СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Мозаика цветов" для учащихся 6-7 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Мозаика цветов" для учащихся 6-7 классов»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7х классов

«МОЗАИКА ЦВЕТОВ»



Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения цветковых растений.

Задачи:
- актуализировать знания о видовом составе дикорастущих, декоративных и комнатных растений школы;
- развивать наблюдательность, абстрактное мышление, творческое воображение;
- формировать навыки работы в группе, умение слышать чужое мнение;
- воспитывать культуру бережного отношения к окружающему миру;
- создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.


Оформление мероприятия:

  1. фотовыставка портретов «Я (моя семья) среди цветов»;

  2. выставка цветочных композиций «Сказочный цветник».


Ход мероприятия:


1й ведущий:

Быть может, вся природа -

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа -

Различность голосов?

Быть может, вся природа -

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа -

Желанье красоты?

(Константин Бальмонт)


2й ведущий:

Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти.


1й ведущий:

Цветы и декоративные растения занимают в нашей жизни гораздо более важное место, чем это кажется на первый взгляд. С ними мы встречаемся повсюду: дома, на работе, в окружающей нас природе. С детства прививается нам любовь к цветам.


2й ведущий:

Сколь бедными оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Говорят, что тому, кто умеет понимать и ценить красоту, цветы рассказывают о своей жизни. Не потому ли мы издавна наделяли каждый из цветков определенным смыслом? Для французов, скажем, красная гвоздика – это цветок борьбы и революции. В донских краях почитают как символ вечной памяти о дорогих и близких никогда не увядающий бессмертник.


1й ведущий:

Растения даруют не только красоту. Они еще и дружат с человеком, помогают ему: выручают, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Они и на пепелища приходят первыми, дают силу подняться лесам – «легким» нашей планеты. Мы же, к сожалению, не всегда задумываемся над всем этим и не воспринимаем цветы как живой организм душой и сердцем.


2й ведущий:

На Земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого цветка свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства флоры. Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту завесу.


1й ведущий:

Итак, ребята! Сегодня на нашем мероприятии в конкурсах участвует четыре команды: от 6 «а», 6 «б», 7 «а» и 7 «б» классов! Поприветствуем их! У какой команды в вазе окажется наибольшее количество цветов в течении сегодняшнего мероприятия, та и будет победительницей (1 балл- 1 цветок).


2й ведущий:

(Представляет жюри и оглашает программу мероприятия, озвучивает критерии оценивания каждого конкурса. Проводит жеребьевку).


1 конкурс «Визитная карточка»

(каждая команда представляет свое название, эмблему, приветствие, костюмы) – оценивается по 5-бальной системе.


1-й ведущий:

Я помню с детства стихотворение Елены Благининой о цветке, а вот как он, этот цветок называется – не знаю. Может, вы послушаете и подскажете?
Огонёк
Хрустит за окошком
Морозный денёк. Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!

2-й ведущий: Я знаю это стихотворение – недавно младшей сестрёнке читал. А в книжке на рисунке растение – как Ванька мокрый. Он у меня на окошке расцвел, и мы его «огоньком» называем.


Учитель биологии:

Есть такое растение. Цветок называют либо Ванька мокрый за то, что его стебли очень сочные, и он требует частых поливов, либо Недотрога, за способность плодов скручиваться и разбрасывать созревшие семена при малейшем прикосновении. Научное название этого растения – Бальзамин Валерра.
Многие наши комнатные растения имеют сложные научные названия. Мы же употребляем прижившиеся обиходные, упрощенные названия.





1й ведущий:

2 конкурс «Знакомые незнакомцы»

У каждой команды на столе лежат в конверте карточки. Необходимо составить пары из научного и обиходного названия для каждого из предложенных, наиболее распространенных, комнатных растений. Каждый правильный ответ – один балл. Время для выполнения задания – 5 минут.

Видовые (научные) названия:
1. Хойя мясистая
2. Пеларгония зональная
3. Аспарагус густоцветковый
4. Бальзамин Валерра
5. Гибискус гибридный
6. Зефирантес крупноцветковый
7. Зантедеския эфиопская
8. Колеус Блюме
9. Абутилон гибридный
10. Роициссус ромбический

11. Алоэ древовидное
12. Сенполия узамбарская
13. Зигокактус усеченный
14. Крассула древовидная
15. Сансевиерия трехполосая
16. Спатифиллум Уоллиса

Обиходные названия:
1. Калла
2. Декабрист
3. Розан
4. Герань
5. Комнатный виноград
6. Щучий хвост
7. Денежное дерево
8. Ванька мокрый
9. Фиалка
10. Комнатный клен
11. Женское счастье
12. Выскочка
13. Столетник
14. Крапивка
15. Плющ восковый
16. Елочка

2 ведущий:

Какие же Вы молодцы! Такие названия знаете! А этот «фикус» знаете? Как он называется? (показывает на любой цветок). У моей бабушки весь дом в цветах, а что есть что, в жизни не разберу! Я в кабинетах по школе рассмотрел все растения, часть принёс сюда и пронумеровал специально, чтобы Вы мне подсказали их названия.

