую, воспитательную, метапредметную цели. Она должна быть системной, добровольной для учеников, интересной по содержанию, направленной на развитие личности ученика. Ее практическая цель – углублять приобретенные им на уроках знания, развивать и совершенствовать языковые навыки и умения в другой, своеобразной форме: в форме конкурса, дискотеки, викторины, тематического вечера и др., содействовать развитию самостоятельности, коммуникативно-познавательной и социальной активности. Внеклассная работа способствует также формированию у обучающихся ключевых образовательных компетенций, выделенных в государственном Стандарте базового и полного среднего образования:
Самообразовательная и информационная компетенции – школьники получают знания в процессе индивидуального чтения разнообразных пособий, журналов, газет на немецком языке. Они самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию с использованием современных информационных технологий: Іnternet, CD- диски, аудио-видеокассеты, компьютерные программы по иностранному языку и т.д. Коммуникативная компетенция (речевая + языковая). В процессе занятий формируются, развиваются и совершенствуются добытые на уроках знания. Дети работают в парах, в группах, участвуют в ролевых играх, инсценировках, презентациях. Они совершенствуют умения и навыки во всех видах речевой деятельности
Поликультурная и социокультурная компетенции. В процессе изучения немецкого языка ученики усваивают знание социокультурных особенностей Германии, Австрии, Швейцарии, знакомятся с их традициями, культурными и духовными ценностями, сравнивают с культурой своего народа. Выражают собственное мнение относительно событий в стране, язык которой изучается. Воспитываются на лучших традициях своего народа и других народов.
2.2. Функции внеклассной работы
Кроме того, необходимо подчеркнуть связь внеклассной работы с курсом изучения немецкого языка (как второго иностранного в школе).
1. Обучающая функция внеклассной работы ( таблица 1)
Таблица 1
Формы работы | Осуществление взаимосвязи |
1-й путь: от кл. работы к внеклассной работе | 2-й путь: от внеклассной работы к кл. работе |
Выпуск стенгазет | 1. Лучшее сочинение ученика на тему ... напечатать в газете 2. Напечатать в газете наиболее интересные высказывания учеников по теме... 3. Напечатанные газеты можно использовать для будущих учеников | 1. Обсудить на уроке газету и ее рубрики, повесив газету на доску. 2.Использовать статью как текст для аудирования. 3. Рекомендовать статьи для внеклассного чтения 4. Обсуждение газеты использовать на уроке развития устной речи и т д. |
Викторина по cтрановедению
И т д | 1. Предупредить учащихся о будущем мероприятии. Акцентировать на датах,, фактах событиях, которые могут быть использованы в викторине. Нацелить на поиск доп информации. 2. Вынести решение об оформлении проекта или презентации. | 1. Использовать найденную дополнительную информацию на уроке по изучаемой теме в устном или письменном высказывании . 2.Использовать полученный продукт как наглядность и т д |

Какой же языковой материал должен использоваться во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий? Считаю, внеклассные формы работы нужно строить главным образом на языковом материале, предусмотренном учебной программой, и не допускать особой перегрузки обучающихся. Кроме того, во внеклассных мероприятиях участвуют и зрители, которым интереснее воспринимать на слух знакомую лексику и сознательно воспринимать речь своих соучеников на немецком языке. Учитывая это, следует определять тематику внеклассных мероприятий совместно с планированием учебного процесса. Заранее намечаются виды речевых упражнений, которые дадут ученикам возможность творчески использовать необходимый материал впоследствии на внеклассном мероприятии.
2. Воспитательная функция внеклассной работы Внеклассная работа способствует воспитанию наилучших черт человека будущего: толерантное отношения к культуре других стран, чувство патриотизма, ответственность, работоспособность, формирует эстетические чувства, художественный вкус, опрятность, самостоятельность, уважение к собеседнику и тому подобное. В.А.Сухомлинский писал: "Быть добрым учителем можно только когда ты добрый воспитатель... Без участия во внеклассной работе педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым сокровищем". [Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. - М., 1958. - С. 75].
3. Развивающая функция внеклассной работы Участие детей во внеклассной деятельности по иностранному языку содействует также развитию памяти (механической, долговременной), произвольного внимания, логического, творческого мышления, воли, воображения, наблюдательности, языковой догадки, умения быстрого реагирования, разнообразных способностей учеников и тому подобное. В теории методики, к сожалению, этот вопрос не очень разобран, но практика, многолетнее наблюдение за участием школьников во внеклассных мероприятиях подтверждают эти утверждения. Предлагаем таблицу, из которой видно, как выбранные формы работы содействуют развитию определенных качеств личности ( табл. 2)
.Таблица 2.
