СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Информационный калейдоскоп"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Информационный калейдоскоп"»

Примечания: сказать технику безопасности перед работой на компьютере, поставить над капитанами (в конкурсе капитанов) экспертов из других команд для проверки правильности набора текста, убрать один конкурс

Внеклассное мероприятие по информатике для обучающихся 1 курса "Информационный калейдоскоп"


Цели мероприятия:

Предметная: формирование устойчивого интереса к информатике, повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;

Метапредметная: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, логического мышления, внимательности, памяти, находчивости;

Личностные: воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, самостоятельности, целеустремленности, честности, умения работать в команде, ответственности в достижении цели.

Тип мероприятия: командная игра.

План мероприятия:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, целей мероприятия, формы его проведения.

3. Работа по теме мероприятия

Знакомство. Представление команд.

1 конкурс. Разминка

2 конкурс. Домашнее задание.

3 конкурс. Целое и часть.

4 конкурс. Колесо фортуны

5 конкурс. Чёрный ящик

6. Конкурс капитанов «Скорость и смекалка»

7 конкурс. Пантомима.

8 конкурс. Ребусы.

4. Подведение итогов. Подсчет общего количества баллов

5. Рефлексия

6. Заключительное слово преподавателя.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Обучающиеся разбиваются на 4 команды (4 учебные группы по 4 человека). Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Определить жюри - 3 человека. Жюри заносит баллы в общую таблицу.

  1. Сообщение темы, целей мероприятия, формы его проведения.

Вступительное слово преподавателя: Добрый день, дорогие участники, зрители и болельщики. В современном мире ИНФОРМАТИКА - самая молодая и стремительно развивающаяся наука, знание которой просто необходимо каждому человеку. Сегодня мы с вами и в шутку, и всерьез попытаемся прикоснуться к разным граням этой интереснейшей науки.

Ведущий. Царица наук – математика.
Но выросла рядом принцесса –
Прекраснейшая Информатика,
Дочь мысли людской и прогресса.
Сегодня без этой науки
Представить наш мир невозможно.
Она нас спасает от скуки.
Она наш помощник надежный.

Преподаватель. В настоящее время изменяются требования к человеку. Становится необходимостью высокий уровень информационной культуры.

- Какие бы вы могли дать основные характеристики современного человека? (правильно, развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики современного человека).

Ведущий. Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Преподаватель. Дорогие участники команд, посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на вопросы:

- Какое понятие является основным для информатики? (информация)

- А что вы видите на этом слайде? (калейдоскоп)

- Попытайтесь, пожалуйста, из этих двух слов составить словосочетание, которое и будет названием нашей сегодняшней игры. (мнения обучающихся)

- Правильно, сегодня мы проводим игру «Информационный калейдоскоп».

Преподаватель. Скажите, пожалуйста, для чего мы с вами сегодня здесь собрались? (обучающиеся формулируют цели мероприятия, преподаватель подводит итог, а также делает акцент, что одной из целей мероприятия будет воспитание честности – а это заключается в следующем: На краях столов, лежат жетоны в виде листьев рябины и картинка самого дерева рябины. За правильно выполненное задание или правильный ответ, члены команд должны наклеить лист на дерево. В конце игры члены жюри подсчитают листочки на каждой рябине, приплюсуют свои баллы за конкурсы - и, таким образом, определят победителей).

Ведущий. Итак, сегодня в этом зале встречаются четыре команды 1 курса. 

Преподаватель. Разрешите представить вам членов жюри (идет представление). 

Ведущий. Приглашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой. 

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем. 
1 конкурс РАЗМИНКА. По цепочке каждому участнику команд задаётся вопрос, правильный ответ на который принесёт команде 1 балл (каждая команда может заработать по 4 балла, если все участники команды ответят на вопросы правильно). Вопросы могут быть как шуточные, так и серьёзные. Будьте внимательны!

  1. Единица информации, о которой абсолютно достоверно известно, что она состоит из 8-ми более мелких единиц (Байт)

  2. Когда говорят о компьютерных вирусах, то сразу вспоминают его, нашего соотечественника. (Евгений Касперский)

  3. Как называется человек - фанат компьютерных игр? (Геймер)

  4. Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (Зависание)

  5. Совокупность байтов, носящая какое-либо гордое имя, имеющая расширение и содержащая бесценную информацию (Файл)

  6. Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и диском? (Хранение информации).

