Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснолучская общеобразовательная школа№13
имени воина - интернационалиста А. Мещерякова»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
по изобразительному искусству
и музыке в 4 классе
«Монотипия с дальнейшим
дорабатыванием»
Разработала:
учитель начальных классов
Чернышева Татьяна Викторовна
г.Красный Луч
Цель : учить детей выполнять рисунок техникой монотипия;
формировать умение работать гуашевыми и акварельными красками;
формировать разносторонние представления об окружающем мире;
познакомить детей с музыкальными произведениями Ф.Шопена «Вальс цветов», П.И.Чайковского «Времена года.Святки. Декабрь» ;
учить детей видеть, слышать и чувствовать прекрасное;
познакомить с репродукциями картин знаменитых художников;
расширять кругозор детей; развивать творческие способности детей; воспитывать эстетические чувства, любовь к прекрасному.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Сели ровно, проверили все есть на парте для проведения урока изобразительного искусства.
II.Сообщение темы урока:
-Ребята, сегодня мы проведём итоговый урок. Мы будем повторять и закреплять изученные знания за I семестр, а также познакомимся с новой техникой рисования-монотипия.
III.Актуализация опорных знаний.
а)Вступительное слово учителя:
- Ребята, за время обучения в школе, мы с вами побывали во многих живописных уголках нашего края.
-Мы убедились, что наша планета Земля очень красива в любое время года. Мы любовались её красотой летом, а как очаровал нас осенний лес, как сверкает пушистый белый снежок зимой, природа укуталась в тёплое покрывало и уснула, а весной на пригорках проснутся первые весенние цветы, птицы запоют свои весёлые песни.
Невозможно не любить нашу Землю!
Учитель :
Если б в поле расцвели
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели
Только жёлтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Хорошо ,что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
-На уроках, дети, мы будем учиться
видеть эту красоту.
б)Беседа о жанрах живописи:
-Самым сильным и ярким языком изобразительного искусства является язык живописи.
-Мир вокруг нас полон красок. Мы настолько привыкли к этому цветному богатству, что часто не замечаем эту красоту.
-На помощь к нам придёт живопись, которая будет помогать видеть эту красоту.
-Живопись состоит из слов «живо» и «писать».Мы научимся не только видеть, но и писать эту красоту, используя все многообразие красок.
- Художники в своих картинах передают (пишут) жизнь, окружающий мир.
-Ребята, а с какими жанрами живописи мы уже знакомы?(Пейзаж, портрет,
натюрморт)
в)Знакомство со стихотворением А.Кушнира «Если видишь на картине»
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина.
Называется - пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Если видишь, что с картины .
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.
г)Беседа о средствах, которые используют художники, поэты, писатели, композиторы
для того, чтобы показать всю красоту окружающего мира
(краски, слова, стихи, рассказы, музыку).
-На уроке музыки мы слушали музыкальное произведение про трех девочек. Как называлось это произведение?(«Три подружки»).А кто написал это музыкальное произведение? (Д. Кабалевский)
-А что показал в этой музыке композитор?(характер подружек)
-Как назвал он девочек?(Плакса, Резвушка, Злючка).
-А с помощью каких музыкальных инструментов он это показал?(Скрипка, флейта, труба)
-Мы видим, что с помощью музыки можно передать не только красивое звучание, но и характер человека.
ж).Показ репродукций картин художников: А.Дейнека «Гладиолусы с рябиной»
Е.В.Волобуев «Натюрморт»
В.Г.Перов «В.Даль Казак Луганский»
А.И. Куинджи «Берёзовая роща»
И.К.Айвазовский «Восход луны в Феодосии» О.М.Зардарян «Весна»
-Посмотрите на доску, какие жанры живописи мы видим на репродукциях картин великих художников?
IV.Сообщение цели урока:
-Сегодня на уроке, ребята, я предлагаю вам с помощью красок передать своё настроение, проявить фантазию, творчество и умение.
-Краски бывают тёплых и холодных цветов. Назовите тёплые и холодные цвета.
-От выбора цвета красок мы сможем увидеть ваше душевное настроение.
Подготовительная работа:
з)Знакомство с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Святки. Декабрь.»
-Родился П.И.Чайковский на Урале, учился в Москве. Он сочинял музыку, учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренняя и правдива.
-Внимание, ребята!
Тихо - тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой,
Эта музыка торопит
И ведет нас за собой!
-Ребята, я предлагаю послушать это музыкальное произведение, которое, я
уверенна, поможет нам нарисовать фантастически красивые картины.
-Послушав это произведение, подумайте, о каком времени года хотел нам рассказать композитор ?
-А что вы представляли, слушая эту музыку?
V.Гимнастика для пальцев.
Показываю на доске готовые работы
Монотипия - это единственный отпечаток на листе бумаги.
VI.Выполнение работ:
1.Рисуем на плитке.
2.Наносим краску по настроению.
3.Все пространство заполняем цветом.
4.Берем альбомный лист, накладываем на плитку с рисунком, придавили салфеткой.
5.Сняли лист - получили отпечаток с подтёками.
6.Лист просушиваем.
7.Потом -дорабатываем.
Звучит музыка Ф.Шопена «Вальс дождя»
8.Подведение итога работы.
А вы, дети, внимательно всмотритесь в свою работу .
Это на первый взгляд перед вами просто цветовые пятна.
Но, если напрячь воображение, то можно увидеть яркие картины: неземных животных, загадочный лес, луну, пробирающуюся сквозь туманы, поляны и цветочные луга.
-На следующем уроке мы попробуем пофантазировать, интересно ,что получится у нас?
Дети вывешивают свои работы на доске.
5