Внеклассное мероприятие «День родного языка».
Цель: прививать любовь к родному языку через игру.
Задачи:
1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.
2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;
3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.
4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя…………………………………….
Данияр:
Добрый день, уважаемые гости! Ребята! Мы рады приветствовать Вас в нашем классе. Сегодняшний праздник мы хотим посвятить родному языку. Нет в мире, наверное, ничего более важного, чем родной язык.
Аяна:
21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. Праздник был учрежден в ноябре 1999 года . Цель этой важной даты – привлечь внимание к необходимости сохранения многоязычия в сегодняшнем мире.
Ислам:
Эта дата была выбрана не случайно: ровно 60 лет назад в этот день, 21 февраля 1952 года, в Дакке (столице Бангладеш) от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны
Умут:
В этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.
Нурдин:
Всемирный конгресс лингвистов установил, что люди разговаривают примерно на 3000 языках. На одних языках говорят миллионы, на других – десятки людей. Великими языками принято называть китайский, индийский, английский языки – ими пользуется наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский.
Айжан:
Каждая нация – эта неповторимая культура, история, традиции и конечно же язык. В нашей стране все граждане могут говорить на своем родном языке, но средством межнационального общения является русский язык.
Данияр:
Только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком.
Атай:
На свете много стран больших,
И много малых есть,
И для народности любой.
Язык свой-это честь!
Нуржанат:
Язык твой как родная мать,
Которую ни унижать нельзя, ни оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Адилет:
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Сумая:
Языков так в мире много,
Всех нам даже не познать.
Очень важно в этой жизни,
О родном не забывать.
Эсма:
И стараться речь родную,
Никогда не засорять,
Продвигать её вновь в массы,
Много книжек прочитать!
Арууке:
Родной язык — народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания —
Всё мило нам на языке родном!
Аслан:
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
Атай:
День родного языка
Отмечает вся земля
В этот день мы всем желаем
Мира,радости , добра!
Учитель:
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Поэт Вяземский сказал:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
Итак, начинаем наше занятие
-А теперь команды поприветствуют друг друга.
Приветствие команд:
1 команда: Мы - веселые ребята, и не любим мы скучать,
С удовольствием на вопросы будем отвечать.
Мы ответим дружно, и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба владычицей побед.
2 команда: И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания.
И, соревнуясь, вместе с вами мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.
Сегодня наши команды будут поддерживать болельщики. Им слово для приветствия команд.
Приветствие болельщиков
За команды мы болеем и друзьям помочь сумеем!
Пожелаем вам, друзья, сражаться дружно и отважно,
Кому достанется победа совсем, совсем неважно!
Все вместе поют песню (на мотив песни «Улыбка»)
Любит игры наш веселый класс,
Вот начнётся состязание сейчас,
Вот болельщик, а вот и жюри,
Путь к победе труден, что не говори.
Припев: Нам доверено с тобой провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты могуч, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Учитель: Работу команд будут оценивать ваши родители и любимые учителя.
За каждый правильный ответ жюри будет начислять вам баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Если команда готова дать ответ, капитан поднимает руку и объявляет участника, который даёт ответ. Выкрики с места, хоровой ответ на вопросы не засчитываются. Первой отвечает команда, в которой раньше поднимет руку капитан (либо по очереди).
Если вы готовы, то в добрый путь! Желаю успехов!
Задание обеим командам: “В каких словах ЕЛЬ растет?”
Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)
Второй конкурс «Знаешь ли ты пословицы?»
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
речь своих собеседников. Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности.
Вот ваше следующее задание: закончите пословицу по ее началу. Участники команд по очереди читают начало пословицы и заканчивают её по памяти.
1 команде:
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все – за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
2 команде:
1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
4. Поспешишь - … (людей насмешишь).
5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
Учитель: Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу жизнь. Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль.
Сейчас вы услышите ситуации, к которым надо подобрать пословицы. За каждую правильно подобранную пословицу жюри начисляет 1 балл.