Формы работы | развитие качеств личностии |
Соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т. д) | 1. Внимание 2. Наблюдательность 3. Память 4. Догадка 5. Сообразительность 6.Разные способности: танцевальные, рисование, музыкальные, языковые. 7.Скорость реагирования и т. д 8. Воспитательная функция |
СМИ (газеты, стенд, обьявлениe...) | 1. Внимание 2. Абстрактное, логич. мышление 3. Умение работать с материалом 4. Художественный вкус 5. Художеств. способности и т. д. |
Культурно-масcовая работа (тематические вечера, гостиные, праздники , устный журнал и т д.) | 1.Расширение кругозора 2. Творчество 3. Активность 4. Самостоятельность 5. Память 6. Языковые механизмы 7.Восприятие 8.Трудолюбие 9. Муз. способности и т д. |
Работа кружка по немецкому языку "Alles Gute" - это групповая форма внеклассной работы. Она охватывает обучающих 6-11 классов. В своей деятельности я использую такие групповые формы внеклассной деятельности как - соревнование (конкурс, игра, викторина, олимпиада);
- средства массовой информации (выставка, викторина, газета, объявление, бюллетень, коллаж и т. д );
- культурно-массовые формы внеклассной работы (вечер-портрет, литературная гостиная, неделя языка, праздник, КВН, фестиваль)

В течение многих лет активно внедряются в практику технические средства обучения. В процессе внеклассной работы по немецкому языку используются аудиоматериалы песен на немецком языке, видеокассеты "Hallo, aus Berlin", "Anna, Oskar und der Hund", "Wir lernen Deutsch" и другии, презентации по разными сферами общения, видеофильмы, мульти-уроки, ИКТ и т.д. Практика показывает, что ТCO не только разнообразят внеклассную работу, но и способствуют ее эффективности, позволяют индивидуализировать и дифференцировать познавательную деятельность учеников в соответствии с их личностными чертами, способностями и уровнями обученности.
ІІІ. Вывод
Таким образом, хочу обратить особое внимание на большую роль внеклассной работы по немецкому языку (как второго иностранного языка в нашей школе) в развитии личности ученика относительно формирования его ключевых компетенций. Прибавим некоторые факты. За последние 3 года было проведено 35 занятий кружка немецкого языка "Аlles Gute". Участвовали 40 учеников 6-11 классов. Каждый год самые активные были не только участниками школьной, районной, областной олимпиад по немецкому языку, муниципальных, республиканских конкурсов по языку, но и победителями этих олимпиад и конкурсов : Курышева О., Нестеренко О, Маркова Ю., Моховая А., Гаджиєв В. Гаджиев Ф, Поправко О., Курочкин А., Совпель М ,. Пересада Л, Бабцева А,, Левыкина Л,, Захарова А,, Рошка М., Милохин Е.и другии Подготовленные и проведенные мероприятия по немецкому языку для учеников и родителей школы показали необходимость внеурочной работы. Творчество детей отмечается грамотами, призами. После окончания учебного заведения кружковцы продолжают изучение немецкого языка в ВУЗах города Донецка, а многие успешно трудятся учителями немецкого языка и также используется язык в профессиональной деятельности.

Полагаю, что ниже приведенные формы внеурочной деятельности свидетельствуют о справедливости моих рассуждений. Дизайн каждого мероприятия зависит от творческого вдохновения учителя, его преданности своему любимому делу и, в первую очередь, его любви к своим питомцам.
Бабцева Н. В. учитель немецкого языка, высшая категория
Муниципальное общеобразовтельное учреждение
„Учебно- воспитательный комплекс „Гармония“ города Донецка
Внеклассное мероприятие
Литературно-музыкальная гостиная
“Frühlingssinfonie“
Тема.Выдающиеся писатели и поэты Германии
Цель:
1)расширить знания обучающихся о творчестве известных писателей и поэтов Германии, формировать навыки публичного выступления, навыки выразительного чтения поэтических призведений, усовершенсвовать рече вую компетенцию;
2) развивать умения высказывать собственное мнение,способствовать формированию самообразовательной деятельности; развивать творческие способности;
3) воспитывать уважение к языку и культуре других народов.
Оборудование: портреты писателей, музыкальное сопровождение, карта Германии, плакаты , DVD , видеоматериал
Технология организации и проведения
1. Guten Tag, liebe Freunde! Ich erkläre unser literarisсhes Gastzimmer für eröffnet und sage: “ Seien Sie willkommen! “
2. Es ist Frühling. Es ist sonnig und klar. Fröhlich leuchtet der Himmel. Es beginnt zu tauen. Der Frühling bringt uns Liebe, Freude und Glück. Das ist die schönste Jahreszeit, nicht wahr?
1. Zusammen mit der Natur erwachen die besten menschlichen Gefühle. Und wir haben uns als Motto für unser Programm die Wörter des groβen Goethe gewählt:
Edel sei der Mensch
Hilfreich und gut!
Denn das allein
Unterscheidet ihn
Von allen Wesen, die wir kennen.
2. Deutschland hat der Welt viele berühmte Schriftsteller und Dichter gegeben. Darunter sind J.W. von Goethe, Fr.Schiller, H.Heine, Werner Reinicke, B.Brecht und andere. Wir widmen unser Gastzimmer diesen bekanntesten Deutschen, die die Natur liebten und sie besangen.
