Внеклассное мероприятие
4 ноября- День народного единства
Задачи:
пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;
воспитание учащихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю.
Оформление: презентация, музыкальное сопровождение (песня «Моя Россия»).
Слайд 1
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
(слайд 2).- в этот день осенних каникул, 7 д класс рад приветствовать всех присутствующих в актовом зале на интеллектуальной игре «Героические страницы нашей истории».
И начнем как раз с истории праздника День народного единства, который отмечается с 2005 года.
(слайд 3)Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
(слайд 4)
Родина и единство…Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи. (слайды 5, 6)
Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.
(слайды7,8)
В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.
(слайд 9)
Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Спасаясь от произвола, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России
(слайд 10)Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.
Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои.
(слайд 11)
Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства.
(слайд 12)Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.
(слайд 13)1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.
(слайд 14)Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.
(слайд 15)Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.
На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.
Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.
(слайд 16)
Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.
(слайд 17)События тех времен увековечены.
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде, а установку приурочить к 200-летию памятных событий.
(слайд18)
Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. (слайд 19)
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
(слайд 20)
Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них - стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) - Мартос с сыновьями.
(слайд21)
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.
Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.
(слайд22)
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. В этот великий праздник произошло избавление России от иноземных захватчиков. (слайд23)
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.
(слайд 24)Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за Родину, и они победили.
Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.
А теперь перейдем к интеллектуальному состязанию и выясним какая команда самая внимательная!
1 тур. « С историей не спорят, с историей живут…»
Командам необходимо прочитать тексты и вставить пропущенные слова. В зависимости от класса, тексты представлены разной сложности. На задание отводится 5 минут. Максимальная оценка 5 баллов
2 тур «Тебе, о Родина, сложил я песню ту…»
Задание: сейчас поочередно будут звучать разные музыкальные композиции, командам необходимо в бланке ответов записать название произведения и автора. Каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов 6
3 тур. «Слава нашей стороне, слава русской старине…»
Во все времена истории русские люди в народном эпосе, литературных произведениях прославляли величие своей Родины, красоту удивительной природы, преданность и силу солдат, героев.
Задание: необходимо по стихотворному отрывку определить, о каком событии идет речь, назвать дату этого события. За каждый верный ответ – 1 балл.
4 тур. Викторина «День народного единства»
Сейчас ваша задача дать как можно больше правильных ответов на вопросы викторины. Ответы записывайте также в бланк ответов. На это задание отводится 5 минут.
5 тур. «Я памятник воздвиг…»
Заключительным туром нашей игры станет творческое задание.
Командам необходимо составить из имеющихся материалов творческий проект и представить его жюри.
7 класс готовит открытку ко Дню народного единства
8-9 классы – должны будут представить плакаты, посвященные Дню народного единства и защитникам Родины
10 класс – представит иллюстративный кластер, посвященный освобождению России от интервентов.
На задание отводится 7 минут. Каждая команда должна будет представить свой проект.(критерии: эстетичность, тематичность, содержательность и защита – всего 5 баллов)
После выполнения задания, по очереди предоставить слово командам
-слово предоставляется команде 7 класса… Спасибо!
-слово предоставляется команде 8 класса
- слово предоставляется 9 классу
- слово предоставляется 10 классу
- Теперь жюри подведет итоги и с результатами вы сможете ознакомиться на информационном стенде.
Спасибо всем за участие!