1-й ведущий: Сейчас мы узнаем: знаете ли Вы растения «в лицо».

3 конкурс «Узнай комнатное растение»

Капитаны команд с двумя помощниками проходят на сцену, в нашу импровизированную оранжерею. Используя список растений надо за 7 минут определить растения и указать их номера. За каждое определённое растение начисляется 2 балла.

(Учитель биологии сопровождает участников конкурса)

Растения "оранжереи" (список корректируется в зависимости от имеющихся растений):
1. Сенполия узамбарская
2. Традесканция приречная
3. Колеус Блюме
4. Сциндапсус золотистый
5. Эухарис крупноцветковый
6. Эхинопсис Эйриеза
7. Бегония борщевиколистная
8. Нефролепис перистый
9. Зантедеския эфиопская
10. Зигокактус усеченный
11. Хлорофитум хохлатый
12. Амарилис гибридный
13. Дримиопсис Кирха
14. Аспидистра высокая
15. Полисциас Бальфура
16. Фаленопсис гибридный
17. Сансевиерия трехполосая

18. Руэллия пурпурная
19. Монстера деликатесная
20. Хойя мясистая

2-й ведущий: 

Чтобы остальные не скучали, мы проведем соревнование и заработаем для команды дополнительные баллы.

4 конкурс «Цветочные загадки» (за каждый верный ответ команда получает 1 балл)


Загадки:

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.


(Ирис)

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он морозов не боится,
Хоть и маленький.

(подснежник)

  1. На травинке солнцем бьется,

  2. С ветерком на небо рвется.

  3. Но совсем не горячи солнца этого лучи.

(ромашка)

  1. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка.

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

  1. Какой-то серенький букетик

Домой я утром принесла,

Другой пройдет, и не заметит,

Ни дать, ни взять – одна метла.

В стакан из любопытства ткнула

С холодной ключевой водой

Под вечер на него взглянула

А мой букетик-то живой.

(Багульник)


Эй, звоночки, синий цвет,- с языком, а звону нет

(колокольчики)

В рацион коровок вхож
И для ванны он хорош
От грудных болезней
Нет его полезней

(клевер)

  1. Белые горошки,

На зелёной ножке


(ландыши)


2й ведущий:

5 Конкурс «Стоп – кадр»

Предлагаю рассмотреть рисунки цветов. (Просмотр слайдов)

Команды по очереди угадывают цветы.

Правильный ответ – 1 балл.


1й ведущий:

Приятно любоваться цветами. Часто хочется принести их домой или подарить близким людям. Однако, прежде чем сорвать цветок, вспомните, что вы знаете о нем. Может быть, он ядовит и лучше его не трогать. Возможно, вы встречали редкий цветок, требующий охраны. В этом случае, конечно, он должен оставаться нетронутым.


2й ведущий:

Не следует обрывать цветы рядом с городом или другими населенными пунктами. Вспомните, что цветок превращается в плод с семенами. Срывая цветок, мы губим все растения, которые могли бы вырасти из семян. Часто после сбора цветов гибнет и материнское растение. Оставшись без наземной части, многие первоцветы в следующем году уже не порадуют нас цветами. Пожалуйста, не забывайте об этом.


1й ведущий:

6 Конкурс «Берегите цветы»

В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране цветов. Кто первый отгадал – получает 1 балл


Е

К

Ш

Ь

В

Р

Т

У

И

Л

И

Е

Ы

Б

Е

О

Б

Н

 

(Ответ: фраза «Не рви большие букеты»).


Ведущий 1: Ребята, давайте запомним правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.»


2й ведущий:

7 Конкурс «О каких цветах идет речь?» (Каждый верный ответ – 1 балл)


  1. С греческого языка название этого цветка переводится как молочноцветковый. Цветет ранней весной, иногда в марте-апреле. За этими цветами отправила в зимний лес мачеха свою падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев» (Подснежники) СЛАЙД

  2. В VXII в. В Голландии на бирже за луковицу этого растения сорта «Vice – roi» было заплачено 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платья и один серебряный кубок. (Тюльпан) СЛАЙД

  3. В давние времена, да и сейчас, девушки ищут в букетах эти необыкновенные цветки, по поверью приносящие счастье. У них не четыре, а пять, шесть, семь и более лепестков. Такой цветок нужно не только с приятным ароматом, кустарник, с трудом удерживающий на ветвях кисти своих прелестных цветов. (Сирень) СЛАЙД

  4. В германии этот цветок считается волшебным. С его помощью можно узнать имя суженого или суженой. Цветок кладут на голое тело под мышку и, не говоря ни слова, идут домой. Имя первого попавшегося на дороге или перекрестке и будет именем суженого или суженой. Это очень скромный лесной цветок. (Незабудка) СЛАЙД

  5. В древности это растение славилось своими чудодейственными свойствами. Говорили даже, что злые духи исчезают из тех мест, где оно растет. Считалось, что достаточно кусочек этого растения надеть на нить, повязанную на шею, и можно защититься от всякого рода дьявольских наваждений. Этот цветок крупный, яркий, пахучий.

В Древнем Китае молодой человек, делая предложение девушке, подносил ей этот цветок.