( читают заранее подготовленные дети для каждой команды по очереди)
Подружки выбирали кофточки в магазине. Вера решила купить ярко – синюю, а Наташа выбрала скромную, бледно – сиреневую. «Не нравится мне этот цвет»,- поморщилась Вера. Что ответила на это Наташа? (На вкус и цвет товарища нет.)
Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит – на другой клюет. Бросил он первую удочку - и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик? (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
Весь вечер ломали ребята голову над схемой самодельного автомобиля: все как будто в порядке, а автомобиль не работает. Наконец один из них встал и говорит: «Давайте-ка по домам, спать». И произнес одну пословицу. Какую? (Утро вечера мудренее.)
Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).
Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять, а уроки пообещала сделать потом. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело. Делу время, потехе час.)
Четвёртый конкурс «Игра – кричалка». Назвать детенышей животного мира.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ).
1 команда 2 команда
Кошка – котёнок Собака – щенок
Гусыня – гусёнок Скворец – скворчонок
Лошадь – жеребёнок Свинья - поросёнок
Корова – телёнок Овца – ягнёнок
Индюшка – индюшонок Курица – цыплёнок
Змея – змеёныш Лягушка – лягушонок
Пятый конкурс «Вопрос - ответ».
Каждой команде поочерёдно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы
Команды по очереди отвечают на 6 вопросов. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 6.
1 команда:
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
2 команда
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?( гость)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
Сколько слогов в слове да? (1)
Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (Буква.)
Учитель: Пока жюри совещается,
Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном:
I команда II команда
Нога - … (ноги) Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги) Мука - … (не имеет мн. числа)
Ведро - … (вёдра) Бедро - … (бёдра)
Метро - … (не имеет мн. числа) День - … (дни)
Цыплёнок - … (цыплята) Козлёнок - … (козлята)
Игра: «Верно – неверно»
Командам необходимо прослушать утверждение и ответить «ДА» или «НЕТ»
1. Слова состоят из звуков? (да)
2. Звуки мы можем увидеть? (нет)
3. Звуки мы слышим и произносим? (да)
4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки? (да)
5. Гласные бывают твердые и мягкие? (нет)
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо? (да)
7. Ударный гласный слышится ясно? (да)
8. Парные согласные на конце слова проверять не надо? (нет)
Спасибо , ребята! Сейчас мы дадим слово нашему жюри.
(насчитывают баллы и поздравляют победившую команду)
Учитель:
Давайте сейчас споем нашим учителям песню(поют песню)
Литературная композиция, посвященная Дню родного языка
Ведущий 1 Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,
Ведущий 2 В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля.
Ведущий 1 Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Ведущий 2 В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.
Ведущий 1 «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - писал Белинский.
А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной...»
Ведущий 2
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Ведущий 1 Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».
В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.
Ведущий 2 А знаете ли вы, что в разных источниках можно встретить разные варианты самого длинного слова в русском языке. Например, в Книге рекордов Гиннесса это слово — «превысокомногорассмотрительствующий», а в орфографическом словаре РАН — «водогрязеторфопарафинолечение». Однако все эти рекорды безосновательны, ведь некоторые правила русского языка позволяют теоретически легко их побить. Так, для обозначения возраста человека самым длинным словом будет «восьмидесятичетырёхлетний», но по этому же принципу можно строить гораздо более длинные прилагательные для возраста деревьев или даже космических объектов.
Ведущий 1 А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд — зоообъединение.
Ведущий 2 А знаете ли вы, что единственное слово русского языка, не имеющее на
поверхностном уровне корня — вынуть (приставка вы- + суффикс -ну- + окончание -ть). Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им-. Раньше, примерно до XVIII века, этот глагол выглядел как выняти.
Ведущий 1 А знаете ли вы, что писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо было быть полиглотом – знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»
Ведущий 2 А знаете ли вы, что в русском языке есть недостаточные глаголы
Классический пример: "победить". Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Так не говорят! Нет такой формы! Приходится пользоваться заменяющей конструкцией "я одержу победу" или "стану победителем". Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Ведущий 1 Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми читателями и слушателями.
Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий 2 Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Свой великий язык!
Ведущий 1 Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы ее продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!
Поспешишь — …людей насмешишь.
Что посеешь, … то и пожнешь.
Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, … один отрежь.