  7. Назовите фамилию этого французского математика, физика, астронома, в честь которого назван один из популярных языков программирования (Блез Паскаль)

  8. Чья победа над гроссмейстером Гарри Каспаровым стала сенсацией 1994 года? (Компьютера)

  9. Какие цифры используются в 5-ричной системе счисления? (0,1,2,3,4)

  10. Назовите фамилию этого человека, основателя самой известной компании по разработке программного обеспечения. (Билл Гейтс)

  11. “Открой окошко — разорю тебя немножко”. О чем это? (о всплывающей Интернет рекламе)

  12. Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус)

  13. Аппаратные и программные средства, обеспечивающие объединение на компьютере текста, графики, анимации и звука. (Мультимедиа)

  14. Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей)

  15. Какой орган чувств позволяет получать больше информации, чем другие? (Глаза)

  16. Сколько бит в 3 байтах? (24)

Преподаватель. Итак, по ходу дачи правильных ответов на вопросы первого конкурса, на каждой из четырёх рябин появились листочки. Не забывайте, пожалуйста, о них, и, конечно же, о честности. А мы продолжаем, 2 конкурс…


2 конкурс Домашнее задание (максимальное количество баллов – 4).

- Вашим домашним заданием было творческое задание – в любой форме донести до присутствующих здесь людей важность информатики или её изучения. Этот конкурс оценивает жюри.

Преподаватель. Итак, мы переходим к 3 конкурсу…

3 конкурс ЦЕЛОЕ и ЧАСТЬ.

- Для каждого из терминов, представленных в левой колонке, необходимо в правой колонке указать понятие, являющееся его составной частью. За одну пару правильных ответов команда может получить 1 балл. Всего – 7 баллов, если все ответы правильные.

1. Байт.

1. Файл.

2. Системный блок.

2. Кнопка.

3. Клавиатура.

3. Цифра.

4. Меню.

4.Бит.

5. Папка.

5. Клавиша.

6. Число.

6. Дисковод.

7. “Мышь”.

7. Пункт.

Ответ: 1-4, 2-6, 3-5, 4-7, 5-1, 6-3, 7-2 (проводится самопроверка по слайду и обучающиеся самостоятельно приклеивают листы рябины на дерево)

Преподаватель. Мы переходим к 4 конкурсу…

4 конкурс КОЛЕСО фортуны:

- На слайде вашему вниманию предлагается несколько разноцветных секторов. Задача каждой команды выбрать сектор любого цвета, кроме чёрного, и одновременно с остальными командами выполнить задание. Фортуна в том, что за правильно угаданный ответ, команда получает по 1 баллу, а та команда, которая выбрала угадываемый сектор, при условии правильного ответа получает 2 балла. Таким образом, каждая команда в этом конкурсе может заработать по 5 баллов.

КОЛЕСО ФОРТУНЫ

Логическая задача (красный сектор)

На рисунке – Коля, Олег, Миша, Гоша и Борис. Миша не самый высокий, но он выше Гоши, Олега и Коли. Олег стоит рядом с Колей и меньше его. Гоше, чтобы дотянуться до выключателя, приходится подставлять скамеечку или просить помощи у своего старшего брата – Олега. В каком порядке стоят мальчики на рисунке?











ОТВЕТ: М, Б, О, К, Г

Анаграмма (жёлтый сектор)

Путем перестановки расшифруйте слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определите, какое слово здесь лишнее.

КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ

ОТВЕТ: текст, число, график, бумага (носитель информации, всё остальное – виды информации)

Уравнение (сиреневый сектор)

Дано уравнение Х = А + В + С

Расшифровав слова А и В и "сцепив" их, назовите слово Х, связанное с информатикой.

А - учреждение для хранения старых, старинных документов, документальных материалов.

В - гласная буква.

С - фигура вращения, напоминающая бублик.

ОТВЕТ: Архиватор

Символы (зелёный сектор)

Датчане называют этот знак «слоновий хобот»; венгры – «червяком»; норвежцы «свиным хвостом»; китайцы «мышонком», голландцы, немцы, венгры, поляки видят в нем «обезьяний хвост», французы и итальянцы - «улитку», а шведы предпочитают «булочку с корицей». А как называют этот знак в России?