Если она принимала, это означало, что она согласна выйти замуж за этого юношу. 

(Пион) СЛАЙД


  1. Этот цветок был раньше чрезвычайно популярен во Франции. В первое майское воскресенье устраивали праздник в его честь. При этом юноши и девушки прикалывали к своей одежде букетики этих цветов. С помощью этих букетиков можно было разговаривать без слов. Эти лесные цветы очень малы, изящны, и кажется, что сделаны из тончайшего фарфора. (Ландыш) СЛАЙД


  1. Этот цветок очень красив и изящен, настоящее имя юноши из древнегреческой мифологии, умершего от любви к самому себе. (Нарцисс) СЛАЙД

  2. Этот цветок может предсказывать погоду. В сырую погоду его корзиночки остаются закрытыми, а в ясную сухую погоду они раскрываются между 5 и 6 ч. утра и закрываются около 3 ч. дня. В народе это свойство цветка заметили давно. О нем говорят так: «Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок зажмурится», «На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил». В народной медицине его применяют для лечения различных болезней. Во Франции этот цветок выращивают на полях как пищевое растение (в пищу используют цветы, листья, корни)(Одуванчик) СЛАЙД

  3. В начале апреля на проталинах, где припекает солнце, появляются корзиночки этих цветов. Научное название этого растения происходит от латинского слова «туссус», что означает кашель. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пуском. Если его приложить к руке, оно греет. (Мать-и-мачеха) СЛАЙД

  4. Об этом прекрасно пахнущем цветке до нас дошли противоречивые сведения. У древних греков он в одних случаях считался цветком горя и печали, в других – радости. Им украшали прически подруги невесты на свадьбе. Его запах такой сильный, что во времена Наполеона I при французском дворе одна молодая особа, выйдя за старика, уморила его, убирая каждый вечер его спальню большим количеством этих цветов. В переводе с греческого название этого луковичного растения означает «цветок дождей». Действительно, эти цветы в Греции распускаются на полях после теплых весенних дождей. (Гиацинт) СЛАЙД


  1. Древние римляне ежегодно весной устраивали весёлый праздник, посвящённый богине садов и цветов. Позднее в её честь стали называть весь растительный мир. Как?

(Флора).  СЛАЙД.

  1. Цветет этот цветок в апреле-начале мая. О множестве форм и разнообразии окраски цветов говорит, само название, которое по-гречески означает радуга. У нас этот цветок называют ласково касатик, в германии – меч-лилией за форму листьев, торчащих остриями кверху. В средневековой Италии этот цветок был помещен на старинном гербе «город цветов» - Флоренции. Корневище этого цветка, называемое фиалковым корнем, используется в пищевой промышленности как ценное ароматическое и пряное сырье. (Ирис) СЛАЙД


1й ведущий:

8 Конкурс «Цветочный этикет» (за каждый верный ответ – 1 балл)

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)

4. Как должен выглядеть подарочный букет? Он должен быть завёрнут в целлофан или без него? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)

5. Вы вошли в квартиру, что нужно сделать с букетом? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)

6. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)

7. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)

8. Как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)

10. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

11. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

12. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)


2й ведущий:

Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя.

Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букет должен быть небольшим и соответствовать наряду невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.


1й ведущий:

9 Конкурс «Ребусы «Цветочки»» (за каждый верный ответ – 1 балл)

Ребусы:

Ромашка

Василёк

Незабудка

Тюльпан

Мак

Гвоздика

Подсолнух

Гладиолус


2й ведущий:

10 Конкурс «Собрать цветочную мозаику».

Музыкальное сопровождение.

Из разрезанных картинок составить картинку. Назвать цветок. (верно выполнено – 1 балл)


(жюри подводит итоги конкурсов)


1й ведущий:

Да, интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней - цветы, изумительные ее творения. Нет лучшего способа украсить свою жизнь цветами, чем вырастить их на садовом или пришкольном участке. Место, где вы решите их вырастить, будет называться цветником. Много столетий назад люди собирали большие коллекции растений. Однако это занятие было доступно только очень немногим, в основном правителям и влиятельным вельможам.


2й ведущий:

Они имели возможность приобретать редкостные цветы по очень высокой цене. Например, луковицы тюльпанов стоили целое состояние, а розы входили в перечень роскоши древних римлян. Лилии, наряду с драгоценностями, укладывались в усыпальницы египетских фараонов. Продав всего одну луковицу гиацинта в Голландии два столетия назад, можно было купить себе дом, лошадей и жить, больше не заботясь о пропитании.


1й ведущий:

Сегодня мы не платим огромных денег за полюбившееся растение. В наших силах создать собственный цветник. И выставка “Сказочный цветник ” и фотовыставка портретов - это доказывает.

(Под музыкальное сопровождение проходит церемония награждения команд; детей, педагогов, родителей по итогам школьной выставки. Вручаются дипломы, грамоты, семена экзотических растений и др).



2й ведущий:

Наше мероприятие подошло к концу! Всем большое спасибо за участие! До новых встреч!


звучит песня «Праздник цветов», ссылка https://yandex.ru/video/preview/8189899292335556055