Глаза боятся, … а руки делают.
С кем поведешься … от того и наберешься.
Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.
Ведущий 1 Игра на внимание
глаз-.. зверь-…
озеро-… молодежь-…
дом -…
2
5 р.. ф.. б.. .. …
з…
6 .. .. .. … …
Э.. в..
7 .. … … .. …
ф… …
… … … … …
ф… …
Найди анаграммы к словам: Бокал – (колба) Каприз – (приказ) Уклон – (клоун, кулон, колун) Автор – (отвар, рвота, товар) Апельсин – (спаниель) Кобура – (уборка) Ромашка – (мошкара) | Шрам – (марш) Карета – (ракета) Осколок – (колосок) Ростки – (строки) Шнурок – (коршун) Старик – (стирка) Пальто – (лапоть) |
Ведущий 1 Иван Сергеевич Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Ведущий 2
В международный день родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка!
Ведущий 1 Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как
Праздник дружбы в начальной школе, посвящённый Международному дню родного языка.
Цель: формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам; воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа, патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию, делать выводы, обобщения;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям; уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию, делать логические умозаключения;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре, группе, уважительно относиться к суждениям одноклассников
Оборудование:компьютерная презентация
Ход праздника:
1 вед. Ырӑ кун пултӑр, хаклӑ хӑнасем! Сывлӑх сунатпӑр! Туслӑх кунне халалласа паянхи уява пуçлатпӑр.
2 вед. Добрый день, уважаемые гости! Ребята! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Сегодняшний праздник мы хотим посвятить дружбе. Нет в мире, наверное, ничего более важного, чем дружба.
1 вед.21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. Праздник был учрежден в ноябре 1999 года . Цель этой важной даты – привлечь внимание к необходимости сохранения многоязычия в сегодняшнем мире.
2 вед. Эта дата была выбрана не случайно: ровно 60 лет назад в этот день, 21 февраля 1952 года, в Дакке (столице Бангладеш) от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны
1 вед. В этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить.
2 вед. Язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.
1 вед. Всемирный конгресс лингвистов установил, что люди разговаривают примерно на 3000 языках. На одних языках говорят миллионы, на других – десятки людей. Великими языками принято называть китайский, индийский, английский языки – ими пользуется наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский.
2 вед. Россия – многонациональное государство. Каждая нация – эта неповторимая культура, история, традиции и конечно же язык. В нашей стране все граждане могут говорить на своем родном языке, но средством межнационального общения является русский язык.
Песня «Моя Россия».
1 вед. Русский язык – самый древний язык на планете. В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек В революционной России 1917 года насчитывалось 193 языка — на момент распада СССР только 40. Ежегодно исчезало около двух языков…
2 вед. Писатели, поэты нашей многонациональной Родины любили, воспевали, обогащали язык. Предавали из поколения в поколение красоту богатство родного языка.
1 вед. Двери нашей гимназии распахнуты для детей разных национальностей.
2 вед.Пирĕн гимназире тĕрлĕ халăх ачисем вĕренеççĕ, туслă пурăнаççĕ.
1 вед. Только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком.
2 вед Тăрăшмасан нимĕнте пулмасть тени ĕнтĕ вăл, тăван чĕлхе те унпа калаçмасан манăçа тухма пултарать.
(ученики читают стихи)
1 ученик: Ман çĕршыв çĕр пин тĕрĕ çĕршывĕ
Калаçать вăл çĕр-пин сăмахпа,
Ун çĕр-пин юррине эс итле
Чи телейлĕ, таса туйăмпа.
2 ученик: На свете много стран больших,
И много малых есть,
И для народности любой.
Язык свой-это честь!
3 ученик:Эп-чăваш ачи.
Саватăп чĕвĕл-чĕвĕл чĕлхене.
Юратап юрра, сăвва та,
Купăса та кĕслене.
Юрататăп вуламашкăн
Чăвашла та вырăсла.
Ик чĕлхе вăл- ик ăс маншăн,
Эп пуласшăн ик ăслах.
4 ученик:Язык твой как родная мать,
Которую ни унижать нельзя, ни оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
5 ученик:И туган тел, и матур тел
Əткəм-əңкөмнең теле.