ОТВЕТ: @ («собачка»)


5 конкурс Чёрный ящик (черный сектор)

Определите принцип преобразования информации и результат на выходе

ОТВЕТ: порядковый номер буквы О в слове - 4

Преподаватель. Переходим к 6 конкурсу…

6. Конкурс капитанов «Скорость и смекалка»:  Каждому капитану необходимо на скорость на компьютере набрать текст. Тот капитан, который справится с этим заданием первым – получит 3 балла (при условии правильного выполнения), вторым – 2 балла, третьим – 1 балл, ну а последним – 0 баллов

ТЕКСТ - Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла. Поэтому сейчас команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.

И всё-таки, информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Преподаватель: А тем временем, пока капитаны команд выполняют задание, мы переходим к следующему конкурсу.

7 конкурс Пантомима (4 балла)

- Хочу рассказать анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» - «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, ты на рыбалку…»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла. Поэтому сейчас команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов. Команда или один из представителей команды должен изобразить тот предмет или действие, которые написаны у них на листе. Команда, поднявшая первой руку, должна отгадать, что изображает команда соперников. Команде отгадавшей слово присваивается 1 балл.

Изобразить мимикой и жестами:

I команде: Печатающий принтер

II команде: Компьютер завис.

III команде: Мальчика, играющего в компьютерную игру

IV команде: Не включающийся компьютер

8 конкурс Ребусы (3 балла)

- На слайде изображены три ребуса. Команды, в течение 2 минут должны их разгадать и проверить правильность ответов по слайду. За каждый правильно разгаданный ребус – 1 балл.

Ответы: 1. Исполнитель

2. Процессор

3. Обработка

Заключительное слово преподавателя:

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы попросим наше жюри подвести итоги. А болельщики, не зная пока результатов игры, могут либо принести баллы своим командам, либо обменять их на сладкие призы, либо оценку по информатике.

Хочется поблагодарить команды за отличную подготовку, активность, честность, креативность и сноровку. Ребята молодцы!

Рефлексия. У вас на столах лежат листики рябины. Всем, кому понравилась игра, наклейте, пожалуйста, его на дерево, а кто устал на мероприятии – под деревом. Кто может высказаться по пройденной игре? Что понравилось? Что не понравилось? Посмотрите, пожалуйста, на слайд, как вы думаете, добились мы с вами целей, поставленных в начале мероприятия? (ответы обучающихся)

Подведение итогов. А теперь слово предоставляется жюри…

Этап награждения.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье.

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь —

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»























Вопросы для болельщиков:

клавиатура

передача

  1. Остальные символы называют его «невидимкой» (пробел).

  2. Видео, материнская и звуковая… Что это? (плата).

  3. В Интернете это не дом, и не улица, и даже не Советский Союз. Обычно содержит особое животное – собаку (адрес).

  4. Эта логическая функция принимает значение 1, если вы говорите правду, только правду, ничего кроме правды (логическая функция «И»).

  5. Раньше так называли склад, где хранились овощи, а теперь здесь хранятся упорядоченные данные (база данных).

  6. «Почерк» компьютера (шрифт).

  7. Сколько не запоминай – все равно забудешь. Что это? (пароль).

  8. Простейший прибор для вычислений (счеты)

  9. Гибкий магнитный диск (дискета)

  10. «Мозг» компьютера (процессор)

  11. Взломщик компьютерных программ (хакер)

  12. Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра)

  13. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл)

  14. Печатающее устройство (принтер)

  15. Указатель местоположения на экране (курсор)

  16. Место хранения информации (память)

  17. Всемирная глобальная сеть (Интернет)

  18. Карманное вычислительное устройство (калькулятор)

  19. Знак, используемый для отделения целой части от дробной в информатике (Точка)

  20. Образ, не имеющий физического воплощения, а созданный на экране монитора компьютера. (Виртуальный)

  21. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы).  (Цикл)

  22. Назовите  "антипод" для слова  «клиент». (Сервер)

  23. Сколько байт в 40 битах? (5)

  24. Как называется объект – заместитель оригинала? (модель)

  25. Когда появился манипулятор «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок).

  26. Текст, содержащий связи с текстом других документов. (Гипертекст)

  27. Как зовут дирижера оркестра компьютерных устройств? (Операционная система.)

  28. Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счёты. (Абак).

  29. Программисты шутят, что во Вселенной есть три постоянные величины (они же константы): смерть, налоги и то обстоятельство, что купленный вами сегодня компьютер уже … Закончите эту печальную шутку. (… устарел)

  30. Назовите  "антипод" для слова «константа». (Переменная)