1. J.W. von Goethe wurde am 28 August 1779 in Frankfurt am Main geboren. Er erhielt eine gründliche Bildung und schrieb viele Werke: Balladen, Dramen, Romane, lyrische Gedichte. Als er an der Leipziger Universität studierte, schrieb er das “ Heidenröslein” und widmete es der Frau, die er liebte. Hier klingelt es. (ученик читает стихотворение „Heidenröslein“)
2. Der Junge Goethe liebte sehr die Natur. Er reiste gern in die Berge, in den Wald. In vielen lyrischen Gedichten besingt Goethe die Schönheit der Natur.
( стих „Gefunden“ )
1.Einmal wanderte Goethe durch die Berge. Überall war Ruhe. Die Natur machte auf den jungen Dichter einen groβen Eindruck und er schrieb “Wanderers Nachtlied” (звучит музыка, на ее фоне ученик читает стих)
Über allen Giрfeln
ist Ruh΄,
In allen Wipfeln
Spürest du
Kaum einen Hauch,
Die Vögelein schweigen im Walde.
Warte nur, balde
Ruhest du auch.
Dieses Gedicht wurde vom russischen Dichter M.Lermontow, W.Brjussow übersetzt. Hören Sie sich bitte diese Übersetzung an! (аудиозапись)
2. J.W. Goethe ist, war und bleibt immer in unseren Herzen. Seine Werke besonders “Faust” sind weltbekannt. Er starb im Alter von 83 Jahren. Eine enge Freundschaft verband ihn mit dem gröβten deutschen Dichter Friedrich Schiller.
1. Friedrich Schiller widmete seine Werke dem Menschen, dem Glück, der Liebe. Darunter sind drei Gedichte:
Das Mädchen aus der Fremde
Hoffnung
Jägerliedchen
(Es ist aus seinem letzten Drama
“Wilhelm Tell”)
2. Friedrich Schiller starb im Jahre 1805 und wurde neben J.W. Goethe in der Stadt Weimar beigesetzt. Ученик читает произведение Ф. Шиллера
1. Eine besondere Rolle in der deutschen Literatur spielte der große Dichter Heinrich Heine. Er wurde am 13. Dezember 1797 in Düsseldorf geboren. In diesem Jahr feiert man seinen 210. Geburtstag. H. Heine reiste sehr viel, er besuchte viele Länder, um die Natur und die Menschen zu beobachten. Er schrieb viele lyrische Gedichte, in denen er die Heimat, die Natur und die Liebe besang. Wir schlagen euch vor, euch diese Gedichte anzuhören.
- „ Ein Fichtenbaum“
- „Deutschland. Ein Wintermärchen“ gekürzt
2. Ein sehr bekanntes Heines Gedicht “ Loreley” wurde von vielen Dichtern übersetzt. ( декламируется “Loreley“ )
Jetzt hört euch bitte dieses Lied an! ( запись)
1. Es ist Frühling und es reget sehr oft. Mit dem Regen assozieren wir verschiedene Gefühle. Der österreichische Dichter Hartmann schrieb darüber in seinem Gedicht
Die Regentropfen
Ein Regentropfen sprach
Zu anderen Regentropfen:
“Möcht΄ wissen, warum
wir an dieses Fenster klopfen?”
Der ander Tropfen sprach:
“Hier wohnt ein Kind der Not,
Und dem verkünden wir:
Es wäсhst, es wächst, das Brot“.
Und da ist dichterische Űbersetzung Hartmanns Gedicht.
Дождевые капли
Сказала капля дождевая
Такой же капле дождевой
«Зачем, подруга дорогая,
В окошко мы стучим с тобой?»
Другая капля отвечает:
«В избушке здесь бедняк живет.
Стучи сильнее! Пусть он знает,
Что хлеб его растет, растет!»
2. Im Frühling feiern wir den Frauentag. Viele Gedichte und Lieder sind der Mutti, der Oma, der Frau gewidmet. Hier sind einige. Sie werden von unseren Kleinen aufgesagt. Учащиеся читают стихи о маме
1. Alex, was meinst du? Hat unser Konzert den Schülern gefallen?
2. Ich meine, ja. Aber wollen wir die Kinder fragen! Gefällt euch unser literarisches Gastzimmer?
1. Schade. Wir müssen schon beenden. In unseren Herzen bleiben heutige freundliche Atmosphäre, schöne lyrische Gedichte, Musik und Lieder der berühmten deutschen Klassiker.
Lehrerin: Unsere Schüler können nicht nur Gedichte aufsagen, sondern auch schön tanzen. Hier klingelt die Musik des großen österreichischen Komponisten J. Strauβ und unsere Schüler tanzen.
( учащиеся танцуют вальс Штрауса)
Lehrerin: Jetzt haben wir Wissenstoto „Kennen Sie Deutschland ?“
( проводится викторина)
1,2. Auf Wiedersehen! Liebe Gäste, wir wünschen euch viel Erfolg bei dem Erlernen der Deutschsprache.

Автор: Бабцева Нина Вадимовна
МОУ „УВК „ГАРМОНИЯ“ ГОРОДА ДОНЕЦКА“, 2018
19