Дөньяда күп нəрсə белдем
Син туган тел аркылы.
6 ученик;Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
7 ученик:На просторах огромной России
Много разных народов живёт.
Все народы, как братья родные,
Всем народам-любовь и почёт!
8 ученик:Языков так в мире много,
Всех нам даже не познать.
Очень важно в этой жизни,
О родном не забывать.
9 ученик:И стараться речь родную,
Никогда не засорять,
Продвигать её вновь в массы,
Много книжек прочитать!
10 ученик:Родной язык — народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания —
Всё мило нам на языке родном!
11 ученик:Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
12 ученик: Ман çĕршыв çĕр пин тĕрĕ çĕршывĕ
Калаçать вăл çĕр-пин сăмахпа,
Ун çĕр-пин юррине эс итле
Чи телейлĕ, таса туйăмпа.
Песня «Асамат кĕперĕ».
1 вед. У каждого народа есть множество образных выражений, пословиц и поговорок о языке. Русские люди издревле знают, что «слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «язык впереди ног бежит», «где слова привета, там улыбка для ответа», а также, что «язык мой – враг мой» и «язык до Киева доведёт».
2 вед. Вдумайтесь, какие мудрые слова: Говори мало, слушай много, а думай еще больше. Сперва подумай, потом скажи. Ласковым словом и камень растопишь. Недоброе слово больней огня жжет.
1 вед.Народом создано много пословиц о дружбе.
Сейчас я буду читать начало пословицы, а вы хором продолжайте.
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь).
Чарăксăр ҫăвара элек …(йăва ҫавăрать)
Дружба, как стекло…(разобьётся не сложишь).
Человек без друзей…(что дерево без корней).
Тăван төрĕс сăмахшăн…(ҫирĕп тăр)
Нет друга – ищи…(а нашёл – береги).
Знал дружка в радости,( не оставляй в горести.)
Иле барның…(теле бар)
Не тот друг, кто мёдом мажет, (а тот, кто правду в глаза скажет).
Друзьями хвались, (но и сам в хвосте не плетись.)
Дерево держится корнями, (а человек друзьями.)
2 вед.:У каждого человека есть ещё своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции. Главное богатство нашего города, нашей республики - это люди. За многовековую историю на нашей земле подружились между собой люди многих национальностей. Все нашли здесь свою судьбу.
Вед. Кăçал пирĕн пысăк уяв, Анат Кама хули çуралнăранпа 50 çул тултарать. Хула çынсене хăйĕн илемлĕ те анлă парксемпе, тараватлă ĕççыннисемпе савăнтарать.
-Ребята ,какие языки мы можем услышать в нашем родном городе?
(Ответы учащихся: русский, чувашский , татарский ,мордовский и много других языков)
1 вед.Нижнекамск -многонациональный город. В нём проживают люди 40 разных национальностей. На территории города и района функционируют 6 национально-культурных объединений: «Нижнекамское русское общество»,»Чувашский общественно-культурный центр, Этнографическое культурно-просветительное объединение кряшен, Украинская национально-культурная автономия «Вербиченька», Башкирская национально-культурная автономия «Урал», Немецкое общество «Дружба». В 2014 году в городе открылся Дом Дружбы народов.
2 вед.У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа Любовь к родному языку передается также через песни,танцы и народные игры. У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом.
Игра «Запретное слово»
(ведущие по очереди произносят слова, а дети хлопают. Не надо хлопать только в том случае, когда произносится запретное слово «ссора»)
Доверие, терпимость, ссора, мир, дружба, , ссора, уважение, помощь, , ссора, радость и т.д.)
(чувашский танец)
1 вед.В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык. Куда бы вы не поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.
(стихотворение на английском языке)
2 вед.В нашей школе тоже учатся представители разных национальностей: русской, чувашской, украинской ,татарской и многих других.
(Татарский танец)
1 вед. Когда – то французский писатель Антуан де Сент - Экзюпери мудро заметил: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Общение с человеком талантливым – двойная роскошь.К нам в гости сегодня пришёл очень интересный человек-Семён Андреевич Иванов, который в свободное время пишет стихи. А ещё он артист народного театра «Тамаша» и ансамбля «Шăнкăрав».Его детство пришлось на годы войны. Когда он вырос, служил на подводной лодке, а демобилизовавшись, всю жизнь работал учителем математики. Душевные, лирические стихи Семёна Андреевича перекликаются с событиями пережитого и увиденного.
(приветственное слово Семёна Андреевича и чтение своего стихотворения)
2 вед. Друзья! Предлагаю поиграть.
Поднимите все ладошки,
И похлопайте немножко,
Дружно хлопните пять раз:
1,2.3.4.5.
Слова можно повторять.
Соседу справа:
Мой сосед такой хороший.
Я ему пожму ладоши.
Соседу слева:
И другой сосед хороший,
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора,
Всем друзьям сегодня в зале
Крикнем громкое -УРА!.
1 вед.Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
2 вед.Давайте сохраним
Ромашки на лугу,
Кувшинки на пруду,
И клюкву на болоте…
1 вед.А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:….
(Дети говорят друг другу добрые пожелания.)
Финальная песня «Солнечный круг»(все вместе)
Цели:
- познакомить детей со знаменательной датой, посвящённой «Дню родного языка».
- повторить знания учащихся по русскому языку;
- формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
- развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный
запас учащихся.
-воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
- День родного языка,
Отмечает вся земля,
В этот день мы всем желаем,
Мира, радости, добра.
- Вы навстречу сегодня пришли, и не хмурьте лица,
Будьте весёлыми до конца. Мы собрались не в последний раз,
Так как любим игры без прикрас. И давайте же друзья,
Все, дыханье затая, играть.
- И сегодня здесь, друзья
Свела нас очень интересная игра – КВН.
- А как расшифровать эти буквы?
Заседание нашего клуба будет посвящено тайнам русского языка.
«Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка
- В нашей игре примут участие 2 команды.
1 команда – «Почемучки»
2 команда – «Всезнайки».
А наши гости будут жюри, они оценят работу каждой команды.
- И так, слушаем внимательно, думаем старательно.
- Кто же первый начнёт игру? Отгадайте загадку:
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семь – я)
- В каком слове сорок гласных ? (сорок- а)
1 Конкурс «Один – много».
Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить , как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :
Нога - … (ноги)
Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (нет мн.числа)
Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)
Метро - … (нет мн.числа)
День - … (дни)
Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)
Цыплёнок - … (цыплята)
Козлёнок - … (козлята)
- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
2 .Конкурс «Пятнадцать ква»
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «ква».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
- Этот «ква» научит читать (буКВАрь)
- Эта – стремиться атаковать (КаВАлерия)
- Этот жажду в жару утоляет (КВАс)
- Этот в пустыне степенно шагает (КараВАн)
- Без этого конь лихой спотыкается (подКоВА)
- Плавает в этом рыбка-красавица (аКВАриум)
- Эта – фигура в умной игре (КоролеВА)
- На этом Колумб отплыл на заре (КараВеллА)
- Эта, звук означая, молчит (буКВА)
- Эта даёт молоко и мычит (КороВА)
- Этот не раз вы чертили в тетрадке (КВАдрат)
- Эта растёт в огороде на грядке (тыКВА)
- Эта орехи впрок запасает (КедроВкА)
- Трудится кто, тот её получает (КВАлификация)
- Молодцы! С таким сложным заданием справились! Следующий
3. Конкурс «Про многозначные слова и омонимы»
Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.
- Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
- Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает (Пятачок)
- Первая с ниткой всегда неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну, а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не тужит. (игла)
- Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает (хвост)
- Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте (молния)
- Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают (очки)
Эти все слова многозначные, а ещё как их можно назвать? ( омонимы)
4. Конкурс «Загадки-кроссворды на словарные слова»
1. А – в начале,
З – в конце.
Сам он вырос на бахче,
Очень сладкий на вкус
Называется… (арбуз)
2. Буква Е и буква Ё.
Все вы знаете её.
Белый ствол её примета.
Назовите слово это (берёза)
3. Для вас открыты А и Я,
А слово назовите сами.
Сидит здесь маленький зверёк
Трусливый с длинными ушами (заяц)
4. Сначала А, потом уж О.
Все вы знаете его.
Из одежды – слово то
И называется … (пальто)
5. В этом слове буква А –
В трёх слогах стоит одна.
Он умеет рисовать,
Может слово написать.
Ответ теперь мне быстро дашь –
Конечно, это … (карандаш)
6. Что за слово загадали?
Буквы О три написали.
Помогу назвать вам слово:
Это нам даёт корова.
Догадались вы легко,
Это слово… (молоко)
7. Две буквы И и Ц одна.
Очень любит кур она.
Что за слово здесь таится
Угадали вы? … (лисица)
8. Во мне две О, не забывайте,
А как зовут меня – узнайте.
Рублю дрова я с давних пор,
И называюсь я … (топор)
5. Конкурс «Подбери пару»
Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились
предложения, выражающие законченную мысль.
Крупные капли дождя торчали на косогоре
Последние снежинки весело катались с горки
Маленькая собачонка летела в тёплые страны
Голые кусты барабанили по крыше дома
Деревенские ребята порхали в холодном воздухе
Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих
6. Конкурс «Будь внимателен мой друг»
- Если я называю имя существительное - хлопните 1 раз в ладоши.
Если прилагательное - встаньте. Если другую часть речи - сядьте.
Слова 1 команде «Почемучек»
День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, ранняя, весна, наступила, холодная, ветер.
Слова 2 команде «Всезнаек»
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый, мяч.
- Самыми внимательными были …..
- Слова, какой ещё части речи вам встретились в этом конкурсе?
(глагол)
7. Конкурс «Блиц-опрос» Команда отвечает быстро и правильно.
Вопросы 1 команде «Почемучек»
1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
5. Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
Вопросы 2 команде «Всезнаек»
1. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
2. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
3. Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…(сказуемым)
4. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
5. Как переносятся слова с двойными согласными?
8 конкурс: «Закончи пословицу»
- Я начинаю, а вы заканчиваете. Начинаем с команды ….
1) Труд кормит, а лень….. портит.
2) Как аукнется, так и….. откликнется.
3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
4) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
По одёжке встречают, а по уму ……(провожают).
9 конкурс: «Загадки - шутки»
Вопросы для команды ____________
1) Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?»
Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы -ты.)
2) Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? (Ты-к - вы.)
3) Какое местоимение состоит из двух предлогов?(О-на.)
Вопросы для команды ____________
4) Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать
справа налево? (он)
5) Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы
Получилось название животного?(За-я-ц.)
6) В названии какого из родственников две гласные, которые являются
местоимениями 1 лица единственного числа? (дЯдЯ.)
10 конкурс: «Восстанови справедливость»
- Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот
что: 1 команда: 2 команда:
Неуклюжий как крот Верный как слон
Неповоротливый как собака Хитрый как бык
Слепой как пёс Длинный как заяц
Трусливый как медведь Вороватый как жираф
Злой как лиса Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
11 конкурс: «Из мужского в женский»
- К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода.
1 команда: 2 команда:
Гость - …(горсть) шах - …(шахта)
Клуб - …(клумба) жест – …(жесть)
Шест - …(шерсть) ход - …(ходка)
Пол – …(полка) рак - …(рамка)
Полк - …(полка) рост - …(трость)
Хлор - …(хлорка) вол - …(воля)
Лак - …(ласка) мел - …(мель)
Сор - …(ссора) мак - …(марка)
Чай - …(чайка) док - …(доска)
Душ - …(душа) маг - …(магма)
12 конкурс: «Расшифруй слова»
Мы все ждали весны, чувствовали её дыхание. И вот, наконец – то, она пришла, а вот какие слова помогли нам почувствовать весну? Расшифруйте эти слова:
команда: 2 команда:
Пеакль (капель) Нытапроли (проталины)
Чагр (грач) Снижкнепод (подснежник)
Сокласуь (сосулька) Чуйре (ручей)
Жулы ( лужи) Льреал (апрель)
13.Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше состязание, в котором победила команда …………………..
- А закончить нашу игру я предлагаю песней «Чему учат в школе».